23.2. Программные коррекционно-компенсаторные задачи образовательной области "Познавательное развитие" с развитием у слепого ребенка компенсаторно-адаптивных механизмов познавательной деятельности с освоением новых социальных и предметных сред в ее компонентах: способы приема, переработки и хранения информации; аффективно-мотивационной сферы познавательной деятельности: познавательной активности и интересов, чувства нового и удовлетворением особых образовательных потребностей по направлениям педагогической деятельности
23.2. Программные коррекционно-компенсаторные задачи образовательной области "Познавательное развитие" с развитием у слепого ребенка компенсаторно-адаптивных механизмов познавательной деятельности с освоением новых социальных и предметных сред в ее компонентах: способы приема, переработки и хранения информации; аффективно-мотивационной сферы познавательной деятельности: познавательной активности и интересов, чувства нового и удовлетворением особых образовательных потребностей по направлениям педагогической деятельности:
23.2.1. Обогащение чувственного опыта с развитием способности к дифференциации ощущений, опыта восприятия объектно-предметного наполнения окружающей действительности:
1. Расширение опыта практического взаимодействия с предметами и объектами действительности, наполняющими предметную среду мест жизнедеятельности. Способствовать освоению ребенком опыта физического контакта с предметами окружения разной текстуры: деревянные, резиновые, пластиковые, тканевые, кожаные, металлические, бумажные (бумага, картон), почва, камни, растительные объекты; с предметами, имеющими разные тактильные признаки поверхностей: гладкие, шероховатые, ребристые, ячеистые, колючие, пористые, с рельефным рисунком, с (без) царапин, тактильные признаки: плотность, мягкость. Развитие остроты тактильных ощущений в их разнообразии, способности к дифференциации ощущения фактуры (характер поверхности, поверхностный рельеф) бумаги: гладкая, тисненая, бархатная, наждачная, фольга, гофрированная, тонкая, картон; металла: алюминиевая, хромовая, медная, стальная, чугунная; пластмассы: пластик с гладкой поверхностью, пластик с ребристой поверхностью, пластик с рельефной поверхностью, линолеум, пленочные материалы; ткани: "вафельная", махровая, вельвет, шерсть, шелк, хлопок, букле, ворсистая, меховая, драп; деревянных предметов: поверхности натурального дерева, лаковая, окрашенная; резины: гладкая, гладкая со швом, с рельефным рисунком, исключает острые углы; стекла: гладкая, гладкая со швом, с рельефным рисунком, холодная. Повышение температурной и вибрационной чувствительности.
2. Развитие осмысленности тактильных впечатлений, формирование первичного понимания физической сущности предметного мира. Расширять умения исследовательской деятельности: познание свойств материалов, предметов и объектов неживой природы с обогащением опыта тактильной дифференциации (картон сухой или мокрый; листья деревьев, кустарников "сочные" или сухие; сухой песок сыпучий - его трудно удержать в кулаке, но можно удержать в ладони "ковшичком", можно захватить щепотью и, выполнив соответствующее действие, достаточно точно насыпать его на ограниченную поверхность (например, на ладонь другой руки), влажный песок можно формировать с помощью ладони, емкости; вода обладает текучестью - можно зачерпнуть рукой, но трудно удержать. Расширять опыт выполнения трудовых поручений: с помощью сухой салфетки для уборки очистить поверхность от остатков пластилина; влажной салфеткой вытереть столешницу, водой промыть листья комнатного растения с плотными, гладкими листьями, вытереть разлитую воду; после деятельности навести порядок на рабочем месте - собрать предметы в обозначенную емкость (коробка, банка, ящик); проверить, как одежда висит в шкафу после раздевания. Формирование умений и навыков ручного труда: работа с картоном (например, из заготовки собрать коробку) и бумагой (например, мягкую бумагу нарвать клочками, скатать из них шарики - "кудряшки" шерсти овцы), приклеить шарики на трафарет овечки; работа с предметной деревянной заготовкой, деталями из других материалов (ткань, бумага, пластик); работа по созданию новых фактур с помощью сыпучих материалов, пластилина, лоскутков тканей, клочков бумаги.
3. Развитие и обогащение игрового опыта: предметные игры, дидактические игры на тактильное восприятие.
23.2.2. Повышение слухоразличения, развитие опыта восприятия звуков и шумов окружения, способности к их осмыслению:
1. Шумы в помещении. Человеческая речь, шепот, спокойный разговор, многоголосье, гам; бытовые шумы: шум воды, скрип, захлопывание (закрывание или открывание) дверей, звуки падающих предметов; производственные шумы: работа стиральных машин, работа кухонных приборов.
2. Уличные шумы. Естественные природные шумы: шелест листвы, птичьи голоса, легкий плеск воды, гром; шумы от работающего транспорта: движение и сигналы автомобилей, автобусов, железнодорожного, воздушного транспорта, сигналы специального транспорта, звуки-сигналы предупреждения об опасности.
23.2.3. Расширение опыта действий с предметами с осмыслением возникающего звучания: от манипуляций (потрясти, постучать, бросить) слышим шумы: бренчание, треск, стук, хлопки, удар; звуки, соотносимые со свойствами материалов, отражающие физическое строение предмета (полый, твердый, с наполнителем).
От действий по назначению слышим:
звук или шум как результат деятельности человека (мелодию, аудиоматериал, работу механизма, прибора, бытовые шумы);
звуки от орудийных действий, такие как звуки от соприкосновения предметов; звуки, отражающие материалы, из которых сделаны предметы, звуки действия, движения: размешивание, зачерпывание;
звуки от действий: нанизывание, переворачивание, насыпание и высыпание, опускание предмета в емкость, наливание и выливание.
23.2.4. Повышение способности к осмысленной дифференциации звуков по их предметно-объектной соотнесенности: звуки ближайшей окружающей действительности (бытовые, музыкальные, звуки движения, голосовые звуки; по психофизической характеристике - громкость, высота; по пространственной ориентации - сторона и удаленность от ребенка источника звука. Развитие способности к локализации звука в пространстве относительно собственного тела: спереди, сбоку, вверху, внизу.
Расширение представлений о звучащем мире: звуки и шумы природы (звуки дождя, скрип снега, пение птиц, голоса животных); звуки и шумы человеческой деятельности; акустический облик человека. Способствовать освоению ребенком картины мира на основе слухового восприятия действительности.
Обогащение опыта восприятия музыки. Расширение опыта действий с различными музыкальными игрушками, с доступными для деятельности музыкальными инструментами культурно-фиксированными способами.
Обогащение опыта переживаний, связанных со слуховым восприятием окружающей действительности. Развитие и обогащение игрового опыта: дидактические игры на слуховое восприятие, предметные игры.
23.2.5. Развитие интереса к миру запахов, к освоению умений использовать обонятельную чувствительность для получения информации, ориентировки в пространстве. Развитие способности по запаху, аромату ориентироваться в окружающей действительности: обращать внимание, выделять, различать, называть ароматы продуктов (яблоко, апельсин); запах пищи (свежая выпечка, каши, тушеные овощи, напитки); специфические запахи помещений (медицинский кабинет, кухня, прачечная); запахи от профессиональной деятельности человека (уборка помещений, малярные работы); запахи улицы. Обогащение опыта использования обонятельной чувствительности в познавательной деятельности; опыта дидактических игр с использованием обоняния.
Повышение способности к дифференциации вкусовых ощущений во время приема пищи: сладкий, кислый, горький, соленый, пресный.
Побуждение ребенка с практической слепотой к использованию (подключение к деятельности других органов чувств как дополнительного канала) остаточного зрения в предметно-пространственной ориентации.
23.2.6. Освоение ребенком опыта игр, в которых происходит объединение информации разной модальности - тактильной и слуховой, тактильной и обонятельной. Сначала актуализация ощущений одной модальности, затем, через игровую ситуацию, - другой.
23.2.7. Предметно-познавательное развитие, повышение перцептивно- интеллектуального и моторно-поведенческого потенциала познания.
