Срок действия документа ограничен 1 сентября 2029 года.

I. Общие положения

1. Условия эксплуатации железнодорожных переездов (далее - Условия) обязательны для всех организаций железнодорожного транспорта и дорожного хозяйства, организаций и индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы (оказывающих услуги), связанные с обслуживанием, содержанием и ремонтом железнодорожных переездов, а также для их работников.

2. В соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <1> (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ) границы железнодорожных переездов определяются до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования транспортного средства.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст. 5553; 2018, N 53, ст. 8434.

3. Открытие (закрытие) железнодорожных переездов осуществляется в соответствии с Порядком открытия и закрытия пересечений железнодорожных путей автомобильными дорогами (железнодорожных переездов), утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 26 марта 2009 г. N 46 <2>.

--------------------------------

<2> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 апреля 2009 г., регистрационный N 13802, с изменениями, внесенными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 10 сентября 2018 г. N 317 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2018 г., регистрационный N 52675).

На время строительства путепровода <3> или проведения ремонтных работ на путепроводе с целью обеспечения бесперебойного и безопасного пропуска транспортных средств <4>, пешеходов и строительной техники, если невозможно организовать реверсивное движение <5>, допускается устройство железнодорожных переездов на расстоянии менее 5 км от путепровода.

--------------------------------

<3> Пункт 3.42 пункта 3 ГОСТ 33179-2014 "Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Изыскания мостов и путепроводов. Общие требования", введенного в действие приказом Росстандарта от 26 марта 2015 г. N 182-ст (М., "Стандартинформ", 2015).

<4> Подпункт "в" пункта 13.1 статьи 3 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 014/2011 "Безопасность автомобильных дорог", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 827 (официальный сайт Комиссии Таможенного Союза http://www.tsouz.ru/, 21 октября 2011 г.), являющимся обязательным для Российской Федерации в соответствии с Договором об утверждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г. (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 7, ст. 632), ратифицированным Федеральным законом от 22 мая 2001 г. N 56-ФЗ "О ратификации Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 22, ст. 2122) (Договор вступил в силу для Российской Федерации 30 мая 2001 г.); Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., ратифицированным Федеральным законом от 3 октября 2014 г. N 279-ФЗ "О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 40, ст. 5310) (Договор вступил в силу для Российской Федерации 1 января 2015 г.).

<5> Подпункт 5.6.9 пункта 5.6 ГОСТ Р 52289-2019 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", введенного в действие приказом Росстандарта от 20 декабря 2019 г. N 1425-ст (М., "Стандартинформ", 2020), с изменениями ГОСТ Р 52289-2019 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" ("ИУС "Национальные стандарты, 2020, N 10), ГОСТ Р 52289-2019 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" ("ИУС "Национальные стандарты", 2021, N 4); ГОСТ Р 52289-2019 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" ("ИУС "Национальные стандарты", 2021, N 4) (далее - ГОСТ Р 52289-2019).

4. Ежегодно, в период с 1 апреля по 1 июля, на железнодорожном транспорте владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования <6> или владелец железнодорожных путей необщего пользования <7> должен проводить комиссионное обследование принадлежащих ему железнодорожных переездов. О предстоящем комиссионном обследовании не позднее чем за 14 календарных дней до даты его проведения владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владелец железнодорожных путей необщего пользования информирует Федеральную службу по надзору в сфере транспорта, представителей подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Госавтоинспекция), представителей владельца участка автомобильной дороги, пересекающего обследуемый железнодорожный переезд, представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) местного самоуправления <8>, представителей заинтересованных перевозчиков, осуществляющих перевозки пассажиров автомобильным транспортом, с предложением принять участие в комиссионном обследовании.

--------------------------------

<6> Абзац десятый пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 169).

<7> Абзац четырнадцатый статьи 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 170; 2007, N 46, ст. 5554).

<8> Пункты 22, 23 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 52, ст. 8973).

По результатам комиссионного обследования железнодорожных переездов составляется акт обследования.

Нарушения требований к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния и обустройства железнодорожных переездов фиксируются в акте обследования и устраняются владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владельцем железнодорожных путей необщего пользования, которым принадлежат железнодорожные переезды в соответствии с требованиями пункта 6 ГОСТ Р 50597-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" <9>, Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23 июня 2022 г. N 250 <10> (далее - ПТЭ), Условий, проектов железнодорожных переездов и проектов организации дорожного движения (далее - ПОДД), разработанных в соответствии с пунктом 40 Правил подготовки документации по организации дорожного движения, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30 июля 2020 г. N 274 <11>.

