42.1. Коррекционно-развивающая программа "Развитие зрительного восприятия" (коррекционно-развивающая деятельность тифлопедагога)

42.1. Коррекционно-развивающая программа "Развитие зрительного восприятия" (коррекционно-развивающая деятельность тифлопедагога).

Цель педагогической деятельности: актуализация функционального потенциала с повышением у ребенка зрительных возможностей, развитие точности, дифференцированности, осмысленности зрительного восприятия с формированием полных, целостных и детализированных образов, совершенствованием умений и навыков зрительного поведения, формирование основ охраны нарушенного зрения.

Организационно-методические подходы (рекомендации) к развитию зрения и зрительного восприятия у дошкольников.

42.2. Основой организации и выбора методов педагогического воздействия на зрение в условиях его нарушения и трудностей развития вследствие влияния патогенного фактора в период дошкольного детства может выступать:

ориентация на этапы онтогенетического развития зрительных функций в период дошкольного детства;

знание закономерностей сенсорно-перцептивного развития в дошкольном детстве;

понимание сущностной характеристики нарушенного зрения в целом и отдельных зрительных функций, их особенностей, степени слабовидения;

выявление и ориентация на уровень развития зрительного восприятия у слабовидящего дошкольника.

42.3. В период дошкольного детства ребенок приобретает способность к зрительному анализу форм, размеров, структуры и ориентации объектов, что одновременно выступает условием и показателем повышения остроты зрения:

42.3.1. Центральное зрение полное с показателями остроты зрения:

3 года - 0,6 - 1,0;

4 года - 0,7 - 1,0;

5 лет - 0,8 - 1,0;

6 - 7 лет - 0,9 - 1,0.

Цветоощущение - полноценное.

Поле зрения - полное.

Бинокулярное зрение - полноценное к 7-ми годам.

42.3.2. Основные виды нарушений зрительных функций:

отсутствие бинокулярного зрения - монокулярный характер зрения;

снижение центрального зрения - нарушение остроты зрения;

нарушение поля зрения - сужение границ, скотомы;

снижение пространственной контрастной чувствительности - по отдельным каналам: высокочастотному, среднечастотному, низкочастотному или по всем частотам;

нарушение цветового зрения - цветоаномалии, цветослабость (трихомазия, редуцированная по силе);

нарушение светочувствительности - повышенная светочувствительность; пониженная светочувствительность;

нарушение глазодвигательных функций - косоглазие, нистагм, дефекты подвижности глаз.