14.7. Содержание адаптивной компенсаторно-развивающей программы

14.7. Содержание адаптивной компенсаторно-развивающей программы.

14.7.1. Уровень освоения ребенком слуходвигательной координации:

1. Обогащение опыта реагирования (вздрагивание, моргание, замирание) на звуки и шумы погремушек, которые привносятся педагогическим работником в слуховое перцептивное поле ребенка и звучат от действия - потряхивания. Пространственное размещение погремушки для привлечения слухового внимания ребенка и первичной актуализации у ребенка пространственного слуха: в области уха, попеременно, то у одного, то у другого уха, в области переносицы на некотором расстоянии от нее, в области подбородка, в области темени; в области плеча, в области груди, в области затылка. Расширение слуховых впечатлений ребенка: смена погремушек по высоте звука (постепенное снижение), смена громкости звучания, смена места звучания. Актуализация у ребенка объединения слуховых и тактильных ощущений: после звучания погремушки ею касаются участков тела ребенка, затем все повторяется заново. Расширение ряда слуховых впечатлений: звуки погремушек, хлопки, звуки колокольчика, бубенчика, игрушек-пищалок, музыкальных игрушек.

2. Развитие способности ребенка к слуховому сосредоточению. Развитие способности восприятия акустической информации: обнаружение наличия-отсутствия акустических сигналов, обнаружение различий между акустическими сигналами (одинаковые - разные). Расширение опыта восприятия: длительного звука, шума (аудиальный стимул продолжительно звучит) с использованием мелодично звучащих игрушек, шумов предметов окружения, речи, пения, голосовых имитаций педагогического работника с актуализацией речевого слуха ребенка.

3. Развитие опыта восприятия ритмичных звуков: ритмичные хлопки, ритмичные мелодии. Развитие музыкального слуха: обогащение опыта восприятия музыкальных мелодий, музыкальных звуков. Побуждение к переживанию музыкальных ритмов (эмоциональное реагирование). Развитие первичного опыта организации движений в соответствии с ритмом воспринимаемой музыки.

4. Развитие слуходвигательной координации: побуждение ребенка к повороту головы в сторону звука (использование приема "опора на врожденный поисковый (искательный) рефлекс Куссмауля": поглаживание пальцем в области угла рта (не прикасаясь к губам) вызывает опускание угла рта и поворот головы в сторону раздражителя, выполнение педагогическим работником и ребенком содружественных движений (педагогический работник, родители (законные представители) держат ребенка на руках, прижав его спиной к себе, у обоих голова в положении прямо), например, поворота, разворота в сторону звука, обучение ребенка умению протягивать руку или руки к звучащей погремушке с ее схватыванием и дальнейшим выполнением действий потряхивание, постукивание.

14.7.2. Уровень освоения навыков слухового поведения с освоением рече-слухо-двигательной координации:

1. Обогащение слуходвигательной координации как механизма слухового поведения: развитие основ ориентировочно-слуховой деятельности. Побуждение к эмоциональному реагированию на звуки и шумы окружения (с расширением их ряда). Развитие поисково-ориентировочной реакции с разворотом, поворотом головы в сторону слышимого человеческого голоса (речевые звуки и звуки, издаваемые речедвигательным аппаратом, не относящиеся к речевым звукам). Обогащение опыта слуховой реакции на говорящего человека, на кашель, хруст (во время еды), щелканье или цоканье языком как эмоциональной реакции, проявляемой человеком голосом, "голосовые игры" человека (издает голосовым аппаратом интересные звуки). Развитие двигательных умений с повышением инициативности в протягивании руки или рук к звучащей игрушке с ее схватыванием. Обогащение опыта ребенка в приближении к источнику звука с перемещением в пространстве (с помощью педагогического работника и самостоятельно), с пониманием ситуации, происходящей в пространстве, на основе слухового отражения и комментированием педагогическим работником.

2. Развитие рече-слухо-двигательной координации как формы поведения. Обеспечение адекватного эмоционального, двигательного реагирования ребенка на услышанное собственное имя. Освоение опыта понимания отдельных слов и простейших инструкций, обращенных к нему педагогическим работником. Инструкции: "Повтори: ду-ду-ду", "Что это (что звучит)?", "Слышишь колокольчик? Возьми его", "Я играю погремушкой, слышишь? На, возьми ее (найди и возьми ее)", "Дай твою руку, поиграем", "Сейчас я играю колокольчиком, а теперь бубенчиком. Что тебе дать?". Развитие умения действовать по звуковому сигналу, указанию педагогического работника: "Хлопну - подними руки, подойди ко мне", развитие умений соотносить свои движения со словами текста: "Ладушки - ладушки". Развитие интереса к слушанию детских стихов. Повышение вербальной активности в процессе слухового восприятия действительности: поддерживание и побуждение ребенка к речевому обозначению происходящего. Пытается петь.

3. Развитие умений и обогащение опыта действий со звучащими игрушками: постучать по барабану, потрясти погремушку, позвенеть колокольчиком. Развитие способности к локализации звука в пространстве относительно собственного тела: впереди, сбоку, вверху, внизу.

4. Развитие акустического облика. Обогащение опыта восприятия модуляций человеческого голоса по силе: громко-тихо, по высоте: высоко-низко, по выражению чувств: радостно-грустно, мелодии речи.

14.7.3. Уровень актуализации слухового гнозиса, развития предметности слухового восприятия:

1. Развитие способности и умений к дифференциации звуков по их предметно-объектной отнесенности: звуки ближайшей окружающей действительности (бытовые, музыкальные, звуки движения, голосовые звуки, издаваемые животными и человеком), по психофизической характеристике - громкость, высота, по пространственной ориентации - сторона и удаленность от ребенка источника звука.

2. Развитие способности узнавать человека по голосу.

3. Формирование первичных представлений о звучащем мире с освоением картины мира, доступных возрасту знаний и умений по соотнесению звук-предмет, предмет-звук, звук-объект. Обогащение опыта восприятия звуков и шумов окружения с эмоциональным реагированием и доступным возрасту узнаванием звучащих предметов (конкретные игрушки), бытовые приборы (телефон, пылесос, миксер; застежки), действий с предметами (действия с предметами кухонной утвари, музыкальными игрушками, действия с одеждой), звуков и шумов движения: шаги человека (спокойный, быстрый шаг, топанье), с предметами мебели (скрип двери, задвинули ящик), шум воды, пересыпание сыпучих веществ, игрушка упала, мяч (звучащий) катится, звуки свойств материалов от: стука и (или) постукивания по предмету из дерева, стекла, пластика, смятия бумаги, целлофана.

4. Развитие умения различать предметы на слух по их звучанию, отвечать на вопросы "Что это? Что звучит?".

5. Развитие практических умений выполнения действий с предметами с извлечением звука (звуки действия и движения), шума: манипуляции (потрясти, постучать) и действия с предметами в соответствии с их назначением.

6. Обогащение опыта восприятия звуков живой и неживой природы: звуки дождя, скрип снега, пение птиц, голоса животных.

7. Развитие музыкального слуха: обогащение опыта восприятия музыкальных мелодий, музыкальных звуков, музыкальных ритмов. Развитие опыта организации движений в соответствии с ритмом воспринимаемой музыки. Развитие знаний о музыкальных игрушках, инструментах и умений действовать с ними культурно-фиксированными действиями.

8. Развитие речевого слуха. Обогащение опыта различного реагирования на речь, пение, голосовые имитации. Понимания обращенной речи педагогического работника с развитием пассивного и активного словаря: звучит, звенит, шумит, гремит, звонит, затих, неслышимый, слушай, слышим, слышишь, послушаем, прислушаться, издает звук или шум, тишина, тихо, громкий, тихий, звонкий, говорить, стучать, ударять, барабанить, трясти, мять, шептать, лаять, мяукать. Взаимодействия на основе вербального общения.

9. Развитие способности (по побуждению педагогом) к воспроизведению речевых звуков (речевая имитация голосовых звуков, издаваемых животными), звукоподражанию и подражанию речи, подражанию модуляциям голоса (имитация). Развитие голосового аппарата, выработка умения произносить слова громко, тихо.

10. Способствовать запоминанию и умению правильно произносить имена окружающих (ближайший социум).