--------------------------------

<9> Введенного в действие приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 г. N 1245-ст (М., "Стандартинформ", 2017), с изменениями ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" ("ИУС "Национальные стандарты", 2018, N 10), ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" ("ИУС "Национальные стандарты", 2019, N 1), ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" ("ИУС "Национальные стандарты", 2019, N 6) (далее - ГОСТ Р 50597-2017).

<10> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 июля 2022 г., регистрационный N 69324. В соответствии с пунктом 3 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 23 июня 2022 г. N 250 данный акт действует до 1 августа 2028 г.

<11> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 ноября 2020 г., регистрационный N 60817, с изменениями, внесенными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 1 декабря 2021 г. N 428 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 декабря 2021 г., регистрационный N 66557). В соответствии с пунктом 2 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 30 июля 2020 г. N 274 данный акт действует до 1 января 2027 г.

Контроль за устранением недостатков, выявленных по результатам комиссионного обследования железнодорожных переездов, осуществляется владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владельцем железнодорожных путей необщего пользования, а также владельцем автомобильных дорог в соответствии с требованиями пунктов 20 - 24 Условий и законодательством Российской Федерации <12>. Копия акта обследования направляется участникам комиссионного обследования.

--------------------------------

<12> Статья 21 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст. 5553; 2018, N 53, ст. 8434).

По инициативе владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владельца железнодорожных путей необщего пользования допускается проводить дополнительные проверки по осмотру эксплуатационного состояния и обустройству железнодорожных переездов и подходов к ним.

5. Временное ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам через железнодорожный переезд осуществляется в соответствии с частью 1 статьей 30 Федерального закона N 257-ФЗ <13>.

--------------------------------

<13> Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст. 5553; 2018, N 1, ст. 27.

6. Определение категории железнодорожного переезда осуществляется владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владельцем железнодорожных путей необщего пользования, исходя из интенсивности движения поездов <14> и транспортных средств <15> через железнодорожный переезд в соответствии с пунктом 11 Условий.

--------------------------------

<14> Подпункт 2.12.37 пункта 2.12 ГОСТ 34530-2019 "Межгосударственный стандарт. Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения", введенного в действие приказом Росстандарта от 24 сентября 2019 г. N 748-ст (М., "Стандартинформ", 2019), с изменениями ГОСТ 34530-2019 "Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения" ("ИУС "Национальные стандарты", 2020, N 3), ГОСТ 34530-2019 "Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения" ("ИУС "Национальные стандарты", 2021, N 8) (далее - ГОСТ 34530-2019).

<15> Абзац девятый статьи 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873).

Владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владелец железнодорожных путей необщего пользования определяет категорию железнодорожного переезда, исходя из интенсивности движения поездов и транспортных средств через железнодорожный переезд в соответствии с пунктом 11 Условий.

Проверка интенсивности движения поездов и транспортных средств, условий работы железнодорожных переездов и определение их категорий осуществляется владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования не реже одного раза в год, а для владельцев железнодорожных путей необщего пользования - не реже одного раза в пять лет. Для установления категорий железнодорожных переездов интенсивность движения поездов определяется в соответствии с графиком движения поездов <16> за календарный год, а интенсивность движения транспортных средств <17> - по данным владельца участка автомобильной дороги, пересекающей обследуемый железнодорожный переезд, или хронометражных наблюдений владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владельца железнодорожных путей необщего пользования.

--------------------------------

<16> Подпункт 2.12.9 пункта 2.12 ГОСТ 34530-2019.

<17> Подпункт 2.7 пункта 2 ГОСТ 32965-2014 "Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Методы учета интенсивности движения транспортного потока", введенного в действие приказом Росстандарта от 31 августа 2016 г. N 997-ст (М., "Стандартинформ", 2016).

Установление категорий железнодорожных переездов осуществляется в ходе комиссионного обследования железнодорожных переездов, предусмотренного пунктом 4 Условий.

7. Прекращение обслуживания железнодорожного переезда дежурным по переезду производится в следующих случаях:

1) перевод железнодорожного переезда в другую категорию (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 9 Условий);

2) оборудование железнодорожного переезда II, III или IV категории автоматической переездной светофорной сигнализацией <18> и автоматическим контролем неисправности устройств переездной сигнализации у дежурного по железнодорожной станции (диспетчера поездного <19>);

--------------------------------

<18> Подпункт 2.9.12 пункта 2.9 ГОСТ 34530-2019.

<19> Подпункт 2.12.63 пункта 2.12 ГОСТ 34530-2019.

3) капитальный ремонт и (или) реконструкция железнодорожного переезда с устранением ограничений для обслуживания железнодорожных переездов дежурным по переезду в соответствии с пунктом 9 Условий;

4) оборудование железнодорожного переезда автоматической переездной светофорной сигнализацией с автоматическими шлагбаумами <20> или устройствами автоматизированного удаленного управления или контроля свободности зоны железнодорожного переезда.