Развитие интереса к предметному миру, формирование понимания того, что мир наполнен различными предметами, нужными для жизни человека.
Развитие умений познавать предмет как объект действительности, ориентироваться в разнообразии предметного мира:
а) знать название предмета, его частей и деталей;
б) уметь обследовать предмет с построением образа: структурно-целостного, полимодального; с выделением и определением признаков (материал, фактура, форма, величина, цвет);
в) уметь узнавать предмет по характерным признакам (на основе ощущений и образа восприятия);
г) знать, понимать, иметь опыт знания (при условии доступности) назначения предмета, его роли в жизни человека;
д) понимать связь "человек - предмет";
е) уметь отвечать на вопросы, связанные с предметом;
ж) иметь первичные представления о возможных изменениях предмета (с установлением связей): его структурной целостности, изменения пространственных отношений целого и деталей, изменения величины;
з) уметь выбирать предмет из нескольких по его названию.
23.2.8. Обогащение, совершенствование, уточнение сенсорных, предметных, пространственных, социальных представлений об объектах и предметах окружающей действительности, востребованных в жизнедеятельности и освоенных в условиях специального обучения и (или) спонтанного познания мира.
23.2.9. Развитие словаря: существительные - названия предметов, материалов; прилагательные, глаголы, предлоги.
23.2.10. Формировать первичные представления о месте предмета среди других с установлением родовидовых связей, причинно-следственных связей, пространственных отношений.
23.2.11. Воспитание культуры осязательного обследования предметов: игрушек, предметов обихода, объектов познавательной деятельности.
23.2.12. Развитие моторного компонента предметно-познавательной деятельности: опыта схватывания и отпускания предметов; обогащение опыта захвата предметов разной формы и величины; формирование культурных способов захвата предметов с учетом их назначения; формирование программ действий с предметами по их назначению: с игрушками, предметами обихода, объектами познавательной деятельности; развитие орудийных действий; формирование действий предметно-пространственной организации "рабочего поля": умения взять предмет из определенного места, положить предмет на определенное место, расположить объект перед собой, расположить предметы в ряд (горизонтальный, вертикальный).
23.2.13. Развитие рече-слухо-двигательной координации с освоением опыта выполнения одноступенчатых инструкций: "Возьми", "Удерживай", "Положи", "Открой"; двухступенчатых: "Возьми книгу и открой ее", "Выбери нужные фигуры и разложи их в ряд"; трехступенчатых: "Из игрушек выбери пирамидку, сначала разбери ее, а затем собери", "Рассмотри предмет и скажи, чего не хватает, найди недостающую деталь, дополни предмет". Развитие моторики рук, кистей, пальцев: движений и действий, силы, ловкости, выносливости.
23.2.14. Расширение знаний о предметном мире в его многообразии; обогащение опыта предметных игр; знакомство с предметами действительности мало доступными детям для повседневного использования; слушание и разучивание детских стихов о предметах и объектах действительности ("Первая книжка" В. Калинкина, "Птенчик" В. Мелковской, "Зайчик", "Зима прошла" М. Клокова, "Пес" А. Барто, "Кабачок" И. Белякова).
23.2.15. Развитие опыта организации и создания предметных сред: опыт предметно-пространственной организации игрового поля, мест самообслуживания, рабочего места познавательной деятельности; создания новых предметных сред: конструирование, аппликация, создание новой фактуры предмета.
23.2.16. Развитие предметности восприятий разных модальностей (тактильно-осязательного, слухового, проприоцептивного, восприятия вкуса, запахов) с осмысливанием каждого отражаемого признака; константности, целостности и детальности, осмысленности восприятия как чувственного этапа познания (опознания) объектно-предметного мира с востребованностью в разных видах детской деятельности и разных предметно-средовых условиях.
23.2.17. Развитие и повышение способностей к логическому обоснованию характеристик качеств воспринимаемых объектов: освоение умений опознавать воспринимаемое качество предмета, называть его нужным словом; определять свои ощущения, акцентируя на них внимание; объяснить, как некое качество характеризует предмет, уточнить (назвать) другие качества предмета.
23.2.18. Развитие и совершенствование рече-слухо-двигательной координации как основы организации познавательного процесса. Совершенствование психомоторных образований, востребованных в осуществлении способов познавательной деятельности: укрепление моторики рук; побуждение и активизация мобильности; развитие слухо-двигательной координации; движений рук, кистей, пальцев; скоординированности с обеспечением умелого выполнения действий осязания.
23.2.19. Освоение игр с простыми поведенческими программами: искать предмет, слушая звук, искать этот же предмет среди других (зашумленность восприятия); в игровых действиях с этим предметом использовать другие предметы, действия другого содержания.
23.2.20. Формирование картины мира с развитием реальных полимодальных образов его объектно-предметного наполнения и освоением опыта установления связей:
23.2.21. Формирование целостных представлений об объектно-предметных, предметно-пространственных ситуациях быта (умывание, обед), игры (предметная игра, ролевая игра), познавательных занятий, продуктивной деятельности с развитием способности к аналитико-синтетической оценке происходящего, его предметной организации, осмыслению своего места, своих возможностей. Развитие способности к планированию действий и деятельности, установлению предметных, причинно-следственных связей. Развитие опыта игр "Что сначала, что потом?": "Расскажем о ..., каким он был до, каким он может быть после", "События с предметом: расскажи о последовательности событий".
23.2.22. Развитие способности опознавания реалистических моделей, изображений (тактильно-рельефные картинки) с установлением соответствия между предметом и его моделью, изображением. Формирование умений и развитие игрового опыта: игра "Тактильное лото" в вариантах; обогащение опыта игрового моделирования, конструирования по образцу. Обогащение опыта выбора предметной игры с составлением программы действий и совместным проигрыванием с педагогическим работником.
23.2.23. Формирование основ организации собственной познавательной деятельности в окружающей действительности.
23.2.24. Развитие умений, потребности, интересов в слушании аудиоматериалов, освоение практических умений собственной организации предметной среды для слушания (подойти к источнику, включить, использовать регулятор громкости, слушать, выключить).
23.2.25. Развитие интереса к рассматриванию тактильных книг и рельефных картинок.
23.2.26. Развитие умений и обогащение опыта создания новых предметных сред:
побуждение к действиям: с пластилином (лепка); с бумагой (различные виды): смятие, заполнение емкости, разрывание и отрывание; тканями разной фактуры;
вовлечение в деятельность по созданию новых текстур: на пластилиновую поверхность (пластилин равномерно нанесен на твердую основу) кладем с надавливанием пуговицы (с одинаковым или разным рельефом), цепочки и другие мелкие предметы. "Смотрим" двумя руками, что получилось. Затем с теми же предметами в тех же условиях создаем другую композицию. По пластилиновой поверхности "рисование" вилкой (пластмассовой, но утяжеленной). Создание отпечатка мелкозернистой текстуры: сухую губку обмакиваем в густую гуашевую краску и прикладываем к тонкой бумаге, даем высохнуть и смотрим, что получилось.
23.2.27. Развитие игрового опыта.
23.2.28. Формирование навыков алгоритмизации деятельности (предметной, познавательной, практической): обогащение опыта выполнения действий в соответствии с планом.
23.2.30. Обогащение опыта самореализации в процессе деятельности, познания.
23.2.31. Развитие и обогащение познавательных чувств и эмоций.
23.2.32. Развитие чувства нового, познавательных интересов: побуждение к результативному поиску в знакомой среде интересующих предметов, расширение опыта в действиях с полузнакомыми предметами, поддержание интереса к таким ситуациям.
23.2.33. Развитие устойчивого интереса к слушанию аудиоматериалов, музыки, созданию новых предметных сред, к играм в сенсорной комнате, выполнению физических упражнений.
23.2.34. Повышение осмысленности в отражении окружающего, расширение кругозора, побуждение к проявлению интеллектуальных чувств.
