21. Абилитационная программа дошкольной образовательной организации для слабовидящих и с пониженным зрением (амблиопией и косоглазием, функциональными расстройствами и нарушениями зрения) обучающихся. Абилитационная программа реализуется службой ранней помощи

21. Абилитационная программа дошкольной образовательной организации для слабовидящих и с пониженным зрением (амблиопией и косоглазием, функциональными расстройствами и нарушениями зрения) обучающихся. Абилитационная программа реализуется службой ранней помощи.

21.1. Цель абилитационной программы: обеспечить слабовидящему ребенку равных со зрячими детьми возможностей проживания периода раннего детства как ценности с присвоением человеческих способностей, доступных возрасту, в семейной социальной среде.

21.2. Достижение цели требует решения ряда задач.

Задачи реализации абилитационной программы:

способствовать развитию у ребенка раннего возраста адаптивно-компенсаторных механизмов, позволяющих в условиях суженной чувственной сферы познания и взаимодействия с окружающим преодолевать известные трудности психомоторного, физического, сенсорного, коммуникативного развития с достижением индивидуального, но достаточного уровня готовности к самодеятельности, самореализации в среде обучающихся;

способствовать созданию в микросоциуме ребенка раннего возраста психологического климата, обеспечивающего ему психоэмоциональное благополучие;

способствовать повышению воспитательного потенциала семьи; развитие родителями (законными представителями) педагогических компетенций, востребованных в воспитании ребенка, освоение ими умений взаимодействовать с ребенком в системе координат "зрячий - слабовидящий";

обеспечить совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников Организации по вопросам взаимодействия, поддержки, сопровождения семьи ребенка с нарушением зрения раннего возраста в условиях абилитации.

21.3. Принципы и подходы к формированию абилитационной программы соответствуют методологии и требованиям Стандарта и содержательно соотносятся с принципами и подходами, обозначенными в целевом разделе настоящей Программы слабовидящих обучающихся и с пониженным зрением (амблиопией и косоглазием, функциональными расстройствами и нарушениями зрения). В то же время формирование абилитационной программы имеет ряд дополнительных принципов и подходов, что обусловлено пониманием связей между субъектами, ее реализующими:

принцип самоценности семейного воспитания слабовидящего и с пониженным зрением младенца: семья рассматривается как важный, первый социальный институт воспитания ребенка. Воспитательный потенциал семьи, семейная социокультурная среда взросления ребенка выступают важнейшими факторами его физического, социально-коммуникативного, речевого, познавательного, нравственного, творческого развития;

принцип развития: сущностная черта программы - развитие субъектов, ее реализующих. Каждый субъект программы в рамках ее реализации имеет свою линию развития, но общим эффектом выступает проживание ребенком этого периода детства с присвоением опыта детской инициативности и самостоятельности в разных сферах жизнедеятельности в естественных для него условиях - в домашней среде, в среде любящего социума;

принцип сотрудничества реализуется в трех аспектах:

личностно-ориентированным подходом специалистов к взаимодействию со слабовидящим и с пониженным зрением ребенком в рамках его психолого-педагогического сопровождения;

гуманно-личностным взаимодействием специалистов с родителями (законными представителями) и слабовидящего ребенка с актуализацией позиции партнерства;

достижение цели программы требует партнерства с тесным сотрудничеством специалистов, ее реализующих;

принцип поддержки инициатив семьи предполагает предоставление семье права на выбор абилитационных мероприятий. Родительская инициативность и активность в развитии воспитательной функции семьи с приданием ей коррекционно-педагогической направленности, в практическом решении вопросов личностного продвижения их слабовидящего ребенка, в самосовершенствовании и самореализации в родительской роли задает направленность их поведению и деятельности как воспитателей. Команда, сопровождающая семью и ребенка, разрабатывая и реализуя стратегию и тактику этого сопровождения, должна быть в курсе и ориентироваться на основные потребности, установки, интересы родителей (законных представителей) в вопросах воспитания их ребенка. В соответствии с этим деятельность специалистов с семьей включает в себя диагностический компонент, а практической основой реализации программы в части сопровождения семьи выступают данные диагностического изучения родительских представлений, знаний, вопросов;

принцип образовательной направленности программы предполагает актуализацию социально-средовых условий жизнедеятельности ребенка в семье с учетом его особых образовательных потребностей;

принцип системного компенсаторно-развивающего воздействия на развитие ребенка предполагает обеспечение преодоления им трудностей развития, обусловленных негативным влиянием нарушенного зрения, формированием компенсаторно-адаптивных механизмов, повышающих возрастные возможности социально-коммуникативного, познавательного, речевого, физического развития.

21.4. Содержательная часть абилитационной программы включает следующие разделы:

1. Квалифицированная поддержка семьи слабовидящего ребенка с повышением ею воспитательного потенциала, в котором определяется содержание деятельности Организации по видам оказания квалифицированной поддержки семьи ребенка раннего возраста в рамках программы с целью повышения ею воспитательного потенциала как условия развития ребенка в соответствии с его возрастными особенностями.

2. Квалифицированное психолого-педагогическое сопровождение слабовидящего обучающегося и с пониженным зрением (ранний возраст):

психолого-педагогическое сопровождение обучающегося с целью преодоления им трудностей и специфических особенностей развития;

компенсаторно-развивающее сопровождение ребенка с целью своевременного развития у него компенсаторно-адаптивных механизмов.