Методические документы, рекомендуемые при организации и проведении ГИА в 2024 году, направлены письмами Рособрнадзора от 16.01.2024 N 04-4, от 06.02.2024 N 04-28.

3.1. ГВЭ по русскому языку

Письменный ГВЭ по русскому языку проводится в форме сочинения, изложения с творческим заданием, диктанта в целях учета возможностей разных категорий его участников:

участников ГВЭ без ОВЗ: обучающиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, получающие среднее общее образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, в том числе по образовательным программам среднего профессионального образования, интегрированным с образовательными программами основного общего и среднего общего образования;

участников ГВЭ с ОВЗ: обучающихся с ОВЗ, экстернов с ОВЗ, обучающихся - детей-инвалидов и инвалидов, экстернов - детей-инвалидов и инвалидов.

В заявлении, которое подается до 1 февраля (включительно), участникам ГВЭ необходимо указать форму проведения ГВЭ по русскому языку (изложение с творческим заданием/сочинение/диктант) в зависимости от категории участника ГВЭ с ОВЗ или без ОВЗ (см. Таблицу 1).

В зависимости от выбора формы ГВЭ по русскому языку должна быть осуществлена рассадка участников экзамена по аудиториям: при организации экзамена следует учесть, что для его проведения необходимы разные аудитории для проведения сочинения, изложения с творческим заданием (разные аудитории: аудитории, в которых изложение читается организатором; аудитории, в которых текст изложения выдается для прочтения участникам ГВЭ; аудитории, в которых осуществляется сурдоперевод текста), диктанта.

При проведении экзамена для глухих, позднооглохших и слабослышащих участников ГВЭ при необходимости привлекаются сурдопедагоги, не ведущие данный учебный предмет (учитель географии, учитель истории, учитель индивидуальных коррекционных занятий по развитию слухового восприятия и формированию произношения и др.). При желании участника ГВЭ (сообщается во время подачи заявления на участие в ГИА) обеспечивается сурдоперевод текста изложения.

Участникам ГВЭ разрешается пользоваться орфографическими и толковыми словарями для установления нормативного написания слов и определения значения лексической единицы. Словари предоставляются образовательной организацией, на базе которой организован ППЭ, либо образовательными организациями, обучающиеся которых сдают экзамен в ППЭ. Пользоваться личными словарями участникам ГВЭ запрещено в целях недопущения нарушения Порядка в части использования справочных материалов, письменных заметок.

Участникам ГВЭ без ОВЗ предоставляется возможность выбора одной из форм экзаменационной работы: сочинение (100-е номера вариантов ЭМ) или изложение с творческим заданием (400-е номера вариантов ЭМ).

ЭМ по русскому языку для ГВЭ в письменной форме разрабатываются для разных категорий участников экзамена с ОВЗ, участников экзамена - детей-инвалидов и инвалидов.

Выбор формы ЭМ осуществляется индивидуально с учетом особых образовательных потребностей участников экзамена и индивидуальной ситуации развития (см. Таблицу 2).

В случае если участники ГВЭ с ОВЗ, участники ГВЭ - дети-инвалиды и инвалиды имеют сопутствующие формы заболеваний (нарушения слуха, зрения и (или) речи) выбор варианта ГВЭ по русскому языку определяется, в том числе с учетом характеристики ЭМ.

Таблица 2. Распределение ЭМ в зависимости от категории

участников ГВЭ по русскому языку

Характеристика ЭМ

Номера вариантов

Категории участников ГВЭ

- 100-е номера вариантов (сочинение);

- 400-е номера вариантов (изложение)

1. Участники ГВЭ без ОВЗ;

2. Участники ГВЭ с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

3. Иные категории участников ГВЭ, которым требуется создание специальных условий (диабет, онкология, астма и др.)

Использование в ЭМ визуальных образов сведено к минимуму

- 300-е номера вариантов (сочинение);

- 600-е номера вариантов (изложение)

1. Слепые, поздноослепшие;

2. Слабовидящие

ЭМ могут быть переведены на шрифт Брайля (при необходимости)

ЭМ не содержат звуковых образов

- 200-е номера вариантов (сочинение);

- 500-е номера вариантов (изложение)

1. Глухие, позднооглохшие;

2. Слабослышащие;

3. С тяжелыми нарушениями речи;

4. С задержкой психического развития

При оценивании экзаменационной работы 200-х и 500-х номеров вариантов предусмотрены критерии, отличающиеся от критериев оценивания ЭМ 100-х, 300-х, 400-х и 600-х номеров вариантов

Диктант с особыми критериями оценивания

- 700-е номера вариантов (диктант)

Участники ГВЭ с расстройствами аутистического спектра

Описание номеров вариантов ЭМ ГВЭ по русскому языку в письменной форме приведены в Спецификации экзаменационных материалов для проведения в 2023 году государственного выпускного экзамена по образовательным программам среднего общего образования (письменная форма) по русскому языку, размещенной на официальном сайте ФГБНУ "ФИПИ" (https://fipi.ru/gve/gve-11).