26.3. Повышение двигательного потенциала и мобильности

26.3. Повышение двигательного потенциала и мобильности:

1. Развитие потребности в самостоятельной, свободной ходьбе в знакомых пространствах, обогащение опыта ходьбы в малознакомом пространстве с преодолением чувства страха, свойственного незрячим, с преодолением скованности движений.

2. Формирование навыков правильной ходьбы в повседневной жизнедеятельности: попеременный шаг, постановка стопы с переносом тяжести с пятки на носок, достаточный выброс бедра вперед (поднимаем ногу), сохранение позы. Обогащение опыта ходьбы:

прямохождение (с опорой, без опоры);

с преодолением искусственных препятствий (подъем, спуск по лестнице, перешагивание порогов, с открыванием и закрыванием двери, обхождение предметов мебели, атрибутов, поворот за угол), естественных препятствий (обойти лужу, ходьба по пресеченной местности);

с предметами в руках;

с использованием предвестника трости, детской трости;

как компонента моторной программы: "Подойти", "Отнести", "Походить, поискать", "Пройти в раздевалку", "Ходьба в паре";

с изменением темпа.

3. Обогащение опыта пеших прогулок с физическими нагрузками (ходьба как физическое упражнение).

4. Расширение объема движений, формирование основных движений с освоением двигательных умений: подскоки, прыжки (со страховкой), бег, держась за руки, подлезание, перелезание через препятствие на звук. Развитие крупной моторики и мелкой моторики рук, подвижности и силы кистей, пальцев.

5. Формирование точных, полных и детализированных представлений о двигательных действиях: поднять, опустить, согнуть, развернуть; о движениях (идти, присесть, перешагнуть, бежать); представлений о частях тела и их возможных пространственных положениях, движениях ими: повороты, наклоны (голова, туловище), вперед-назад, в сторону, вверх-вниз (руки, ноги, туловище).

6. Развитие слуходвигательной и рече-слухо-двигательной координации в выполнении крупных и тонко организованных движений. Развитие и совершенствование функций равновесия, чувства ритма, физических качеств: силы, ловкости, быстроты реакции; расширение объема двигательных умений (с учетом факторов риска); обогащение опыта выполнения освоенных движений в различных предметно-пространственных условиях (средах).

7. Развитие потребности, формирование двигательных умений и игровых действий, пространственных представлений, обогащение опыта участия в подвижных играх с различной степенью подвижности: игры низкой, умеренной, тонизирующей интенсивности нагрузки.

8. Развитие умений и навыков предметно-пространственной ориентировки, формирование пространственных представлений, развитие основ пространственного мышления.

9. Формирование представлений о частях тела, представлений о парных частях тела с освоением умений, навыка их пространственной левая (-ое, -ый), правая (-ое, -ый) дифференциации.

10. Обогащение опыта движений в разных пространственных направлениях, глубинных зонах. Развитие умения понимать и выполнять (точно следовать) инструкции на пространственные ориентировочные действия с движением "идти вперед", "повернуть направо (налево), "развернуться и идти назад", "пройти вдоль".

11. Формирование первичных представлений и понимания предметно-пространственной организации сред жизнедеятельности в соответствии с их назначением. Совершенствование навыков ориентировки в знакомых пространствах (средах): замкнутых - помещения мест жизнедеятельности, свободных (открытых) - территория, участок для прогулок. Развитие умений организовывать собственную деятельность (игровую, бытовую, познавательную, коммуникативную, двигательную) в знакомых пространствах.

12. Развитие умений описывать (рассказывать) путь движения в знакомом пространстве от заданной точки с обозначением направлений движения, с обозначением предметных ориентиров; способности находить заданную точку (место, предмет) с использованием и на основе схемы пути (вербальной, тактильной). Расширение опыта участия в играх "Я опишу путь, а ты пройди", "Я опишу место, а ты скажи, что мы там делаем", "Я опишу путь, а ты определи, куда он ведет", "Найди путь по описанию схемы".

13. Развитие умений и навыков ходьбы на звук, голос с пространственной локализацией источника. Обогащение опыта участия в играх на слуховую ориентировку в пространстве.

14. Поддержание и укрепление здоровья (физического, психического и соматического):

развитие опорно-двигательного аппарата, наращивание мышечной массы тела, подвижности суставов;

развитие правильной осанки при ходьбе, в основной стойке для выполнения упражнения, в положении сидя при выполнении познавательных заданий: прямое положение головы, шеи, туловища, правильное положение рук и ног;

укрепление и развитие мышц спины и шеи, формирование двигательных умений и навыков выполнения физических упражнений этой направленности;

развитие умений в назывании и показе положений частей тела для сохранения правильной осанки;

повышение адаптивных возможностей детского организма, его устойчивости к влияниям внешней среды;

воспитание положительного отношения, привитие интереса к выполнению закаливающих процедур, к физкультурно-оздоровительным занятиям: утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, физкультминутки, физические упражнения на прогулке;

развитие систем организма с повышением их функциональных возможностей: развитие дыхательной системы - формирование умений правильного дыхания, увеличения объема легких; охрана и развитие слуха, кожных покровов и тактильной чувствительности пальцев, обоняния, остаточного зрения: поддержание подвижности век и глазных яблок, способности к фокусированию и удерживанию взгляда не объекте.

15. Поддержание бодрого состояния, эмоционального благополучия, обогащение (развитие) чувства радости в разных сферах жизнедеятельности, воспитание позитивного отношения к себе и к миру. Привитие потребности в двигательной активности.

16. Развитие физической готовности к обучению.

17. Развитие кинестетических ощущений с формированием умений выполнять заданные позы кистью: "коза", "кольцо", "ладонь кверху или книзу", со способностью ощущать напряжение, расслабление пальцев, ощущать, какой из пальцев согнут или выпрямлен.

18. Совершенствование динамической организации действий (динамический праксис рук). Формирование последовательности действий, развитие способности к переключению с одного действия (или элемента) на другое, обогащение опыта упражнений "кулак-ладонь", "кулак-ребро", "кулак-ребро-ладонь", "ладонь-ребро-кулак", "последовательное касание стола пальцами". Упражнения в смене рук с одновременным сжиманием одной кисти в кулак и разжиманием кулака другой кисти.

19. Развитие умения выкладывать и копировать из палочек (на пластилиновой основе) фигуры с надавливанием на элемент для фиксации, показывать (моделировать) способ захвата объемных геометрических тел.

20. Выполнять ритуальные действия: погрозить, поздороваться, попрощаться, сдуть пушинку с ладони, поаплодировать.

21. Упражнения в выполнении двигательных программ с реакцией на выбор по словесной установке (регулирующая роль речи) "На один стук подними руку и сразу опусти. На два стука не поднимай руку".

22. Развитие умений и обогащение опыта в показывании частей своего тела, развитие способности дифференцировать правое и левое в пространственных ощущениях и в ориентировке в пространстве, брать (класть) предмет заданной рукой.

23. Совершенствование умений быстро и точно назвать (показывая) пальцы своей руки, пальцы руки другого человека. Развитие умений и обогащение опыта воспроизведения считалок с соответствующими движениями кистью.

24. Развитие чувства кисти, мышечной силы кисти и пальцев. Игры-упражнения: бросание утяжеленного мяча, который захватывается одной рукой, передавание друг другу двумя руками утяжеленного большого мяча, толкание утяжеленного большого мяча открытой ладонью, маленького утяжеленного мяча - пальцами. Игры-упражнения на сжимание мяча (предметов) разной упругости.

25. Упражнения в умении смыкать пальцы и удерживать в этом положении, разводить пальцы на максимальное расстояние и удерживать их в таком положении, упражнения в смене положений и удерживании.

26. Воспитание активности и самостоятельности в двигательной деятельности в разных сферах жизнедеятельности.

27. Расширение знаний о занятиях человека физическими упражнениями, о видах спорта (параолимпийских) и о спортсменах. Приобщение обучающихся к игре в шахматы, шашки (инвентарь для слепых), спортивной ходьбе, метанию.