--------------------------------

<20> Подпункт 2.9.18 пункта 2.9 ГОСТ 34530-2019.

8. Перед отменой обслуживания железнодорожного переезда дежурным по переезду владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владельца железнодорожных путей необщего пользования необходимо:

1) выполнить работы по оборудованию железнодорожного переезда устройствами контроля работы автоматической переездной светофорной сигнализации (при ее отсутствии) у дежурного по железнодорожной станции (диспетчера поездного);

2) проверить оборудование и обустройство железнодорожного переезда на соответствие требованиям главы III Условий и по результатам составить заключение о готовности железнодорожного переезда к эксплуатации без дежурного по переезду;

3) выполнить работы по замене технических средств организации дорожного движения (далее - ТСОДД) на участке автомобильной дороги в границах железнодорожного переезда, направить письменное уведомление (заказным письмом, по телеграфу, по электронной почте (при наличии) владельцу автомобильной дороги о необходимости внесения изменений в ПОДД (схему расстановки технических средств организации дорожного движения, в том числе содержащую: дорожные знаки, линии дорожной разметки, дорожные ограждения, пешеходные ограждения, направляющие устройства, дорожные светофоры, линии освещения, железнодорожные переезды, сигнальные столбики участка автомобильной дороги, в том числе в границах железнодорожного переезда) и замене ТСОДД на автомобильной дороге вне границ железнодорожного переезда.

Порядок перевода железнодорожных переездов в эксплуатацию без дежурного по переезду, а также обслуживание железнодорожных переездов дежурным по переезду устанавливается локальным нормативным актом владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владельца железнодорожных путей необщего пользования.

В местах, согласованных с владельцем автомобильных дорог, не менее чем за 15 календарных дней до прекращения обслуживания железнодорожного переезда дежурным по переезду, владелец инфраструктуры или владелец железнодорожных путей необщего пользования выставляет информационные щиты сроком на 30 календарных дней с текстом: "Переезд с (указывается дата) без дежурного по переезду".

На закрываемых железнодорожных переездах (постоянно или временно) настил разбирается, подъезды к железнодорожным переездам со стороны автомобильных дорог на расстоянии не менее 10 м от крайних рельсов по всей ширине перегораживаются барьерами высотой не менее 0,5 м. Предупреждающие знаки на подъездах и подходах к железнодорожным переездам снимаются. Взамен устанавливаются информационные знаки в местах начала объезда, указывающие направление объезда.

На закрытых железнодорожных переездах все оборудование демонтируется.

Порядок выключения или перевода устройств автоматики железнодорожного переезда на режим временного прекращения эксплуатации (не круглосуточная или не ежедневная работа) устанавливается локальным нормативным актом владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владельца железнодорожных путей необщего пользования.

На подъездах к закрываемым железнодорожным переездам владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владельцем железнодорожных путей необщего пользования по согласованию с владельцем участка автомобильной дороги, пересекающей данный железнодорожный переезд, должны быть оборудованы площадки для разворота транспортных средств.

Порядок демонтажа сооружений, устройств и оборудования закрываемых железнодорожных переездов, их сохранности или повторного использования устанавливается локальным нормативным актом владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владельца железнодорожных путей необщего пользования.

9. Дежурный по переезду осуществляет обслуживание следующих железнодорожных переездов:

1) расположенных на пересечениях автомобильных дорог с железнодорожными путями с движением поездов со скоростью более 140 км/ч независимо от интенсивности движения поездов и транспортных средств;

2) расположенных на пересечениях железнодорожных путей с автомобильными дорогами, по которым осуществляется трамвайное или троллейбусное движение;

3) I категории, предусмотренных пунктом 11 Условий;

4) II категории, предусмотренных пунктом 11 Условий, расположенных на участках с интенсивностью движения более 16 поездов в сутки и не оборудованных автоматической переездной светофорной сигнализацией и контролем исправности устройств переездной сигнализации у дежурного по железнодорожной станции (диспетчера поездного);

5) при пересечении автомобильной дорогой трех и более главных железнодорожных путей <21>;

--------------------------------

<21> Подпункт 2.7.4 пункта 2.7 ГОСТ 34530-2019.

6) II категории, предусмотренных пунктом 11 Условий, не соответствующих условиям видимости <22> и расположенных на участках с интенсивностью движения более 16 поездов в сутки и не оборудованных автоматической переездной светофорной сигнализацией и контролем исправности устройств переездной сигнализации у дежурного по железнодорожной станции (диспетчера поездного), - независимо от условий видимости;

--------------------------------

<22> Подпункт 7.2 пункта 7 ГОСТ Р 50597-2017.

7) III категории, предусмотренных пунктом 11 Условий, не оборудованных автоматической переездной светофорной сигнализацией и контролем исправности устройств переездной сигнализации у дежурного по железнодорожной станции (диспетчера поездного):

расположенных на участке с интенсивностью движения более 16 поездов в сутки и не соответствующих условиям видимости;

расположенных на участке с интенсивностью движения более 200 поездов в сутки (независимо от условий видимости).

Необходимость обслуживания дежурным по переезду железнодорожных переездов, не соответствующих указанным требованиям, определяется владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владельцем железнодорожных путей необщего пользования.

10. Железнодорожные переезды располагаются:

1) на пересечениях железнодорожных путей общего и (или) необщего пользования с автомобильными дорогами общего пользования (далее - железнодорожные переезды общего пользования);

2) на пересечениях железнодорожных путей общего и (или) необщего пользования с автомобильными дорогами необщего пользования (далее - железнодорожные переезды необщего пользования).

Пересечения железнодорожных путей в одном уровне с проезжей частью автомобильных дорог, предназначенных для обеспечения технологического процесса работы данных предприятий, относятся к технологическим проездам. Порядок обеспечения безопасности движения железнодорожного подвижного состава (поездов) и транспортных средств, содержания и обслуживания технологических проездов устанавливается локальным нормативным актом владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владельца железнодорожных путей необщего пользования.

11. Железнодорожные переезды в зависимости от интенсивности движения железнодорожного подвижного состава (поездов) и транспортного средства делятся на четыре категории. Категории железнодорожных переездов общего и необщего пользования указаны в таблицах N 1 и N 2.

Таблица N 1

Категории железнодорожных переездов общего пользования

Интенсивность движения поездов по главному железнодорожному пути (суммарно в двух направлениях), поездов в сутки

Интенсивность движения транспортных средств (суммарно в двух направлениях) транспортных средств в сутки:

до 200 включительно

201 - 1000

1001 - 3000

3001 - 7000

Более 7000

До 16 включительно, а также по всем станционным и подъездным железнодорожным путям

IV

IV

IV

III

II

17 - 100

IV

IV

III

II

I

101 - 200

IV

III

II

I

I

Более 200

III

II

II

I

I

12. К железнодорожным переездам общего пользования I категории относятся железнодорожные переезды, где осуществляется движение железнодорожного подвижного состава (поездов) со скоростью более 140 км/ч независимо от интенсивности движения транспортных средств на автомобильной дороге.

Таблица N 2

Категории железнодорожных переездов необщего пользования

Интенсивность движения поездов по железнодорожным путям (суммарно в двух направлениях), поездов в сутки

Интенсивность движения транспортных средств (суммарно в двух направлениях), транспортных средств в сутки:

До 100

101 - 500

501 - 1000

1001 и более

До 8 включительно

IV

IV

IV

III

8 - 24

IV

IV

III

II

25 - 38

IV

III

II

I

Более 39

III

II

I

I

13. К железнодорожным переездам необщего пользования I категории относятся железнодорожные переезды:

1) расположенные на железнодорожных станциях, где производится маневровая работа, осуществляемая по технологическому процессу работы железнодорожной станции при пересечении автомобильных дорог с интенсивностью движения более 1000 транспортных средств в сутки;

2) расположенные на перегонах и железнодорожных станциях, где осуществляются железнодорожные перевозки при пересечении автомобильных дорог с интенсивностью движения более 501 транспортных средств в сутки.

К железнодорожным переездам необщего пользования II категории относятся железнодорожные переезды, расположенные на перегонах и железнодорожных станциях, при пересечении автомобильных дорог с интенсивностью движения от 101 до 500 транспортных средств в сутки.

К железнодорожным переездам необщего пользования III категории относятся железнодорожные переезды, расположенные на перегонах и железнодорожных станциях при пересечении автомобильных дорог, с интенсивностью движения менее 100 транспортных средств в сутки.

Все железнодорожные переезды необщего пользования, не предусмотренные требованиями таблицы N 2 Условий, относятся к IV категории.

14. Железнодорожные переезды могут:

быть оборудованы устройствами переездной сигнализации, извещающей водителей транспортных средств о подходе к железнодорожному переезду поезда, или обслуживаться дежурным по переезду и (или) другими работниками, которым поручено осуществлять регулирование движения поездов и транспортных средств на железнодорожном переезде (далее - регулируемые железнодорожные переезды),

быть не оборудованными устройствами переездной сигнализации и не обслуживаться дежурным по переезду и (или) другими работниками, которым поручено осуществлять регулирование движения поездов и транспортных средств на железнодорожном переезде (далее - нерегулируемые железнодорожные переезды).