16.3. Развитие чувственной и познавательной основы ориентировочно-поисковой деятельности, предметно-пространственной ориентировки. Освоение слепым ребенком востребованных в ориентировочной деятельности положений тела и его отдельных частей
16.3. Развитие чувственной и познавательной основы ориентировочно-поисковой деятельности, предметно-пространственной ориентировки. Освоение слепым ребенком востребованных в ориентировочной деятельности положений тела и его отдельных частей.
лежа на животе, опираясь на предплечья, затем на ладони вытянутых рук (младенец, в раннем возрасте);
лежа на левом или правом боку, рука(и) спереди;
на четвереньках (опора ладонями прямых рук, разведенных на ширину плеч, коленями и голенями согнутых ног);
Прямое положение (лицо вперед). Статические упражнения "Послушай колокольчик" (педагогический работник, родители (законные представители) потряхивают звучащим предметом напротив лица ребенка по его средней линии с последующим медленным его перемещением по вертикали или горизонтали, не выходя за границы лица), "Посидим, послушаем песенку, не дадим мешочку упасть с головы".
Наклон вперед (лицо вниз, опустить подбородок), назад (шея натянута, лицо вверх). Статические упражнения "Наклони голову, дотронься подбородком до руки (кисти)" (педагогический работник, родители (законные представители) поддерживают руку ребенка на необходимом расстоянии), "Где звенит?" (они потряхивают звучащим предметом на средней линии шеи ребенка, побуждая его наклонить голову).
Наклон влево и (или) вправо (на амплитуду, которую позволяют мышцы). Статические упражнения "Удержи головой подушечку".
руки вперед, статические упражнения;
руки вниз, статические упражнения;
руки вверх, статические упражнения;
руки согнуты в локтях, статические упражнения "Удержу, не уроню".
Ладони книзу. Статические упражнения "Волшебная коробка": на дно приспособления типа ящика, ширина которого примерно равна ширине плеч ребенка, кладутся плоские игрушки вроде пищалок в выделенные ячейки (чтобы несколько зафиксировать игрушки). Сверху игрушки накрываются фанерой или плотным картоном площадью, равной площади дна. Ребенку, который стоит, предлагают опустить руки в коробку ладошками вниз и нажать на пищалки. Педагогический работник может своей рукой также выполнить эти действия, нажимая на игрушку, которая расположена по центру. Тем самым побуждаем ребенка к взаимодействию и подражанию. "Упор на руки". Педагогический работник берет за ноги ребенка, поднимая их, помогает ему занять положение упора на руки, комментируя при этом "Ай, да у (имя ребенка) ручки! Ай, да у (имя ребенка) ладошки!".
Ладони кверху. Ребенок сидит на стуле под хорошо фиксированной полкой, расположенной над ним на уровне примерно поднятых им рук. Статические упражнения "Силач". Побуждаем ребенка упираться ладошками с усилием в полку.
Ладони внутрь; ладони вперед. Статические упражнения "Кто сильнее?" (педагогический работник своими ладонями упирается в ладони ребенка, побуждая его прилагать усилия), "Наши ладошки здороваются" (педагогический работник своими ладонями упирается в ладошки ребенка).
5. Положение пальцев кистей рук:
обычное положение кисти (четыре пальца выпрямлены и сомкнуты и являются продолжением предплечья руки, большой палец прижат к ладони). Статическое упражнение "Ладошка здоровается с ладошкой";
кисть сжата в кулак (четыре пальца согнуты и плотно прижаты к ладони, а согнутый большой палец прижат к указательному);
кисть расслаблена (кисть свободно висит книзу, насколько позволяет подвижность лучезапястного сустава).
обычное положение - ноги вместе (ноги прямые, не согнуты в коленях, пятки вместе, носки врозь на ширину ладони);
стойка ноги врозь (ноги на ширине плеч, вес тела равномерно распределяется на обе ноги, положение ступней, как в обычной стойке). Статические упражнения на оба положения "Ноги вместе, ноги врозь". Используется приспособление с ограничительными планками.
7. Формирование двигательных умений:
учить устойчиво держать голову (младенец);
учить выполнять движения головой: поднимать, поворачивать в сторону, влево-вправо;
осуществлять повороты и развороты тела;
формировать и стимулировать ползанье;
стимулировать к переползанию через препятствие;
поддерживать вставание на четвереньки;
разжимать ладонь, двигать пальцами;
стимулировать вставание и ходьбу у опоры;
учить двигаться в сторону аудиостимула (подойти);
учить выполнять поисковые движения руки (рук) с заданной траекторией движения: по горизонтали, вертикали, полукруговые по площади поиска (протяженность вытянутых рук ребенка) с акцентированием кистево-ладонных ощущений;
совершенствовать поисковые движения рукой (руками) с заданной траекторией движения: сверху вниз с горизонтальным компонентом, снизу вверх с горизонтальным компонентом, с акцентированием ощущений подушечками пальцев (локализация мелких деталей);
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей