21.5. Характеристика планируемых результатов

21.5. Характеристика планируемых результатов.

Ожидаемые результаты повышения воспитательного потенциала семьи слабовидящего и с пониженным зрением ребенка:

1. Развитие аксиологического компонента (нравственно-ценностного, мотивационно-ценностного) воспитательного потенциала семьи в виде формирования родителям (законным представителям) определенных ценностно-смысловых установок на воспитание ребенка от рождения до семи лет с освоением системы родительских ценностей и формированием родительских позиций, следование которым обеспечивает ребенку становление и развитие интегративных психических и психологических личностных образований, ассимилирующихся прижизненно в определенные личностные качества, с преодолением трудностей в развитии, обусловленных "слабостью" социальной среды, не учитывающей особые образовательные потребности слабовидящих обучающихся.

2. Развитие психоэмоционального компонента воспитательного потенциала семьи слабовидящего и с пониженным зрением ребенка с достижением гармонизации внутрисемейных отношений как между родителями (законными представителями), так и в детско-родительских отношениях. Родители (законные представители) стремятся уделять ребенку достаточно внимания, времени; проводить совместный досуг; организовать деятельность в детском обществе. В общении, во взаимодействии дают понять ребенку, что его принимают таким, какой он есть. Родители (законные представители) стараются употреблять такие выражения: "Ты самый любимый", "Мы любим, понимаем, надеемся на тебя", "Я тебя люблю любого", "Какое счастье, что ты у нас есть".

Поведение родителей (законных представителей) строится на:

проявлении заботы о развитии ребенка с позитивной установкой на его настоящие и будущие возможности; стремлении строить взаимоотношения с ним на взаимопонимании и доверии;

стремлении создать у ребенка высокую самооценку, подкрепляя это словами: "Ты молодец", "Я радуюсь твоим успехам", "Ты очень многое можешь";

рефлексии в предъявлении ребенку требований с предупреждением, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой - завышенных требований;

адаптации родителей (законных представителей) к "своеобразному, неадекватному" проявлению постороннего социума к слабовидящему и с пониженным зрением ребенку с выработкой устойчивой защитной реакции на подобные ситуации.

3. Развитие когнитивно-деятельностного компонента воспитательного потенциала семьи.

Создание для ребенка домашних социально-средовых условий, имеющих компенсаторно-развивающую составляющую в соответствии с его особыми образовательными потребностями. К ним относится:

освоение зрячими родителями (законными представителями) умений взаимодействовать с ребенком в системе координат "слабовидящий - зрячий", "зрячий - слабовидящий";

умение родителей (законных представителей) наполнять предметное пространство ребенка с нарушением зрения: игрушками, предметами быта, книгами, познавательными объектами;

умение родителей (законных представителей) особым образом организовывать предметно-пространственную среду ребенка с целью повышения его мобильности, общей и познавательной активности.

Родители (законные представители) ориентируются в особенностях развития обучающихся с нарушениями зрения, имеют общие представления об их особых образовательных потребностях в данный и последующие возрастные жизненные периоды, в необходимых социально-педагогических условиях их удовлетворения.

Родители (законные представители) ориентируются в возрастных особенностях ребенка.