24.2. Программные коррекционно-компенсаторные задачи образовательной области "Речевое развитие" с развитием у слепого ребенка речи как адаптационно-компенсаторного механизма, обеспечивающего в условиях суженной чувственной сферы способность к осмысленности чувственного познания и удовлетворением особых образовательных потребностей по специальным направлениям педагогической деятельности

24.2. Программные коррекционно-компенсаторные задачи образовательной области "Речевое развитие" с развитием у слепого ребенка речи как адаптационно-компенсаторного механизма, обеспечивающего в условиях суженной чувственной сферы способность к осмысленности чувственного познания и удовлетворением особых образовательных потребностей по специальным направлениям педагогической деятельности:

24.2.1. Обогащение речевого опыта. Развитие чувственно-моторной основы речевой деятельности:

1. Расширение и обогащение мышечных ощущений от движений артикуляционных органов. Повышение подвижности языка, губ, нижней челюсти, гортани. Развитие навыка надувать щеки, оскаливать зубы, цокать языком, вытягивать губы в трубочку, подудеть, посвистеть, вытянуть язык. Вовлечение в игры и игровые упражнения по рекомендации специалиста.

2. Развитие произносительных навыков. Совершенствование умений и навыков модуляции голоса для выражения различных эмоциональных состояний. Обогащение опыта в модулировании голоса по силе (громко, тише, тихо) с вовлечением обучающихся в дидактические игры на повторение звукоподражательных междометий "динь-динь", "шу-шу", "буль-буль", употребленных в стихах, потешках, песенках, громким и тихим голосом. Развитие опыта обращения к окружающим тихим голосом, громким голосом, голосом умеренной громкости с осмыслением востребованности умений в объектно-пространственной оценке ситуации (субъекты общения близко-далеко); по высоте тона ("толстым", "тоненьким") с вовлечением в словесно-дидактические игры на повторение одинаковых речевых единиц с вопросительной интонацией (более высокая по тону), с повествовательной интонацией и с восклицательной интонацией, на воспроизведение стихотворных форм с вопросительной и повествовательной интонацией, на развитие умений менять интонацию (вопросительная, повествовательная); по тембру с обогащением опыта слушания литературных произведений разной эмоциональной окрашенности.

3. Разучивание и воспроизведение стихотворений, требующих однозначных интонаций - радости, страха, жалобы, сочувствия, торжественности, печали. Обогащение опыта имитации интонаций, выражающих положительные и отрицательные чувства или свойства характера. Развитие навыков изменения темпа речи с вовлечением в словесно-дидактические игры на активизацию интонации перечисления, посредством разучивания стихотворений с предложениями с однородными членами и требующими интонации перечисления.

4. Совершенствование навыков правильного дыхания в процессе говорения с развитием умений и обогащением опыта в воспроизведении пословиц и поговорок, игр-упражнений. Развитие умений и обогащение опыта выполнения дыхательной гимнастики. Формирование первичных умений в саморегуляции выдоха, увеличении "длины" дыхания. Развитие функциональной деятельности дыхательной системы.

5. Развитие интонации обращения - понижение тона, убыстрение темпа, логическое ударение.

24.2.2. Развитие номинативной функции речи:

1. Формирование понимания отношений "целое и его часть (деталь)". Развитие умений и обогащение практического опыта обследования предметов (вещей) окружения с усвоением слов, называющих предмет (вещь), его части (детали), их пространственных отношений, их постоянных свойств и признаков (опознания). Обогащение опыта познания, использования по назначению предметов ближайшего окружения (предметы быта, игрушки, предметы познавательной, двигательной, игровой, трудовой деятельности) с освоением умений по услышанному слову (обозначению) найти и показать (дотронуться, взять) названное. Расширение словаря обучающихся за счет названий предметов и их основных частей (деталей), недоступных непосредственному наблюдению, но познаваемых с помощью моделей, предметных тактильных картинок, тактильных книг.

2. Развитие умения и обогащение опыта предметных игр, побуждение ребенка к вступлению в разговор (диалог) со педагогическим работником, содержанием которого выступает обозначение, уточнение, обсуждение игры и ее компонентов. Вовлечение в словесные дидактические игры "Назови предмет по перечисленным частям", "Назову предмет, а ты назови его части", "Расскажем о предмете то, что мы знаем". Формирование и расширение объема действий, состоящих из ряда детализирующих действий с предметами окружающей действительности с усвоением слов, называющих их. Обогащение опыта использования в речи словосочетаний (существительное и глагол) с точным называнием действия. Побуждение к описанию действий с предметом по его назначению с точной детализацией (постепенное расширение ряда).

24.2.3. Развитие способности понимать обобщающий смысл слов: обогащение опыта слушания детских литературных произведений, способствующих обогащению словарного запаса, развитию понимания лексического значения слов. Вовлечение ребенка в "режиссерские" игры, в игры-драматизации.

24.2.4. Развитие коммуникативной функции речи:

1) Формирование умений и навыков устанавливать контакт с окружающими с помощью речевых средств (обращение по имени, высказывание желания вступить в контакт, постановка вопроса, уточняющего ситуацию). Развитие умения и обогащение опыта использовать вариативные формулы (приветствия, прощания, благодарности). Развитие умения понимать и выражать свое настроение при помощи слов. Развитие умения вести себя в общении в соответствии с нормами этикета (достаточная громкость голоса, доброжелательный тон, расположение лицом к партнеру). Обогащение умения четко, ясно, выразительно высказывать в речи свое коммуникативное намерение.

2) Расширение опыта действовать по инструкции, просьбе, самому обращаться с просьбой к другому человеку.

24.2.5. Формирование основ речевого познания:

1. Развитие способности к осмыслению чувственного познания предметов и явлений действительности, способности к упорядочиванию чувственного опыта, развитие аналитико-синтетической основы восприятия. Развитие умений и обогащение опыта высказываний, рассказывания, обсуждения (в соответствии с ситуацией) предметов и объектов познания, способов познавательной деятельности. Совершенствование формально-языкового компонента познавательной деятельности - развитие речевых умений позволяющих формулировать понятия, суждения, умозаключения.

2. Формирование, расширение представлений предметных, пространственных, социальных в единстве компонентов: чувственного и речемыслительного. Развитие речи как средства приобретения знаний: пополнение словаря, развитие связи слов с предметами и явлениями, которые они обозначают, освоение слов, обозначающих существенные свойства, связи реальных объектов. Развитие способности к обобщению и опосредованному отражению.

3. Развитие умений, обогащение опыта вербальной регуляции действий и деятельности - умений обозначить последовательность действий в их логическом единстве, заданным содержанием и искомым результатом деятельности, умений рассказать о том, как достигнут результат.

4. Формирование образа "Я" как субъекта и объекта общения, развитие понимания себя как собеседника. Развитие способности к интонационной выразительности речи - развитие умения передавать интонацией различные чувства (радость, безразличие, огорчение); вовлечение в словесные игры "Я скажу предложение, ты произнесешь его весело или грустно. Я отгадаю"; придумывать предложения и произносить их с различной эмоциональной окраской, передавая голосом радость, грусть.

24.2.6. Развитие специальной готовности к обучению:

1. Развитие моторики рук: развитие праксиса позы кисти руки: "вытянуть пальцы вперед", "сделать кольцо из первого и каждого последующего пальца", позы захвата предметов; развитие динамического праксиса повышения динамической организации движений пальцев и кисти, развитие пространственного праксиса - движения кистью(ями) с изменением пространственных положений.

2. Развитие произвольных движений (действий) по типу выбора по речевой инструкции - действия с дидактическими игрушками. Формирование и уточнение представлений о строении рук, кисти, пальцев. Обогащение опыта выполнения физических упражнений (статических, динамических) на развитие подвижности; формирования двигательных умений рук, кисти, пальцев. Обогащение опыта расслабления мышц кисти, пальцев. Развитие мышечной силы кисти.

3. Формирование орудийных действий - действий, подобных действиям накалывания грифелем карандаша плотной бумаги; ориентировочных орудийных действий - орудийной пространственной ориентировки в замкнутом микропространстве (ячейки прибора). Обогащение опыта выполнения разных по содержанию орудийных действий.

4. Формирование умений, обогащение опыта выкладывания на ограниченной плоскости моделей букв (шрифт Брайля) из мелких предметов. Развитие опыта тактильной (подушечками пальцев) локализации фактурных точек, расположенных по подобию шеститочия, с называнием их номера, двигательного опыта с тактильным прослеживанием фактурных горизонтальных линий.

5. Развитие контролирующей и регулирующей функций руки с движением на плоскости с пространственной локализацией элементов-ориентиров.

6. Развитие одновременно выполняемых произвольных движений и действий, одинаковых и различающихся содержанием, разноименными руками.

24.2.7. Виды детской деятельности:

1. Виды детской деятельности в условиях непосредственно образовательной деятельности с обеспечением речевого развития слепого обучающегося:

познавательно-речевая деятельность на образовательных, коррекционных занятиях;

моторно-познавательная деятельность в подготовке к освоению письма;

разучивание и воспроизведение детских литературных произведений;

игры: словесные дидактические, драматизации;

тематические беседы, обсуждения с педагогическим работником;

труд;

пение;

гимнастика: дыхательная, артикуляционная;

подвижные игры с речью.

2. Виды детской деятельности в условиях образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах с актуализацией речевого развития слабовидящего и с пониженным зрением дошкольника:

сюжетно-ролевые игры;

самообслуживание с освоением опыта организации и выполнения действий посредством вопросно-ответной формы;

спонтанная орудийная продуктивная деятельность (обводки, штриховки, раскрашивание);

спонтанное пение, декламации;

досуговая деятельность;

рассматривание картинок, иллюстраций, фотографий с обозначением воспринимаемого, комментариями, обсуждением.