15.6. Содержание адаптивной компенсаторно-развивающей программы. Уровневый подход к развитию тактильной сферы слепого ребенка младенческого и раннего возраста

15.6. Содержание адаптивной компенсаторно-развивающей программы. Уровневый подход к развитию тактильной сферы слепого ребенка младенческого и раннего возраста.

15.6.1. Уровень запуска механизмов тактильно-контактного познания себя и освоения внешнего мира:

1. Организация пассивных движений ребенка с соприкосновением конечностей и других частей тела, тактильно-проприоцептивное освоение "схемы тела". Виды сомкнутых положений (соприкосновений) частей тела: ладонь к ладони, ладонь и тыльная сторона кисти другой руки; ладонь, предплечье одной руки с ладонью, предплечьем другой руки; ладонь и внешняя сторона плеча, ладонь и противоположный локоть, рука (и) вдоль туловища, ладони и голова, нога к ноге, стопа к стопе, пальцы рук и ног, нога (и) живот, ладони и шея, ладонь и противоположное плечо, ладони и живот, ладонь (и) спина, ладонь (и) грудь, ладонь и бедро, нога на ногу. Организуя пассивные движения ребенка с достижением им сомкнутого положения частей тела, педагогическому работнику необходимо регулировать захват, удержание и движение конечности(ей) ребенка так, чтобы по силе, с одной стороны, они не противоречили действиям педагогического работника, а с другой стороны, не подавляли способности ребенка к тактильным ощущениям. Комментарии: "ладонь на...", "ножки вместе".

2. Организация тактильных ощущений у ребенка, возникших от воздействия рук другого человека: поглаживание кожных покровов отдельных частей тела ребенка. Движения руки (рук) педагогического работника должны быть протяженными во времени (например, от запястья до локтевого сустава без остановки), поглаживание через одежду (комментарий "Рубашка у (имя ребенка) мягкая, теплая"), тактильное выделение частей тела. Педагогический работник кистью(ями) своей руки (рук), обхватив (пальцы сомкнуты) с легким нажимом участки рук (ног) ребенка, перемещает ее по конечности вверх или вниз с комментарием "Вот какие руки у (называем имя)". Особым нажимом руки помогаем ребенку тактильно со стимуляцией проприоцептивной системы выделить суставы (запястье, локоть, плечо, колено). Двумя руками, доверительно обхватив голову ребенка, выполняем движения (гладим) сначала сверху вниз от макушки к шее через область ушей, затем ото лба к затылку.

3. Организация тактильных ощущений у ребенка, возникших от воздействия специально подобранных педагогическим работником предметов разной текстуры. Прикосновения с надавливанием в области спины, бока, руки, особенно ладоней и подушечек пальцев, проведение по коже щетками со щетиной разной жесткости и длины, массажными мячиками.

4. Организация тактильных ощущений, возникающих от физического контакта с предметами окружения, имеющих протяженность в пространстве: в статичном положении ребенка ("Постой у двери (стены, шкафа), прислонись спиной, боком, животом, головой"), в условиях передвижения или перемещения (у педагогического работника на руках) в пространстве с соприкосновением отдельными частями тела (внешняя сторона плеча, тыльная сторона кисти) к объектам и предметам свободная стена, шкаф, диван. Комментарий: называние предмета, обозначение тактильных признаков (гладкий, шероховатый, неровная поверхность, бархатистая), называние действия (стоим, касаемся, идем, движемся, проводим).

15.6.2. Уровень актуализации мономануального осязания:

1. Обогащение тактильных ощущений от соприкосновения с поверхностями с разной фактурой: выкладывание, организация ползанья на тактильном коврике, по полу с разным покрытием. Комментарий педагогического работника: называние предмета (коврик, пол, доска), обозначение тактильных признаков поверхностей (ворсистая, меховая, гладкая, скользкая, деревянная, стеклянная).

2. Организация мономануального осязания (пассивное осязание) предмета, по величине соотносимого с размером кисти ребенка. Предметы: шарики, мячики, объемные геометрические тела, игрушки, предметы окружения крышек, пробок от бутылок, из материалов с разными текстурами (деревянные, резиновые, пластиковые, тканевые, кожаные, металлические), с разными тактильными признаками (гладкие, ребристые, шершавые). Другой вариант: к предмету мономануального осязания можно прикрепить шнурок, веревочку, за которую после захвата ребенком предмета можно потянуть и, тем самым, побуждать его к удерживанию с усилением тактильных ощущений.

3. Организация мономануального осязания тканей различной фактуры: махровая, вельвет, шерсть, шелк, хлопок, букле; различной бумаги: газетная, для журналов, писчая, картон. Побуждение методом сопряженных действий к микродвижению пальцев, востребованных при анализе фактуры. Комментарии педагогического работника: называние предмета, обозначение тактильного признака.

4. Организация тактильных ощущений у ребенка с актуализацией вибрационной чувствительности тела, рук, пальцев. Занятия с мячами: ребенок обхватывает мяч, ощущает вибрацию от действий педагогического работника, который ударяет сверху по мячу. Под ладонь ребенка на твердую поверхность кладется большая пластмассовая бутылка с рельефным рисунком, который тактильно интересен ребенку, с незначительным количеством наполнителя. Педагогический работник постукивает по свободному концу бутылки. Ребенок ощущает вибрацию. Возможны ответные действия ребенка.

5. Организация тактильных ощущений с актуализацией температурной чувствительности. Предлагать захватывать пластмассовые бутылочки, наполненные то холодной, то теплой водой.

6. Организация тактильных ощущений лица другого человека с получением впечатлений от движений в области рта, глаз, бровей, ощущения от прикосновения языком к ладони.

7. Обогащение опыта ощущений от соприкосновения тыльной стороны кистей с ладонями другого человека, опыта выполнения сопряженных действий.

15.6.3. Уровень освоения тактильного образа восприятия с развитием предметно отнесенных ощущений на захватывание, перехватывание, вкладывание:

1. Перед занятиями подобного рода следует осуществить пассивный массаж кистей и пальцев рук ребенка (используем различные ворсовые щетки: мягкой кисточкой по наружной поверхности кисти от кончиков пальцев к запястью, жесткой щеткой по подушечкам пальцев). К массажу всей кисти добавляется массаж каждого пальчика в отдельности методом разминания от кончиков к основанию. Можно постукивать пальчики по подушечкам. Поглаживание тыльной стороны кисти мягкой кисточкой или куском меха успокаивает и расслабляет кисть, поглаживание жесткой щеткой кончиков пальцев повышает тактильную чувствительность, развивает умение узнавать предмет на ощупь.

2. Заполнение емкостей небольшого объема мелкими предметами. Действия с дидактическими игрушками. Действия ребенка с захватом погремушек разной формы и величины. Перекладывание крупных, мелких предметов из коробки в коробку. Перекладывание предметов из материалов одной текстуры. Действия доставания предмета из емкости.

3. Развитие умений и обогащение опыта узнавания ребенком предметов ближайшего окружения в доме и на улице на основе пассивного осязания.