II. Общие положения

2.1. Обеспечение населения качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения является важнейшим стратегическим направлением социально-экономического развития страны, определяющим здоровье нации и качество жизни граждан. Развитие жилищно-коммунального комплекса с гарантированным доступом населения России к качественной питьевой воде является задачей общегосударственного масштаба, решение которой осуществляется за счет реализации мероприятий по строительству и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки, предусмотренных региональными программами федерального проекта "Чистая вода" национального проекта "Жилье и городская среда".

2.2. Под системами централизованного водоснабжения понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой воды абонентам.

2.3. Качественной питьевой водой является вода, отвечающая требованиям, предъявляемым к питьевой воде в естественном состоянии или после водоподготовки, соответствующая санитарно-эпидемиологическим требованиям и гигиеническим нормативам по совокупности показателей, характеризующих ее безопасность в эпидемическом и радиационном отношении, безвредность по химическому составу, имеющая благоприятные органолептические свойства и соответствующая критериям, изложенным в методических документах Роспотребнадзора <8>.

--------------------------------

<8> Критерии качественной питьевой воды изложены в МР 2.1.4.0266-21.

2.4. Настоящие методические рекомендации применяются для комплексной оценки эффективности планируемых и (или) реализуемых мероприятий по повышению качества питьевой воды централизованных систем водоснабжения с учетом совокупности показателей качества питьевой воды.

2.5. Качество и безопасность питьевой воды характеризуется совокупностью показателей, сгруппированных по 5 типам признаков <9>: органолептические показатели, обобщенные показатели, санитарно-микробиологические и паразитологические показатели, показатели радиационной безопасности, санитарно-химические показатели.

--------------------------------

<9> Глава III СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденных постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 2 (зарегистрировано Минюстом России 29.01.2021, регистрационный N 62296).

2.6. Комплексная оценка эффективности выполняется по данным о качестве питьевой воды до и после реализации мероприятий по повышению качества питьевой воды централизованных систем водоснабжения на основе всей совокупности показателей.

При комплексной оценке мероприятий по повышению качества питьевой воды централизованных систем водоснабжения учитывают результаты категорирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере "Забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд", "Распределение воды для питьевых и промышленных нужд", по критериям частоты нарушений санитарного законодательства, тяжести и масштаба потенциального риска причинения вреда здоровью экспонированного населения в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяющим порядок и критерии отнесения объектов надзора к категориям риска <10>. Подход повышает адресность и направленность последующих регулирующих мер.

--------------------------------

<10> Методические подходы, определяющие порядок и критерии отнесения объектов надзора к категориям риска, изложены в постановлении Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"; МР 5.1.0116-17 "Риск-ориентированная модель контрольно-надзорной деятельности в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. Классификация хозяйствующих субъектов, видов деятельности и объектов надзора по потенциальному риску причинения вреда здоровью человека для организации плановых контрольно-надзорных мероприятий", утвержденные руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 11.08.2017.

2.8. В качестве адекватной методической основы оценки эффективности при планировании и реализации мероприятий по повышению качества питьевой воды применяется современный подход, основанный на теории нечетких множеств (нечеткой логики), оптимальный для использования в области принятия управленческих решений. Общее описание методов нечеткой логики изложено в ГОСТ Р 58771, разработанном с учетом международных подходов к менеджменту риска, технологиям оценки риска.

2.9. Метод нечетких множеств применяется для комплексной оценки многокомпонентного негативного воздействия факторов питьевой воды, формирующего совокупный риск здоровью в виде множества негативных ответов со стороны критических органов и систем-мишеней.

2.10. При применении метода нечетких множеств каждый показатель качества питьевой воды оценивают интервальными значениями (интервалами) с целью определения их принадлежности (по значению функции принадлежности) к диапазонам шкалированных параметров.

2.11. Для оценки степени влияния каждой из 5 групп показателей качества питьевой воды на здоровье населения используются соответствующие шкалы, градирующие уровень риска с учетом весовых вкладов отдельных показателей и группы в целом (компонентные риски показателей и группы в целом) в совокупный риск.

2.12. Совокупный риск является основной количественной величиной, используемой для расчета эффективности мероприятий по повышению качества питьевой воды централизованных систем водоснабжения, и определяется как сумма произведений компонентных рисков по каждой группе показателей и их весового вклада в тяжесть потенциальных нарушений здоровья по критическим органам и системам.

2.13. Нечеткое моделирование множеств позволяет включать в анализ как количественные, так и качественные переменные, оперирует нечеткими входными данными с возможностью быстрого моделирования (в том числе сценарного) сложных динамических ситуаций и проведения сравнительных оценок с заданной степенью точности.

2.14. При комплексной оценке эффективности текущих или планируемых мероприятий по повышению качества питьевой воды, подаваемой населению системами централизованного водоснабжения, используют результаты лабораторных исследований качества питьевой воды до и после проведения мероприятий или потенциальные параметры ее качества в соответствии с проектной документацией и, при необходимости, результаты эпидемиологических и медицинских исследований. Принципы построения исследований учитывают ключевые положения оценки экспозиции, критические органы и системы и понятие приемлемости риска воздействия.

2.15. Комплексная оценка мероприятий по повышению качества питьевой воды осуществляется по отношению к заданному периоду времени (предшествующему году или иному периоду в зависимости от цели оценки) до проведения мероприятий и после их проведения. Анализируемые периоды времени (до и после) должны быть абсолютно сопоставимы для всех показателей и параметров, включенных в анализ.

2.16. Для оценки эффективности мероприятий по повышению качества питьевой воды в перечень оцениваемых показателей включают все показатели, мониторируемые в питьевой воде до проведения мероприятий, и сопоставляют, а при необходимости дополняют показателями качества воды после реализации мероприятий, включенных в региональные программы по повышению качества питьевой воды.

2.17. Алгоритмы, методы и критерии оценки эффективности мероприятий по повышению качества питьевой воды являются неотъемлемой частью настоящих методических рекомендаций и реализованы в программном продукте "Комплексная оценка эффективности мероприятий по повышению качества питьевой воды централизованных систем водоснабжения".