13.1. Младенческий и ранний возраст. Слепые обучающиеся

13.1. Младенческий и ранний возраст. Слепые обучающиеся.

13.1.1. В области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной деятельности являются: создание условий развития у слепого ребенка потребности в общении, освоении им социальных средств и накопления опыта социального взаимодействия, развитии коммуникативной способности (на дословесном и словесном уровнях), обеспечение его психического развития с формированием картины мира, пониманием себя через восприятие окружающих, развитие готовности к общению на следующем возрастном этапе:

1. В сфере развития речи ребенка особое внимание обращается на развитие и удовлетворение потребности слепого ребенка в общении и социальном взаимодействии с помощью социальных жестов, отдельных слов, предложений.

С этой целью важно создавать социальную среду, побуждающую ребенка реагировать, воспринимать и усваивать взаимоотношения с педагогическим работником на основе тактильных, слуховых, проприоцептивных, осязательных систем, их комплекса. При этом педагогический работник:

стремится в непосредственно-эмоциональном общении с ребенком актуализировать, расширять его тактильные впечатления от нежного прикосновения к частям тела, поглаживанию, через вкладывание и совместное ощупывание того, что попадает ребенку в руки;

стремится развивать слух и слуховое восприятие ребенка как основу вербальной коммуникации посредством собственной речевой активности. Воспринимаемая ребенком речь педагогического работника - путь познания себя, осмысленное восприятие собственного имени, различение и узнавание других. Являясь средством получения информации, педагогический работник комментирует (вербализирует), описывает, сообщает о происходящем, вовлекает в обсуждение настоящих, прошедших и предстоящих событий. Педагогические работники должны проявлять максимальную активность в организации речевых игр, совместных подвижных играх (игры-забавы, игры-упражнения), ориентированных на познание (дифференциацию) ребенком своего тела, на развитие объединенного внимания, на развитие чувства взаимного доверия, положительные эмоции;

стремится побуждать ребенка к ранним проявлениям общения (дословесный уровень), к своевременному освоению ребенком общения с помощью слов, учитывая его компенсаторное значение для социально-коммуникативного развития ребенка, находящегося в условиях ограничений зрительной информации и сенсорных впечатлений. Он играет с ребенком, используя игрушки и предметы (объективные свойства которых активизируют и формируют сохранные сенсорные функции), речевые игры; при этом активные действия ребенка и педагогического работника чередуются; учит действиям с предметами; создает предметно-развивающую среду для самостоятельных предметных действий, предметных игр; поддерживает инициативу ребенка в общении, помогает организовать предметно-манипулятивную активность, поощряет его движения и действия;

стимулирует развитие у ребенка позитивного представления о себе и положительного самоощущения, поощряет его достижения, инициативность в разных видах детской деятельности. Особое внимание уделяет освоению слепым ребенком культурно-гигиенических навыков, овладению им первичными навыками самообслуживания;

создает ситуации освоения слепым ребенком опыта общения, коммуникативного и прямого взаимодействия с другими детьми, поощряет проявление интереса к ним.

2. В сфере развития игры педагогический работник выступает организатором игрового поля, игровой среды слепого ребенка в соответствии с его индивидуально-типологическими особенностями развития, занимает активную позицию в вовлечении ребенка в соответствующую игровую среду, обучает простым игровым действиям, помогает брать на себя роли педагогических работников.

3. В сфере социального и эмоционального развития педагогические работники (специалисты) корректно и грамотно проводят адаптацию слепого ребенка к Организации, учитывая не только его привязанность к близким, но и трудности и особенности формирования картины мира в условиях чрезвычайно суженной сенсорной сферы, привлекают родителей (законных представителей) для участия и содействия в период адаптации. Педагогический работник, первоначально в присутствии родителей (законных представителей), знакомится с ребенком и налаживает с ним эмоциональный контакт, дает возможность запомнить свой голос, имя, приобрести опыт их узнавания.

4. В период адаптации педагогический работник следит за эмоциональным состоянием ребенка, поддерживает постоянный тесный контакт с ним, деловое общение с родителями (законными представителями); предоставляет возможность ребенку постепенно, в собственном темпе осваивать пространство и режим Организации, не предъявляя к нему излишних требований.

Важно помочь слепому ребенку освоить дифференциацию домашней социально-предметной среды и пространственной организации с постепенным и последовательным расширением умений ее познания.