23.2.35. Побуждение и поддержание заинтересованности к чему-либо (у кого какая чашка?), к кому-либо (кто где играет?), к происходящим событиям (сейчас происходит в зале). Расширение опыта ответа на вопросы: "Что происходит?", "Чем будем заниматься?", "Во что играют обучающиеся?". Обогащение опыта проявления удивления как переживания от чего-либо необычного, неожиданного, нового, побуждающего к познанию.
23.2.36. Развитие интереса к пространству и движению.
23.2.37. Обогащение опыта использования и привитие интереса к игрушкам и действиям с ними, их разнообразию, тактильным книгам, к объектам разной фактуры, величины, слушанию аудио материалов (музыки, детских литературных произведений и песенок, звуки и шумы мира) с проявлением радостного, положительного отношения.
23.2.38. Формирование предметно-практических умений и навыков (трудовых, познавательных, коммуникативных, двигательных) с развитием практических чувств: радость от процесса деятельности, от проявления умений; огорчение от неуспеха и желание повторить попытку, чтобы достичь результата.
23.2.39. Развитие интеллектуальных чувств. Развитие желания научиться чему-либо и потребности лично участвовать в чем-то, обогащение опыта взаимодействия с окружающими в процессе познания, в совместном решении познавательных задач. Расширение опыта познания окружающей действительности: расширение ряда знаний о предметах и объектах окружающего мира, опыта решения проблемных, познавательных и жизненных ситуаций и задач.
23.2.40. Развитие регуляторного компонента познавательной деятельности.
23.2.41. Совершенствование коммуникативных умений в получении информации о предметах и объектах окружения, происходящих событиях, возникших ситуациях. Развитие опыта задавать вопросы-обращения: "Что происходит?", "Могу ли я это взять?", "Где этот предмет находится?".
23.2.42. Развитие умений и навыков выполнения познавательных действий по инструкции педагогического работника и самоинструкции, придерживаясь освоенного плана - алгоритма (алгоритм обследования, алгоритм действий) деятельности (познавательной, исследовательской, труд, игра). Развитие умений и обогащение опыта рассказывания об освоенных видах деятельности, описания основных правил вида деятельности, требований к ее организации.
23.2.43. Формирование навыков практического контроля своих действий в процессе деятельности и оценки их результата. Развитие организованных движений рук с элементами прослеживания поверхности (горизонтальный и (или) вертикальный компонент) предмета деятельности, осязательной локализацией деталей с концентрацией внимания.
23.2.44. Совершенствование навыков пространственной ориентировки. Развитие точных и полных представлений о "схеме тела", обогащение двигательного опыта выполнения заданий, требующих осознанного понимания пространственных понятий при ориентировке "от себя": спереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу, в центре, при ориентировке "от предмета": на, между, над, под, выше, ниже, в ряд, в один ряд, в два ряда (на слух по заданию); развитие навыков ориентировки на плоскости стола, на плоскости листа (стороны левая, правая верхняя, нижняя, центр, углы верхние левый, правый, нижние левый, правый, края). Обогащение опыта предметно-пространственной организации рабочего поля, самостоятельной пространственной ориентировки в местах бытовой, игровой, познавательной, продуктивной деятельности.
23.2.45. Повышение работоспособности, поддержание и воспитание бодрого состояния в режимных моментах; активности в жизнедеятельности; обогащение опыта самовыражения в творческой речевой деятельности (опыт участия в инсценировках).
23.2.46. Развитие мобильности, практическое освоение предметно-пространственных сред различных видов деятельности. Повышение двигательной активности, развитие способности к тонкой дифференциации движений, совершенствование позы, востребованной в познавательной деятельности (обследование, рассматривание книг), других видах деятельностей.
23.2.47. Формирование умений и обогащение опыта выполнения упражнений на согласование слов с движением; на чередование движений пальцев и кистей рук; умение выполнять заданные движения пальцами (пальчиковая гимнастика); развитие общей скоординированности; обогащение опыта одновременного выполнения разноименными руками своей программы действий, развитие чувства ритма.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей