16.7. Развитие чувственной и познавательной, основы коммуникативной деятельности - невербальных средств общения

16.7. Развитие чувственной и познавательной, основы коммуникативной деятельности - невербальных средств общения.

Освоение слепым ребенком востребованных в коммуникативной деятельности положений тела и его отдельных частей в статических упражнениях.

1. Положение тела:

прямое (прямостояние);

полуповорот.

2. Положение головы:

прямое положение (лицо вперед).

3. Положение рук:

прямое, свободное положение;

рука вперед (прямые руки находятся на уровне плеч, положения кисти, отражающие жесты прощания, приглашения, приветствия).

4. Положение ладоней:

ладони внутрь (приветствие);

ладонь книзу (прощание);

ладонь кверху (приглашение, просьба).

5. Положение пальцев кистей рук:

кисть поднята вверх - запрет (кисть отведена вверх);

кисть сжата в кулак, указательный палец прямой вверх (нельзя);

кисть расслаблена.

6. Положение частей лица:

положение губ: губы в улыбке, губы широко разомкнуты, губы сомкнуты, губы искривлены и их уголки оттянуты назад (радость), приоткрытый рот имеет округленную форму, нижняя губа выпячена;

положение щек: обычное положение, щеки надуты.

7. Формирование двигательных умений:

Зажмуривание: опустить брови и поднять щеки.

Поднять брови и опустить щеки.

Поднимать, опускать (открывать, закрывать глаза) верхние веки (в случае возможности).

Открыть рот широко, приоткрыть рот, выпятить нижнюю губу, сжимать губы, вытянуть губы, показать и убрать язык, шлепание губами.

Надуть щеки.

Помахать (приветствие, прощание, отрицание).

Выставить руку вперед, ладонь прямо (запрет).

Выставить руку вперед, ладонь прямо, пальцы полусогнуты, опустить и поднять кисть ("Пока").

Движения четырех пальцев (большой палец противопоставлен остальным) с соединением с ладонью и обратно: ладонь вниз - прощание, ладонь кверху - просьба дать предмет, приблизиться.