13.1.2. В области познавательного развития основными задачами образовательной деятельности являются: создание условий для развития у слепого ребенка потребности во взаимодействии с предметным миром через тактильную сферу, ознакомления с явлениями и предметами окружающего мира, освоения ощупывания и действий с предметами (манипуляциями, по назначению, игровыми), познавательно-исследовательской активности и познавательных способностей:

1. В сфере ознакомления с окружающим миром педагогический работник организует практическое взаимодействие ребенка с предметами быта и игрушками, учит узнавать их на основе тактильных и слуховых впечатлений, обоняния, на основе ощупывания и осязания. Педагогический работник методом пассивных движений и сопряженных действий в сочетании со словесным инструктированием знакомит ребенка со способами использования окружающих предметов, с их назначением и свойствами. Он стремится повысить активность и самостоятельность ребенка в освоении предметной окружающей действительности, опознании со знанием точного словесного обозначения предметов окружения в группе, на прогулке, в ходе игр и занятий. Педагогический работник учит ребенка и помогает ему освоить действия с бытовыми предметами-орудиями и игрушками с формированием компенсаторных способов деятельности. Особое внимание он уделяет освоению ребенком ориентировочно-поисковых действий и умений, повышает его способность в собственной организации взаимодействия с предметным миром. Педагогический работник владеет и умело пользуется сигнификативной функцией речи, выступая для ребенка образцом точного обозначения предметов, их частей, деталей, свойств, признаков, действий с предметами.

2. В сфере развития ощущений и восприятия педагогический работник создает предметно-развивающую среду, обеспечивающую активность сенсорных функций и обогащение у слепого ребенка чувственного опыта: развитие слуха и слухового восприятия, тактильных, зрительных (слепой ребенок с остаточным зрением) и вкусовых ощущений, обоняния. Педагогический работник стремится знакомить ребенка с предметами и объектами с формированием у него полимодальных образов, помогает их осмысливать, запоминать, припоминать, вспоминать. Педагогический работник с особым вниманием относится к проявлению интереса ребенка к свойствам предметов, комментирует соответствующие ощущения и восприятия, помогает соотнести их с целостным представлением о предмете.

3. В сфере развития познавательно-исследовательской активности и познавательных способностей педагогический работник поощряет любознательность и исследовательскую деятельность обучающихся, создавая для этого адекватно насыщенную предметно-развивающую среду, наполняя ее предметами, соответствующими сенсорным возможностям и особым потребностям слепого ребенка. Для этого можно использовать бытовые предметы и орудия, природные материалы, музыкальные, звуковые, интерактивные игрушки, сенсорные предметы-активаторы, тактильные книжки и картинки. Педагогические работники с особым вниманием относятся к проявлению интереса обучающихся к окружающему предметному, природному миру, к детским вопросам, стремятся занимать позицию "ребенок - первооткрыватель мира", не спешат давать готовые ответы, разделяя удивление и детский интерес, занимают позицию "не делаю за ребенка то, что ему доступно сделать самому". Особое внимание педагогические работники уделяют развитию способностей выпускать предмет из рук, поиска и подбирания предметов, освоению им умений действовать руками.

13.1.3. В области речевого развития основной задачей образовательной деятельности является создание условий для развития речи, ее коммуникативной, познавательной и компенсаторной функций у слепого ребенка в повседневной жизни, развития разных сторон речи в специально организованных ситуациях вербального общения, играх и занятиях:

1. В сфере развития речи в повседневной жизни педагогические работники стремятся комментировать ребенку происходящее, побуждая его к речеслуховому восприятию и пониманию ситуации. Педагогический работник посредством "наговаривания" ребенку потешек, стихов, напевания песенок, обогащает опыт и повышает речеслуховую активность ребенка, задает простые по конструкции вопросы, побуждающие ребенка к активной речи; говорит о его опыте, событиях из жизни, интересах.

Педагогические работники внимательно относятся к вербальному выражению детьми своих желаний, чувств, интересов, вопросов, терпеливо выслушивают обучающихся, стремятся понять, что ребенок хочет сказать, поддерживая тем самым активную речь обучающихся. При этом педагогический работник не указывает на речевые ошибки ребенка, но повторяет за ним слова правильно.

2. Педагогический работник использует различные ситуации для диалога с ребенком, а также создает условия для освоения им опыта общения с другими детьми.

В сфере развития разных сторон речи педагогические работники читают детям книги, организуют речевые игры, разучивают с ребенком детские стихи и побуждают к их воспроизведению, стимулируют словотворчество; проводят специальные игры и занятия, направленные на обогащение словарного запаса, развитие грамматического, интонационного строя речи, на развитие планирующей и регулирующей функций речи.

13.1.4. В области художественно-эстетического развития основными задачами образовательной деятельности являются: создание условий для развития у обучающихся эстетического отношения к окружающему миру; приобщение к музыкальной культуре:

1. В сфере развития у обучающихся эстетического отношения к окружающему миру педагогические работники вовлекают ребенка в процесс эмоционального сопереживания состоянию партнера по общению, поддерживают выражение эстетических переживаний, обращают внимание ребенка с привлечением ощупывания руками и позитивным реагированием на опрятность одежды, чистоты и упорядоченности окружающего.

2. В сфере приобщения к музыкальной культуре педагогические работники создают в Организации и в групповых помещениях музыкальную среду, органично включая музыку в повседневную жизнь. Предоставляют детям возможность прослушивать фрагменты музыкальных произведений, звучание различных, в том числе детских, музыкальных инструментов, экспериментировать с инструментами и звучащими предметами. Педагогические работники вовлекают и поддерживают пение ребенка; поощряют проявления эмоционального отклика ребенка на музыку, организуют, вовлекают, поощряют ребенка к выполнению музыкально-ритмических движений и упражнений.

3. В сфере приобщения к восприятию выразительности речи педагогические работники создают условия в Организации и в групповых помещениях среду, обогащающую опыт восприятия ребенком различных качеств звучащей речи (силы, высоты, темпа и тембра), ее интонационной окрашенности речи и художественной выразительности.

13.1.5. В области физического развития основными задачами образовательной деятельности являются: создание условий для повышения двигательной активности ребенка, укрепления здоровья, охраны и повышения функциональной деятельности сохранных анализаторов; развитие различных видов двигательных умений, ходьбы как естественного способа передвижения в пространстве, освоения основ безопасного поведения:

1. В сфере повышения двигательной активности педагогические работники организуют и проводят различные виды массажа, гимнастические упражнения, поддерживают инициативность ребенка в движениях. Они организуют предметно-пространственную среду таким образом, чтобы побуждать и обеспечивать ребенку безбоязненное, уверенное самостоятельное перемещение в ней доступным способом как внутри помещений Организации, так и на внешней ее территории для удовлетворения естественной потребности обучающихся в движении. Педагогические работники создают музыкальную среду, повышающую инициативность ребенка в музыкально-ритмических движениях и упражнениях. Обращаясь к ребенку, они побуждают и способствуют освоению им опыта перемещения в пространстве на голос человека. Особое внимание уделяется профилактике или преодолению ребенком стереотипных движений.

Педагогические работники вовлекают ребенка в игры со звучащими мячами, с предметами, стимулирующими развитие моторики, в том числе мелкой моторики рук.

2. В сфере укрепления здоровья обучающихся, охраны и повышения функциональной деятельности сохранных анализаторов педагогические работники организуют правильный режим дня, приучают обучающихся к соблюдению правил личной гигиены, создают предметную, предметно-пространственную среду, безопасную для рук (пальцев, кожных покровов) как органов осязания. Педагогические работники внимательно относятся к охране (предупреждение воспаления, травм) и развитию функций органов слуха, обоняния, осязания и остаточного зрения (ребенок с практической слепотой): следят, чтобы ребенок бодрствовал в очках (назначение врача), чтобы очки не вызывали болевых ощущений, следят за чистотой оптики, предупреждают воздействие на ребенка ярким светом.

3. В сфере развития различных видов двигательных умений, ходьбы как естественного способа передвижения в пространстве особое внимание уделяется освоению ребенком "схемы тела", развитию способности дифференцировать части тела, выполнять ими движения и двигательные действия; способности действовать двумя руками с освоением умений хлопать в ладоши, брать предмет двумя руками, держать по одному предмету в каждой руке, одной рукой удерживать, другой действовать. Педагогические работники стремятся к тому, чтобы ребенок без зрительного контроля осваивал двигательные умения в соответствии с возрастом.

Особое внимание уделяется освоению ребенком различных пространств Организации, группового помещения, участка с опытом движения в знакомом пространстве, с преодолением препятствий (искусственных, естественных).

Педагогические работники создают условия, проявляя терпение, для освоения ребенком способности к свободной (без опоры, посторонней помощи) ходьбе с пересечением знакомого пространства, стремятся к развитию интереса к ходьбе, к обогащению положительных переживаний, связанных с достижением цели посредством ходьбы.

4. В сфере формирования навыков безопасного поведения педагогические работники создают в Организации безопасную безбарьерную среду, а также предостерегают обучающихся от поступков, угрожающих их жизни и здоровью. Вместе с тем требования безопасности не должны реализовываться за счет подавления детской активности и препятствования деятельному исследованию мира.