36.2. Познавательное развитие
36.2.1. В области сенсорного развития обучающихся от 2-х до 6-ти месяцев основными задачами образовательной деятельности являются:
создавать условия для развития зрительных реакций, стимулировать прослеживающую функцию глаз при использовании ярких звучащих игрушек;
создавать условия для накопления опыта реагирования на яркие зрительные стимулы;
развивать фиксирующую функцию глаз, умения прослеживать взором за двигающейся игрушкой в условиях ее перемещения в пространстве (постепенно приближая и отдаляя ее от ребенка в разных направлениях);
стимулировать пространственное восприятие, развивая согласованные движения обоих глаз при использовании движущейся игрушки (или предмета);
стимулировать рассматривание игрушки, захватывание ее рукой на доступном расстоянии для захвата (размер игрушки должен соответствовать возможностям ребенка);
развивать манипулятивные действия с игрушками;
развивать слуховые ориентировочные реакции на звучащие стимулы (погремушки, колокольчики, шарманки);
стимулировать проявления эмоциональных и двигательных реакций на звучание знакомых игрушек;
побуждать прислушиваться к звукам, издаваемым различными предметами и игрушками, улыбаться, смеяться в ответ на звучание, тянуться к звучащим предметам, манипулировать ими;
создавать условия для накопления опыта реагирования на тактильные стимулы;
активизировать реакции на тактильные стимулы, активизировать реакции ребенка улыбкой, ласковыми словами.
36.2.2. Познавательное развитие. В области сенсорного развития обучающихся от 2-х до 6-ти месяцев от 6-ти до 12-ти месяцев:
развивать зрительное сосредоточение ребенка на игрушках (предметах), находящихся рядом с ребенком, а также на небольшом удалении, учить проявлять двигательную активность на зрительный стимул;
создавать условия для развития у ребенка зрительного восприятия с опорой на другие виды ощущений и восприятия;
стимулировать развитие координации движений рук при обеспечении зрительного прослеживания в процессе действий с предметами различной формы (неваляшки, мячи, шары, кубики, пирамидки), побуждать к действиям хватания, ощупывания, потряхивания, постукивания;
побуждать ребенка прислушиваться к звукам, издаваемым различными предметами и игрушками, улыбаться, смеяться в ответ на звучание, тянуться к звучащим предметам, манипулировать ими;
замечать исчезновение из поля зрения звучащей игрушки, реагировать на звук или голос, подкрепляя демонстрацией игрушки, возможностью погреметь, сжать игрушку самостоятельно или совместно с педагогическим работником;
способствовать выработке системы зрительно-слухо-двигательных связей;
побуждать ребенка определять расположение звучащей игрушки, говорящего человека, находящегося сначала справа и слева, затем - спереди и сзади при постоянно увеличивающемся расстоянии;
совершенствовать слуховые реакции на знакомые звучащие игрушки, знакомить их с новыми звуками (дудочки, бубен, металлофон);
активизировать возможность прислушиваться к звучанию невидимой игрушки, ожидать ее появления сначала в одном месте (за ширмой, из-под салфетки), а затем в разных местах;
привлекать внимание к быстрым и медленным звучаниям игрушек (погремушки, детского аккордеона, металлофона) и музыки, двигаться вместе с ребенком в темпе звучания: хлопают ладошками ребенка, покачивают на руках или на коленях, демонстрируют ему низкое и высокое звучание голоса, соотнося их с конкретными игрушками и игровой ситуацией;
создавать условия для накопления опыта восприятия различных звуков окружающего мира, фиксировать внимание на различных звуках в быту (стуке в дверь, телефонном звонке, шуме льющейся воды, звуке падающего предмета), называя соответствующие предметы и действия;
создавать условия для восприятия детьми музыки и пения (педагогические работники поют детям), побуждать их в ответ улыбаться, издавать звуки, двигать ручками, ножками в такт мелодии, реагировать на них голосом, различными движениями;
развивать тактильно-кинестетическое восприятие через накопление разнообразных ощущений и восприятий путем обследования различной предметной среды, предлагать ребенку для захватывания, сжимания, "ротового" обследования предметов разной формы, цвета, фактуры;
совершенствовать прослеживание и возникновение связи "глаз-рука" (предпосылки зрительно-моторной координации);
стимулировать развитие познавательных функций руки и манипулятивных действий с предметами: учить схватывать и удерживать предмет, приближать и обследовать, следить за противопоставлением большого пальца руки (вкладывают в руку ребенка предметы, расправляют пальчики для захватывания и удержания), действуют вместе с ребенком, "заражая" последнего эмоциональным отношением к игрушке;
создавать условия для возникновения взаимосвязи между движением и словесным обозначением предмета или игрушки (поворотом головы реагировать на речевую инструкцию педагогического работника "Где часики?", "Где водичка?").
36.2.3. Ориентиры развития к концу первого года жизни ребенка. Обучающиеся могут научиться:
проявлять ориентировочные реакции на зрительные, слуховые, ориентировочные стимулы;
фиксировать взгляд на яркой игрушке, прослеживать за двигающимся стимулом;
выполнять специфические манипуляции с игрушками;
осуществлять поворот головы на указанный педагогическим работником знакомый предмет или игрушку.
36.2.4. При ознакомлении с окружающим обучающихся от 2-х до 6-ти месяцев:
создавать условия для узнавания родителей (законных представителей) (петь ему песенки, разговаривать с ним, лежа рядом на кровати, менять его положения: держать на руках, лежать с ним на кровати или на ковре рядом, класть к себе на живот, прижимать, целовать);
создавать условия для накопления опыта положительного реагирования на яркие игрушки, брать их в руки, рассматривать их (погремушки, неваляшки, мячики) и манипулировать.
36.2.5. При ознакомлении с окружающим обучающихся от 6-ти месяцев до 1-го года:
развивать интерес к игрушкам и действиям с ними;
создавать условия для накопления опыта действия с предметами быта: учить держать бутылочку (чашку), из которой пьет;
учить ребенка держать в руках и подносить ко рту предметы еды: кусочек банана, яблока, баранку;
развивать интерес ребенка к изучению своей квартиры: подносить его к окну, проговаривая: "Это окно. Там двор. Во дворе деревья, кусты";
входить с ребенком в другие комнаты, сопровождая речевыми комментариями то, что он видит;
создавать условия для ознакомления ребенка с окружающей действительностью: на улице держать ребенка на руках, комментировать, то, что попадает ребенку в поле зрения: "вот качели, детки на них качаются. Там бежит собачка. Она умеет лаять "гав-гав".
36.2.6. Ориентиры развития к концу первого года жизни ребенка. Обучающиеся могут научиться:
положительно реагировать на родителей (законных представителей), педагогических работников;
проявлять положительные реакции на знакомые игрушки, тянуться к ним рукой.
36.2.7. Познавательное развитие. В области сенсорного развития обучающихся от 1-го года до 1-го года 6-ти месяцев основными задачами образовательной деятельности являются:
создавать условия для стимуляции познавательной активности ребенка через выделение предметов из фона, пробуждая ориентировку "Что это?", "Что там?" (берут ребенка на руки, поднимают для лучшего обозрения окружающего, указывают на различные предметы (игрушки), приближают их к ребенку, дают действовать с ним);
активизировать целенаправленные действия (хватания, бросания, нанизывания, закрывания) при использовании совместных или подражательных действий;
способствовать освоению указательного жеста, применяя совместные действия или непосредственное подражание;
совершенствовать взаимосвязь между движением и его словесным обозначением (комментируя действия ребенка и собственный образец речью, включая движения и задания "покажи", "дай");
активизировать на прогулке внимание ребенка на окружающей действительности: наблюдать за людьми - "дядя идет", "тетя идет"; "обучающиеся играют"; рассматривать живой мир - птицы летают, поют; животные бегают - собачка бегает, лает; наблюдать вместе с ребенком за различными техническими объектами, называть их звучание ("Машина проехала: би-би". "Самолет гудит: у-у-у").
36.2.8. Познавательное развитие. В области сенсорного развития обучающихся от 1-го года 6-ти месяцев до 2-х лет основными задачами образовательной деятельности являются:
создавать условия для развития познавательной активности ребенка через выделение предметов из окружающей среды, стремиться концентрировать внимание на функциональном назначении этих предметов (или игрушек), пробуждая ориентировку "Что это?", "Что с ним можно делать?" (указывают ребенку на определенные игрушки или предметы, обучают действовать с ними);
формировать зрительное восприятие разных предметов, учить дифференцировать игрушки (предметы), имеющие разное функциональное назначение (машинки, матрешки; мячики, кубики; грибочки, шарики);
учить действовать целенаправленно с дидактическими игрушками (предметами) по показу и подражанию в процессе предметно-игровых действий с педагогическим работником (вставить фигурки в пазы; расставить матрешки в свои домики; расставить елочки в свои ямки);
учить действовать целенаправленно с игрушками-двигателями (катать каталку, катать коляску с игрушкой);
формировать умения дифференцировать игрушки (предметы) на основе тактильного восприятия их разных свойств (раскладывать мячики в две миски - колючие и мягкие, опираясь на их тактильные свойства);
создавать условия для накопления опыта восприятия новых звуков музыкальных игрушек (барабан, бубен, свирель, рояль);
расширять слуховое восприятие звуков природы (шум ветра, шум воды), голосов животных и птиц, подражать им;
формировать понимание обращенной речи, стимулировать элементарные речевые реакции.
36.2.9. Познавательное развитие. В области сенсорного развития обучающихся от 2-х до 3-х лет основными задачами образовательной деятельности являются:
совершенствовать зрительную ориентировку на функциональное назначение предметов путем действий по показу и подражанию педагогического работника ("Выбери все мячики", "Принеси все машинки", "Бросай в воду только рыбок", "Выловим только уточек");
развивать зрительную ориентировку на разные свойства и качества предметов, формировать способы сравнения разных свойств предметов, учить дифференцировать эти свойства (сравнивать внешние свойства предметов ("Такой - не такой", "Дай такой") путем наложения и прикладывания (по форме, величине);
совершенствовать слуховое восприятие через игры с музыкальными игрушками, учить дифференцировать их звучание (рояль, барабан; металлофон, шарманка; бубен, свирель), выполняя при этом определенные условные действия;
учить узнавать и различать скрытые от ребенка игрушки по их звучанию, голоса животных при использовании дидактических игр ("Кто там?", "Кто пришел вначале?", "Кто спрятался?");
создавать условия для пространственной ориентировки на звук, используя звучания игрушек в качестве сигнала к началу или прекращению действий в подвижных играх и упражнениях, побуждая обучающихся определять расположение звучащего предмета, бежать к нему, показывать и называть его;
формировать ориентировку на свойства и качества предметов с использованием тактильно-двигательного восприятия, учить дифференцировать внешние свойства предметов (по функциональному назначению, форме, величине);
учить действовать целенаправленно с предметами-орудиями, учитывая их функциональное назначение и способы действия (деревянной ложкой, лейкой, молоточком, чашкой, сачком, тележкой с веревочкой);
совершенствовать познавательные возможности при ознакомлении обучающихся с окружающей действительностью: различными объектами неживой и живой природой на прогулках (организация наблюдений за действиями людей, за повадками животных и птиц; проводить игры с водой и песком);
создать условия для активизации потребности в речевом общении обучающихся, поощрять и стимулировать речевые проявления и инициативу обучающихся: обращения, просьбы, требования; педагогические работники сопровождают действия обучающихся речью, побуждая обучающихся к повторению названий предметов и действий;
формировать умения обучающихся дополнять речь другими способами общения (мимика лица, его модели, пантомимика, использование зеркала), используя зрительно-тактильное обследование;
активизировать речевое развитие: учить выполнять простейшие словесные инструкции: "Покажи, где Ля-ля?", "Покажи, где Зайка?", "Принеси машину", "Возьми мяч", "Поиграй в "ладушки"; - "Поймай шарик", "Лови мяч", "Кати мяч", "Брось мяч в корзину", "Я скажу, а ты сделай";
учить обучающихся понимать слова "Дай", "На", "Возьми", "Иди", "Сядь", "Сиди", отраженно произносить фразу из 1-2-х слов по действиям с игрушками: "Мишка топает", "Ля-ля идет", "Машина едет", "Зайка прыгает", а в дальнейшем составлять фразу самостоятельно;
формировать интерес обучающихся к чтению педагогическим работником потешек, прибауток, рифмовок, считалок, стихов, вызывая у них стремление к совместному и отраженному декламированию, поощрять инициативную речь обучающихся.
36.2.10. Обучающиеся могут научиться:
различать свойства и качества предметов, используя способы сравнения свойств предметов, дифференцировать эти свойства (сравнивать внешние свойства предметов (выбор из 2-х) путем наложения и прикладывания (по форме, величине);
дифференцировать звучание знакомых музыкальных игрушек (выбор из 2-х), выполняя при этом определенные условные действия;
различать свойства и качества предметов с использованием тактильно-двигательного восприятия, дифференцировать внешние свойства предметов (по функциональному назначению, форме, величине - выбор из двух);
проявлять интерес к играм с водой и песком, действовать по показу педагогического работника;
понимать слова "Дай", "На", "Возьми", "Иди", "Сядь".
36.2.11. При ознакомлении с окружающим:
создавать условия для стимуляции познавательной активности ребенка через выделение предметов из фона, пробуждая ориентировку "Что это?", "Что там?" (берут ребенка на руки, поднимают для лучшего обозрения окружающего, указывают на различные предметы, приближают один из предметов к ребенку и дают действовать с ним);
учить использовать указательный жест для ознакомления с предметами и объектами окружающей действительности, применяя совместные действия или непосредственное подражание, для выделения определенных предметов или объектов окружающей действительности;
активизировать на прогулке внимание ребенка на предметах окружающей действительности: фиксировать внимание и наблюдать за людьми - дядя идет, тетя идет; обучающиеся играют; живой мир - птицы летают, поют; животные бегают - собачка бегает, лает; наблюдать вместе с ребенком за различными техническими объектами, называть их звучания ("Машина проехала: би-би". "Самолет гудит: у-у-у").
36.2.12. Обучающиеся могут научиться:
проявлять интерес к знакомым дидактическим и сюжетным игрушкам, действовать с ними;
выделять их по речевой инструкции: "Покажи, где кукла?" (выбор из двух: неваляшка, мячик; кукла, машина);
показывать на картинках по речевой инструкции: "Покажи собачку?" (выбор из двух: собака, птичка; кошка, птичка).
36.2.13. Познавательное развитие. В данной области Программы выделены направления коррекционно-педагогической работы, которые способствуют поэтапному формированию способов ориентировочно-исследовательской деятельности и способов усвоения ребенком общественного опыта в следующих направлениях:
сенсорное воспитание и развитие внимания,
формирование элементарных количественных представлений,
36.2.14. В области "Сенсорное воспитание и развитие внимания" работа ведется по нескольким направлениям:
развитие зрительного восприятия и внимания
развитие слухового восприятия и фонематического слуха
развитие тактильно-двигательного восприятия
развитие вкусовой чувствительности
36.2.15. Основными задачами образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста являются:
совершенствовать у обучающихся умение воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона;
развивать тонкие дифференцировки при восприятии легко вычленяемых свойств предметов, различающихся зрительно, тактильно-двигательно, на слух и на вкус;
закрепить умение различать свойства и качества предметов: мягкий - твердый, мокрый - сухой, большой - маленький, громкий - тихий, сладкий - горький;
учить обучающихся определять выделенное свойство словесно (сначала в пассивной форме, а затем в отраженной речи);
формировать у обучающихся поисковые способы ориентировки - пробы при решении игровых и практических задач;
создавать условия для восприятия свойств и качеств предметов в разнообразной деятельности - в игре с дидактическими и сюжетными игрушками, в строительных играх, в продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование).
36.2.16. Основными задачами образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста являются:
учить обучающихся дифференцировать внешние, чувственно воспринимаемые свойства, качества и отношения предметов;
учить обучающихся выделять основной признак в предметах, отвлекаясь от второстепенных признаков;
формировать у обучающихся образы восприятия, учить запоминать и называть предметы и их свойства;
продолжать формировать поисковые способы ориентировки - пробы, примеривание при решении практических или игровых задач;
формировать целостные образы предметов, образы-представления о знакомых предметах, их свойствах и качествах;
создавать условия для практического использования знакомых свойств и качеств предметов в разнообразных видах детской деятельности (игровой, изобразительной, конструктивной, трудовой);
учить воспринимать свойства предметов в разнообразной деятельности: в игре с сюжетными игрушками, строительных играх, продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование, аппликация).
36.2.17. Основными задачами образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста являются:
учить обучающихся соотносить действия, изображенные на картинке, с реальными действиями; изображать действия по картинкам;
формировать у обучающихся целостный образ предметов: учить их самостоятельно складывать разрезные картинки из четырех частей с разной конфигурацией разреза;
учить обучающихся соотносить плоскостную и объемную формы: выбирать объемные формы по плоскостному образцу, плоскостные формы по объемному образцу;
развивать у обучающихся восприятие и память: вести отсроченный выбор предметов, различных по форме, цвету и величине, с использованием образца (отсрочка по времени 10 с);
учить обучающихся производить сравнение предметов по форме и величине, проверяя правильность выбора практическим примериванием;
учить обучающихся вычленять цвет (форму, величину) как признак, отвлекаясь от назначения предмета и других признаков;
познакомить обучающихся с пространственными отношениями между предметами: высокий - низкий, выше - ниже; близко - далеко, ближе - дальше;
учить обучающихся воспроизводить пространственные отношения по словесной инструкции;
учить обучающихся опознавать предметы по описанию, с опорой на определяющий признак (цвет, форма, величина);
учить обучающихся изображать целый предмет с опорой на разрезные картинки (составление целого из частей в представлении);
развивать у обучающихся координацию руки и глаза в процессе обучения способам обследования предметов: зрительно-тактильно - ошупывать, зрительно-двигательно - обводить по контуру;
учить обучающихся передавать форму и величину предметов в лепке после зрительно-тактильного обследования;
учить обучающихся воспринимать, различать бытовые шумы, шумы явлений природы (сигнал машины, звонок телефона, дверной звонок; шум пылесоса, шум двигателя, шум стиральной машины; шум ветра, журчание воды, шуршание опавших листьев; шум воды, капающей из крана, шум водопада, шум дождя);
формировать представления у обучающихся о звуках окружающей действительности;
продолжать развивать у обучающихся вкусовую чувствительность и формировать представления о разнообразных вкусовых качествах.
36.2.18. К концу дошкольного возраста обучающиеся могут научиться:
соотносить действия, изображенные на картине, с реальными действиями (выбор из 3 - 4-х);
дорисовывать недостающие части рисунка;
воссоздавать целостное изображение предмета по его частям;
соотносить форму предметов с геометрической формой - эталоном;
ориентироваться в пространстве, опираясь на схему собственного тела;
дифференцировать цвета и их оттенки и использовать представления о цвете в продуктивной и игровой деятельности;
использовать разнообразную цветовую гамму в деятельности;
описывать различные свойства предметов: цвет, форму, величину, качества поверхности, вкус;
воспроизводить по памяти наборы предложенных слов и словосочетаний (2 - 3);
дифференцировать звуки окружающей действительности на бытовые шумы и звуки явлений природы;
группировать предметы по образцу и по речевой инструкции, выделяя существенный признак, отвлекаясь от других признаков;
использовать обобщенные представления о некоторых свойствах и качествах предметов в деятельности;
ориентироваться по стрелке в знакомом помещении;
пользоваться простой схемой-планом.
36.2.19. При формировании мышления основными задачами образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста являются:
создавать предпосылки к развитию у обучающихся наглядно-действенного мышления: формировать целенаправленные предметно-орудийные действия в процессе выполнения практического и игрового задания;
формировать у обучающихся обобщенные представления о вспомогательных средствах и предметах-орудиях фиксированного назначения;
познакомить обучающихся с проблемно-практическими ситуациями и проблемно-практическими задачами;
учить обучающихся анализировать проблемно-практические задачи и обучать использованию предметов-заместителей при решении практических задач;
формировать у обучающихся способы ориентировки в условиях проблемно-практической задачи и способы ее решения;
учить обучающихся пользоваться методом проб как основным методом решения проблемно-практических задач, обобщать свой опыт в словесных высказываниях.
36.2.20. Основными задачами образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста являются:
продолжать учить обучающихся анализировать условия проблемно-практической задачи и находить способы ее практического решения;
формировать у обучающихся навык использования предметов-заместителей в игровых и бытовых ситуациях;
продолжать учить обучающихся пользоваться методом проб, как основным методом решения проблемно-практических задач;
продолжать учить обучающихся обобщать практический опыт в словесных высказываниях;
создавать предпосылки для развития наглядно-образного мышления: формировать фиксирующую и сопровождающую функции речи в процессе решения наглядно-действенных задач.
36.2.21. Основными задачами образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста являются:
создавать предпосылки для развития у обучающихся наглядно-образного мышления: формировать обобщенные представления о предметах-орудиях, их свойствах и качествах, а также об их роли в деятельности людей;
продолжать формировать у обучающихся умение анализировать проблемно-практическую задачу;
продолжать формировать у обучающихся зрительную ориентировку и основные функции речи: фиксирующую, сопровождающую, планирующую в процессе решения проблемно-практических задач;
учить обучающихся решать задачи наглядно-образного плана: предлагать детям сюжетные картинки с изображением ситуаций, знакомых им из собственного практического опыта, стимулировать их высказывания, обобщения, раскрывающие смысл ситуаций;
формировать у обучающихся восприятие целостной сюжетной ситуации, изображенной на картинках;
учить обучающихся устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями, изображенными на сюжетных картинках;
формировать у обучающихся умения выполнять операции сравнения, обобщения, элементы суждения, умозаключения;
учить обучающихся определять предполагаемую причину нарушенного хода явления, изображенного на сюжетной картинке, учить подбирать соответствующую предметную картинку (при выборе из 2 - 3-х);
учить обучающихся определять последовательность событий, изображенных на картинках: раскладывать их по порядку, употреблять слова "сначала", "потом" в своих словесных рассказах;
формировать у обучающихся тесную взаимосвязь между их практическим, жизненным опытом и наглядно-чувственными представлениями, отражать эту связь в речи, фиксируя этот опыт и обобщая его результаты;
учить обучающихся выявлять связи между персонажами и объектами, изображенными на сюжетных картинках, формируя умения рассуждать, делать вывод и обосновывать суждение;
учить обучающихся анализировать сюжеты со скрытым смыслом;
учить обучающихся соотносить текст с соответствующей иллюстрацией;
учить обучающихся выполнять задания на классификацию картинок, выполнять упражнения на исключение "четвертой лишней" картинки.
36.2.22. К концу дошкольного возраста обучающиеся могут научиться:
производить анализ проблемно-практической задачи;
выполнять анализ наглядно-образных задач;
устанавливать связи между персонажами и объектами, изображенными на картинках;
сопоставлять и соотносить текст с соответствующей иллюстрацией;
выполнять задания на классификацию картинок;
выполнять упражнения на исключение "четвертой лишней" картинки.
36.2.23. Формирование элементарных количественных представлений. Основными задачами образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста являются:
создавать условия для накопления детьми опыта практических действий с дискретными (предметами, игрушками) и непрерывными (песок, вода, крупа) множествами;
развивать у обучающихся на основе их активных действий с предметами и непрерывными множествами восприятие (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное);
учить выделять, различать множества по качественным признакам и по количеству;
формировать способы усвоения общественного опыта (действия по подражанию, образцу и речевой инструкции);
формировать практические способы ориентировки (пробы, примеривание);
развивать речь обучающихся, начиная с понимания речевой инструкции, связанной с математическими представлениями (один - много - мало, сколько?, столько.... сколько...); педагогическому работнику важно комментировать каждое действие, выполненное им самим и ребенком, давать образец вербальной (словесной) и невербальной (жестовой) форм ответа, добиваться ответов на поставленные вопросы от обучающихся;
учить обучающихся выделять и группировать предметы по заданному признаку;
учить выделять 1, 2 и много предметов из группы;
учить различать множества по количеству: 1, 2, много, мало, пустой, полный;
учить составлять равные по количеству множества предметов: "столько..., сколько...";
учить сопоставлять численности множеств, воспринимаемых различными анализаторами в пределах двух без пересчета;
36.2.24. Основными задачами образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста являются:
продолжать организовывать практические действия обучающихся с различными предметами и непрерывными множествами (песок, вода, крупа);
совершенствовать, расширять познавательные и речевые возможности обучающихся: формировать умственные действия, осуществляемые в развернутом наглядно-практическом плане; продолжать обучать практическим способам ориентировки (пробы, примеривание); развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение); сопровождающую и фиксирующую функции речи;
учить сравнивать множества по количеству, устанавливая равенство или неравенство;
учить осуществлять преобразования множеств, изменяющих и сохраняющих количество;
для сравнения и преобразования множеств учить обучающихся использовать практические способы проверки - приложение и наложение;
учить пересчитывать предметы и выполнять различные операции с множествами (сравнение, объединение и разъединение) в пределах трех;
36.2.25. Основными задачами образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста являются:
формировать количественные представления с учетом ведущей и типичных видов деятельности обучающихся старшего дошкольного возраста (игровой и изобразительной), на занятиях по математике использовать элементы рисования и сюжетно-дидактических игр с математическим содержанием;
проводить с детьми в свободное от занятий время сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием "Магазин", "Автобус";
продолжать формировать мыслительную деятельность. Учить анализировать, классифицировать, обобщать, рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи и отношения. Развивать наглядно-образное мышление;
расширять активный словарь обучающихся, связанный с математическими представлениями;
переходить на новый этап выполнения умственных действий: проговаривание действия в речи до его выполнения (практические действия служат способом проверки);
формировать планирующую функцию речи;
учить обучающихся осуществлять счет и различные операции с множествами (пересчет, сравнение, преобразование) в пределах четырех и пяти; решать арифметические задачи на наглядном материале в пределах пяти, по представлению и отвлеченно в пределах четырех;
формировать простейшие измерительные навыки: учить измерять, отмерять и сравнивать протяженные, сыпучие и жидкие тела с помощью условной мерки;
формировать математические представления во взаимодействии с другими видами деятельности (изобразительной, конструктивной и игровой);
создавать условия для использования детьми полученных на занятиях математических знаний и умений в самостоятельной игровой и практической деятельности;
продолжать развивать познавательные способности обучающихся: умение анализировать, классифицировать, обобщать, сравнивать, устанавливать закономерности, связи и отношения, планировать предстоящие действия;
расширять и углублять математические представления обучающихся, учить пользоваться условными символами (цифрами) при решении арифметических задач, выполнении арифметических действий;
учить самостоятельно составлять арифметические задачи;
знакомить с цифрами в пределах пяти;
учить устному счету до десяти в прямом порядке и от семи в обратном порядке;
способствовать осмыслению обучающихся последовательности чисел и места каждого из них в числовом ряду;
учить счету от заданного до заданного числа в пределах десяти;
продолжать формировать измерительные навыки, знакомить обучающихся с использованием составных мерок.
36.2.26. К концу дошкольного возраста обучающиеся могут научиться:
осуществлять количественный счет в прямом и обратном порядке, счет от средних членов ряда, порядковый счет в пределах шести;
пересчитывать предметы и изображения предметов на картинках, расположенных в ряд, при разном их расположении; предметы и изображения предметов, имеющих различную величину, цвет, форму;
осуществлять преобразования множеств, предварительно проговаривая действие;
определять место числа в числовом ряду и отношения между смежными числами; решать задачи по представлению и отвлеченно в пределах пяти;
измерять, отмеривать непрерывные множества, используя условную мерку; уметь использовать составные мерки.
36.2.27. При ознакомлении с окружающим основными задачами образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста являются:
формировать у обучающихся интерес к изучению объектов живого и неживого мира;
знакомить обучающихся с предметами окружающего мира, близкими детям по ежедневному опыту;
знакомить обучающихся с некоторыми свойствами объектов живой и неживой природы в процессе практической деятельности;
обогащать чувственный опыт обучающихся: учить наблюдать, рассматривать, узнавать на ощупь, на слух объекты живой и неживой природы и природные явления;
воспитывать у обучающихся умение правильно вести себя в быту с объектами живой и неживой природы;
36.2.28. Основными задачами образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста являются:
продолжать расширять ориентировку обучающихся в окружающей действительности;
начать формирование у обучающихся представлений о целостности человеческого организма;
учить обучающихся наблюдать за деятельностью и поведением человека в повседневной жизни и в труде;
знакомить обучающихся с предметами окружающей действительности - игрушки, посуда, одежда, мебель;
учить обучающихся последовательному изучению объектов живой и неживой природы, наблюдению за ними и их описанию;
формировать у обучающихся временные представления: лето, осень, зима;
развивать умение обучающихся действовать с объектами природы на основе выделенных признаков и представлений о них;
формировать у обучающихся представления о живой и неживой природе;
учить выделять характерные признаки объектов живой и неживой природы;
учить обучающихся наблюдениям в природе и за изменениями в природе и погоде;
воспитывать у обучающихся основы экологической культуры: эмоциональное, бережное отношение к природе;
36.2.29. Основными задачами образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста являются:
формировать у обучающихся обобщенное представление о человеке (тело, включая внутренние органы, чувства, мысли);
учить обучающихся дифференцировать предметы и явления живой и неживой природы;
учить обучающихся соотносить явления окружающей действительности и деятельность человека;
формировать у обучающихся обобщенные представления о характерных признаках групп и категорий предметов;
формировать у обучающихся обобщенные представления у обучающихся о явлениях природы на основе сочетания частных разносторонних характеристик групп, категорий и свойств;
учить обучающихся пользоваться в активной речи словесными характеристиками и определениями, обозначающими качественное своеобразие изученных групп предметов;
формировать у обучающихся временные представления (времена года: лето, осень, зима, весна; время суток - ночь, день);
учить обучающихся расширять и дополнять выделяемые группы предметов однородными предметами на основе наблюдений, практического опыта действия с предметами, применяя имеющиеся знания и представления;
продолжать расширять у обучающихся представления о свойствах и качествах предметов и явлений, объектах живой и неживой природы;
пополнять представления обучающихся вновь изучаемыми категориями свойств и признаков;
формировать у обучающихся представления о вариативности выделяемых признаков и различных основаниях для осуществления классификации;
формировать у обучающихся представления о видах транспорта;
формировать у обучающихся временные представления (о временах года, об их последовательности, о времени суток, днях недели);
закрепить у обучающихся представления о времени и расширять умение соотносить свою деятельность с категорией времени;
продолжать формировать у обучающихся представления о труде людей и значимости той или иной профессии в жизни;
развивать у обучающихся элементы самосознания на основе понимания изменчивости возраста и времени.
36.2.30. К концу дошкольного возраста обучающиеся могут научиться:
называть свое имя, фамилию, возраст;
называть город (населенный пункт), в котором ребенок проживает;
узнавать сигналы светофора, уметь переходить дорогу на зеленый сигнал светофора;
узнавать и показывать на картинках людей следующих профессий: врач, учитель, повар, парикмахер, продавец, почтальон, шофер;
выделять на картинках изображения предметов транспорта, мебели, продуктов, инструментов, школьных принадлежностей и называть их;
различать деревья, траву, цветы, ягоды и называть некоторые из них;
называть отдельных представителей диких и домашних животных, диких и домашних птиц и их детенышей;
определять признаки четырех времен года;
различать части суток: день и ночь.
36.3. В области речевого развития обучающихся от 2-х до 6-ти месяцев основными задачами образовательной деятельности являются:
создавать условия для речевого развития обучающихся, обеспечивая полноценную речевую среду (педагогические работники пользуются речью, соответствующей нормам русского языка, говорят голосом нормальной громкости, в нормальном темпе, используют естественную артикуляцию, соблюдают нормы орфоэпии);
стимулировать внимание ребенка к звучащей речи педагогического работника, интонации, голосу, зрительному восприятию ребенком говорящего, дополняя речь естественными жестами, мимикой лица, указаниями на предметы.
36.3.1. В области речевого развития обучающихся от 6-ти месяцев до 1-го года основными задачами образовательной деятельности являются:
создавать условия для восприятия различных интонаций речевых высказываний (побуждающих, одобрительных, строгих, запрещающих), подкрепляя интонацию соответствующей мимикой лица и естественными жестами;
активизировать слуховое восприятие речи - отраженно повторяют или называют новые звуки, слоги, слова, связанные с предметом, игрушкой, которая привлекает ребенка, на которую он направляет свой взгляд (звучащие предметы, музыкальные игрушки), предлагают ребенку показать их, выполнить простые действия с ними ("где зайка?" "покажи зайку");
создавать условия для развития активного лепета как важного компонента речевого развития.
36.3.2. Ориентир развития к концу первого года жизни ребенка. Обучающиеся могут научиться:
гулить в ситуации общения с родителями (законными представителями), педагогическим работником;
произносить отдельные звуки при эмоциональном общении с родителями (законными представителями), педагогическим работником.
36.3.3. Речевое развитие обучающихся от 1-го года до 1-го года 6-ти месяцев. Основными задачами образовательной деятельности являются:
формировать взаимосвязь между движением и его словесным обозначением (комментируя действия ребенка и собственный образец речью, включая движения и задания "Покажи", "Дай");
продолжать создавать условия для развития активного лепета как важного компонента речевого развития;
формировать взаимосвязь между движением и словесным обозначением предмета или игрушки (поворотом головы реагировать на речевую инструкцию педагогического работника "где часики?", "где водичка?");
активизировать речевые реакции обучающихся, рассматривая предметы, игрушки, картинки, имитировать действия, голос, способ общения, "речь" персонажей, животных, поддерживать и развивать имитационные отраженные слоговые цепи в период развития лепета;
учить брать, удерживать и бросать предметы (игрушки) одной рукой;
учить брать и удерживать предметы двумя руками ("Собери мячи в корзину", "Держи шарик", "Переложи обруч");
36.3.4. Речевое развитие обучающихся от 1-го года 6-ти месяцев до 2-х лет:
активизировать речевые реакции обучающихся, предлагая рассматривать предметы, игрушки, картинки, имитировать действия, голос, способ общения, "речь" персонажей, животных, поддерживать и развивать имитационные отраженные слоговые цепи в период развития лепета.
формировать умения обучающихся дополнять речь другими способами общения (мимика лица, его модели, пантомимика, использование зеркала), используя зрительно-тактильное обследование.
создавать условия для развития слухового восприятия при использовании различных игр с музыкальными игрушками.
совершенствовать умения пользоваться жестом, понимать и выполнять инструкцию "дай", "на", "возьми".
побуждать обучающихся к речевым высказываниям в результате действий с игрушками ("ляля топ-топ", "машина би-би", "дудочка ду-ду").
выполнять элементарные действия по инструкции педагогического работника: "поиграй, ладушки", "покажи, ручки";
36.3.5. Речевое развитие обучающихся от 2-х до 3-х лет:
проявлять речевые реакции в процессе речевого общения с родителями (законными представителями), педагогическим работником;
создавать условия для активизации потребности в речевом общении обучающихся, поощрять и стимулировать речевые проявления и инициативу обучающихся: обращения, просьбы, требования; педагогические работники сопровождают действия обучающихся речью, побуждая обучающихся к повторению названий предметов и действий;
создавать условия для формирования невербальных средств коммуникации умение фиксировать взгляд на лице партнера, смотреть в глаза партнера по общению;
учить обучающихся пользоваться рукой как средством коммуникации, выполняя согласованные, направленные на другого человека движения рукой, телом и глазами;
учить обучающихся слушать песенки (про самого ребенка, нежное отношение к нему), стихи, фиксировать взгляд на артикуляции педагогического работника;
продолжать учить обучающихся выполнять словесную инструкцию педагогического работника, выполняя простые действия: "покажи, как мишка пляшет", "Покажи, как кошка спит". "Покажи, как птичка летает";
расширять возможности в понимании детьми обращенной к ним речи педагогического работника, показывать некоторые действия и знакомые предметы по словесной инструкции ("Покажи, где машина? Покажи, как мишка спит? Покажи, как ты играешь на барабане");
учить обучающихся слушать и выполнять какое-либо действие по ходу чтения потешки или стихотворения;
продолжать учить обучающихся слушать песенки, стихи, потешки, обращая внимание на артикуляцию педагогических работников;
учить обучающихся подражать действиям губ педагогического работника (па-па-па, ба-ба-ба, да-да-да, ля-ля-ля), делать трубочку (повторить по подражанию), прятать язычок, щелкать язычком, дуть на шарик;
побуждать к произношению звукоподражания и прознесению лепетных слов (ам-ам, ку-ку, ту-ту, ква-ква, мяу-мяу, кар-кар);
создавать условия для активизации обучающихся к речевым высказываниям в результате действий с игрушками ("паровоз - ту-ту", "самолет - ууу");
учить обучающихся отвечать на вопросы: "Хочешь пить?" - "Да! Нет!", выражать свои потребности словом: "Дай пить", "Хочу сок", "Хочу спать";
учить обучающихся задавать вопросы в игровой ситуации: "Тук, тук. Кто там?", "Где кошка?" "Кто пришел?"
36.3.6. Обучающиеся могут научиться:
выполнять знакомую инструкцию педагогического работника: "Покажи, как птичка летает", "Покажи, как мишка спит";
выражать свои потребности, жестом или словом.
36.3.7. Речевое развитие направлено на овладение детьми устной коммуникацией как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие слухового внимания и слухового восприятия, фонематического слуха, развитие связной, грамматически правильной диалогической речи, развитие и коррекция звуковой и интонационной культуры речи, знакомство с художественной детской литературой. Основными задачами образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста являются:
совершенствовать у обучающихся невербальные формы коммуникации: умение фиксировать взгляд на лице партнера по общению, смотреть ему в глаза, выполнять предметно-игровые действия с другими детьми, пользоваться жестом, понимать и выполнять инструкции "Дай", "На", "Возьми", понимать и использовать указательные жесты;
продолжать учить обучающихся пользоваться рукой как средством коммуникации, выполняя согласованные, направленные на другого человека движения рукой, телом и глазами;
воспитывать у обучающихся потребность в речевом высказывании с целью общения с педагогическим работником и другими детьми;
воспитывать у обучающихся интерес к окружающим людям, их именам, действиям с игрушками и предметами и к называнию этих действий;
формировать активную позицию ребенка по отношению к предметам и явлениям окружающего мира (рассматривать предмет с разных сторон, действовать, спрашивать, что с ним можно делать?);
формировать у обучающихся представление о том, что все увиденное, интересное, новое можно отразить в собственном речевом высказывании;
создавать у обучающихся предпосылки к развитию речи и формировать языковые способности обучающихся;
учить обучающихся отвечать на простейшие вопросы о себе и ближайшем окружении;
формировать потребность у обучающихся высказывать свои просьбы и желания словами;
36.3.8. Основными задачами образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста являются:
формировать у обучающихся умения высказывать свои потребности в активной фразовой речи;
учить обучающихся узнавать и описывать действия персонажей по картинкам;
учить обучающихся пользоваться фразовой речью, состоящей из двух-трех слов;
воспитывать у обучающихся интерес к собственным высказываниям и высказываниям других детей о наблюдаемых явлениях природы и социальных явлениях;
разучивать с детьми потешки, стихи, поговорки, считалки;
учить обучающихся составлять небольшие рассказы в форме диалога с использованием игрушек;
учить обучающихся употреблять глаголы 1-го и 3-го лица ед. числа и 3-го лица множественного числа ("Я рисую", "Катя танцует", "Обучающиеся гуляют");
формировать у обучающихся грамматический строй речи (согласование глаголов с существительными, родительный падеж имен существительных);
учить обучающихся употреблять в активной речи предлоги на, под, в;
развивать у обучающихся речевые формы общения с педагогическим работником и другими детьми;
учить обучающихся составлять описательные рассказы по предъявляемым игрушкам;
развивать у обучающихся познавательную функцию речи: задавать вопросы и отвечать на вопросы;
стимулировать активную позицию ребенка в реализации имеющихся у него языковых способностей.
36.3.9. Основными задачами образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста являются:
воспитывать у обучающихся потребность выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях;
продолжать уточнять и обогащать словарный запас дошкольников;
начать формировать у обучающихся процессы словообразования;
формировать у обучающихся грамматический строй речи, стимулируя использование детьми знакомых и новых речевых конструкций (употребление в речевых высказываниях предлогов за, перед, согласование существительных и глаголов, согласование существительных и прилагательных, местоимений и глаголов, употребление существительных в дательном и творительном падежах);
учить обучающихся образовывать множественное число имен существительных;
учить обучающихся строить фразы из трех-четырех слов сначала по действиям с игрушками, затем по картинке, употребляя знакомые глаголы;
учить обучающихся понимать и передавать характер, особенности и повадки знакомых персонажей сказок, рассказов и мультфильмов;
учить обучающихся понимать прочитанный текст, устанавливая причинно-следственные отношения, явные и скрытые (с помощью педагогического работника);
учить обучающихся понимать прочитанный текст, уметь передавать его содержание по уточняющим вопросам и самостоятельно;
учить обучающихся разучивать наизусть стихи, считалки, потешки, скороговорки;
учить обучающихся понимать и отгадывать загадки;
учить обучающихся придумывать различные рассказы по наглядной модели-схеме;
поощрять речевые высказывания обучающихся в различных видах деятельности.
36.3.10. Основными задачами образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста являются:
развивать у обучающихся вербальные формы общения с педагогическим работником и другими детьми;
продолжать учить обучающихся выражать свои впечатления, чувства и мысли в речи;
закрепить умение обучающихся пользоваться в речи монологическими и диалогическими формами;
продолжать формировать у обучающихся грамматический строй речи;
формировать понимание у обучающихся значения глаголов и словосочетаний с ними в настоящем, прошедшем и будущем времени;
уточнить понимание детьми значения изученных предлогов, учить пониманию и выполнению инструкции с предлогами на, под, в, за, около, у, из, между;
учить обучающихся употреблять в речи существительные в родительном падеже с предлогами у, из;
расширять понимание обучающихся значения слов (различение глаголов с разными приставками, употребление однокоренных существительных);
учить обучающихся выполнению действий с разными глаголами и составлять фразы по картинке;
продолжать учить обучающихся рассказыванию по картинке и составлению рассказов по серии сюжетных картинок;
закрепить у обучающихся интерес к сказкам, воспитывая у них воображение и умение продолжить сказку по ее началу, восстановить утраченный элемент сюжета сказки;
учить обучающихся составлять предложения и небольшой рассказ по сюжетной картинке;
продолжать учить обучающихся рассказыванию об увиденном;
учить обучающихся придумывать различные рассказы по наглядной модели-схеме;
продолжать разучивать с детьми стихи, загадки, считалки, пословицы и поговорки;
поощрять их использование детьми в процессе игры и общения;
формировать у обучающихся умение регулировать свою деятельность и поведение посредством речи;
закрепить у обучающихся в речевых высказываниях элементы планирования своей деятельности;
продолжать воспитывать культуру речи обучающихся в повседневном общении обучающихся и на специально организованных занятиях.
3.6.3.11. К концу дошкольного возраста обучающиеся могут научиться:
проявлять готовность к социальному взаимодействию в коллективе обучающихся;
выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях;
пользоваться в повседневном общении фразовой речью, состоящей из трех - четырех словных фраз;
употреблять в речи названия предметов и детенышей животных с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов;
понимать и использовать в активной речи предлоги "в", "на", "под", "за", "перед", "около", "у", "из", "между";
использовать в речи имена существительные и глаголы в единственном и множественном числе;
использовать в речи глаголы настоящего и прошедшего времени;
строить фразы и рассказы, состоящие из трех-четырех предложений, по картинке;
прочитать наизусть 2 - 3 разученные стихотворения;
ответить на вопросы по содержанию знакомой сказки, перечислить ее основных персонажей, ответить, чем закончилась сказка;
знать 1 - 2 считалку, уметь завершить потешку или поговорку;
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей