20.5. Характеристика планируемых результатов

20.5. Характеристика планируемых результатов.

20.5.1. Ожидаемые результаты повышения воспитательного потенциала семьи слепого ребенка:

1. Развитие аксиологического компонента (нравственно-ценностного, мотивационно-ценностного) воспитательного потенциала семьи в виде формирования родителям (законным представителям) и определенных ценностно-смысловых установок на воспитание слепого ребенка от рождения до 7-ми лет с освоением системы родительских ценностей и формированием родительских позиций. Следование им обеспечивает ребенку становление и развитие интегративных психических и психологических личностных образований, ассимилирущихся в определенные личностные качества личности, с преодолением им трудностей развития, обусловленных "слабостью" социальной среды, не учитывающей особые образовательные потребности слепых обучающихся.

2. Развитие психоэмоционального компонента воспитательного потенциала семьи слепого ребенка с достижением гармонизации внутрисемейных отношений как между педагогическим работником, членами семьи, так и детско-родительских отношений.

Родители (законные представители) стремятся уделять ребенку достаточно внимания, времени; проводить совместный досуг; организовать деятельность слепого ребенка в детском обществе. В общении, во взаимодействии дают понять ребенку, что его принимают таким, какой он есть. Родители (законные представители) стараются употреблять выражения: "Ты самый любимый", "Мы любим, понимаем, надеемся на тебя", "Я тебя люблю любого", "Какое счастье, что ты у нас есть".

Поведение родителей (законных представителей) строится на:

проявлении заботы о развитии ребенка с позитивной установкой на его настоящие и будущие, его возможностей; стремлении строить взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;

стремлении создать у ребенка высокую самооценку, подкрепляя это словами: "Ты молодец", "Я радуюсь твоим успехам", "Ты очень многое можешь";

рефлексии в предъявлении слепому ребенку требований с предупреждением, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой - завышенных требований;

адаптации родителей (законных представителей) к "неадекватному" проявлению постороннего социума к слепому ребенку с выработкой устойчивой защитной реакции на подобные ситуации.

3. Развитие когнитивно-деятельностного компонента воспитательного потенциала семьи: создание для слепого ребенка домашних социально-средовых условий, имеющих компенсаторно-развивающую составляющую в соответствии с его особыми образовательными потребностями:

освоение зрячими родителями (законными представителями) умений взаимодействовать с ребенком в системе координат "слепой - зрячий", "зрячий - слепой";

активность и умение зрячих родителей (законных представителей) наполнять предметное пространство ребенка с глубоким нарушением зрения: игрушками, предметами быта, книгами, познавательными объектами;

умение родителей (законных представителей) особым образом организовывать предметно-пространственную среду слепого ребенка с целью повышения его мобильности, общей и познавательной активности.

Родители (законные представители) ориентируются в особенностях развития слепых обучающихся, имеют общие представления об их особых образовательных потребностях в данный и последующие возрастные жизненные периоды, в необходимых социально-педагогических условиях их удовлетворения.

Родители (законные представители) ориентируются в возрастных особенностях ребенка.

20.5.2. Ожидаемые результаты психолого-педагогического сопровождения слепого ребенка специалистами:

1. Развитие у ребенка механизмов, обеспечивающих компенсацию трудностей чувственного отражения действительности в условиях слепоты: развитие слуходвигательной и рече-слухо-двигательной координаций; освоение тактильно чувственной основы отражения действительности, первичной регуляции поведения; способность к пассивному осязанию с ориентацией в предметном окружении; моторное развитие с освоением психического образования "схема тела"; развитие функций речи (коммуникативной, познавательной, регуляторной) и освоением начал компенсаторной роли речевого развития - способности на основе вербального отражения воссоздавать картину происходящего.

2. Удовлетворение слепым ребенком в повседневной жизни особых образовательных, в том числе сенсорных, потребностей с проявлением способностей и умений ориентироваться в ближайшей социально-предметной среде, инициативности и доступной самостоятельности во взаимодействии с предметно-объектным миром в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями, повышением двигательной активности с развитием мобильности, освоением ряда предметно-практических умений.

3. Продвижение ребенка в развитии в соответствии с возрастными закономерностями становления психомоторных образований, сенсорно-перцептивных (развитие восприятия, его предметности), мотивационно-потребностных (потребностей в действиях с предметами) в условиях их доступности для контактного восприятия, в общении с педагогическим работником, аффективных образований (устойчивость эмоции интереса, проявление чувства нового).