Решение Верховного Суда РФ от 13.12.2021 N АКПИ21-833 <Об отказе в удовлетворении искового заявления о признании недействующими пунктов 1, 20 и 24, подпунктов 27.1.4, 27.4.4 и 27.4.5.3 пункта 27 (в первоначальной редакции), пункта 29, подпункта 32.1 пункта 32, подпункта 33.2 пункта 33, подпунктов 45.3, 45.4 и 45.8 пункта 45, подпунктов 95.5 и 95.6 пункта 95, пунктов 110 и 157 Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина РФ, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории РФ, утв. приказом МВД России от 16.11.2020 N 773>
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С.,
с участием прокурора Засеевой Э.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению А. о признании недействующими пунктов 1, 20 и 24, подпунктов 27.1.4, 27.4.4 и 27.4.5.3 пункта 27 (в первоначальной редакции), пункта 29, подпункта 32.1 пункта 32, подпункта 33.2 пункта 33, подпунктов 45.3, 45.4 и 45.8 пункта 45, подпунктов 95.5 и 95.6 пункта 95, пунктов 110 и 157 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 16 ноября 2020 г. N 773,
приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее также - МВД России) от 16 ноября 2020 г. N 773 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее - Административный регламент). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) 31 декабря 2020 г., регистрационный номер 62009, и опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 31 декабря 2020 г.
Согласно пункту 1 Административного регламента им определены сроки и последовательность административных процедур (действий) Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - ГУВМ МВД России), подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях (в том числе подразделений по вопросам миграции отделов (отделений, пунктов) полиции территориальных органов МВД России на районном уровне) (далее - подразделения по вопросам миграции территориальных органов МВД России), а также порядок взаимодействия ГУВМ МВД России и подразделений по вопросам миграции (далее - подразделения по вопросам миграции) с территориальными органами МВД России, организациями и подразделениями системы МВД России, с федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при предоставлении государственной услуги.
В силу пункта 20 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является выдача либо замена паспорта.
Государственная услуга приостанавливается на срок не более 30 календарных дней со дня приглашения гражданина на прием (при подаче заявления о выдаче (замене) паспорта в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал) в случае неявки заявителя в подразделение по вопросам миграции в течение 3-х календарных дней после его приглашения на прием (пункт 24 Административного регламента).
Пунктом 27 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем лично в подразделение по вопросам миграции либо через многофункциональный центр на бумажном носителе.
В соответствии с подпунктом 27.1.4 пункта 27 Административного регламента в первоначальной редакции документами, необходимыми для проставления отметок в паспорте, являются в том числе документы воинского учета (при наличии факта постановки на воинский учет) (подпункт 27.1.4.1), документы о заключении брака либо о расторжении брака (при наличии факта регистрации заключения либо расторжения брака), выданные компетентным органом иностранного государства (в случае регистрации акта гражданского состояния компетентным органом иностранного государства) (подпункт 27.1.4.2), свидетельства о рождении детей - граждан Российской Федерации, не достигших 14-летнего возраста (при наличии детей) (подпункт 27.1.4.3).
В подпункте 27.4.4 пункта 27 Административного регламента в первоначальной редакции установлено, что для замены паспорта представляются документы, необходимые для проставления отметок в паспорте, указанные в подпункте 27.1.4 данного пункта (при их наличии).
Для замены паспорта представляются документы, подтверждающие указанные в пункте 12 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 828 (далее - Положение о паспорте гражданина Российской Федерации), основания для замены паспорта, а именно при обнаружении неточности или ошибочности произведенных в паспорте записей - документ, содержащий верные сведения (подпункт 27.4.5.3 пункта 27 Административного регламента).
Согласно пункту 29 Административного регламента для исправления допущенных опечаток и (или) ошибок, допущенных в выданном в результате предоставления государственной услуги паспорте, заявителем лично представляются в подразделение по вопросам миграции следующие документы: заявление об исправлении опечаток и (или) ошибок, допущенных в выданном в результате предоставления государственной услуги паспорте гражданина Российской Федерации, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее - заявление об исправлении опечаток и (или) ошибок) (приложение N 5 к Административному регламенту), в 1 экземпляре (подпункт 29.1 в первоначальной редакции); паспорт, в котором допущена опечатка и (или) ошибка (подпункт 29.2); документы, предусмотренные подпунктами 27.4.1, 27.4.3, 27.4.4, 27.4.5.3 пункта 27 Административного регламента (подпункт 29.3).
Подпунктом 32.1 пункта 32 Административного регламента закреплено, что в пункте 5 заявления о выдаче (замене) паспорта указывается: "состою в браке" - фамилия (при наличии), имя (при наличии), отчество (при наличии), дата рождения супруга (супруги), персональные данные супруга (супруги) до вступления в брак, наименование органа, осуществившего государственную регистрацию заключения брака, и дата заключения брака; "в браке не состою"; "разведен", "разведена" - персональные данные бывшего(ей) супруга (супруги) до расторжения брака, наименование органа, осуществившего государственную регистрацию расторжения брака, и дата прекращения брака; "вдовец", "вдова".
В силу подпункта 33.2 пункта 33 Административного регламента в пункте 11 заявления о выдаче (замене) паспорта указываются данные предъявленного документа, подтверждающего основание выдачи или замены паспорта (при получении паспорта впервые - реквизиты свидетельства о рождении, при утрате (похищении) паспорта - реквизиты утраченного (похищенного) паспорта, при замене паспорта - реквизиты паспорта, подлежащего замене).
Пунктом 45 Административного регламента установлено, что основаниями для отказа в выдаче или замене паспорта являются в том числе: невозможность установления личности гражданина, обратившегося за предоставлением государственной услуги (подпункт 45.3); наличие у гражданина ранее выданного действительного паспорта (подпункт 45.4); неявка гражданина по истечении 30 календарных дней со дня приглашения его на прием при рассмотрении заявления о выдаче (замене) паспорта, поданного в форме электронного документа. Для получения паспорта гражданин вправе подать новое заявление о выдаче (замене) паспорта в форме электронного документа через Единый портал, обратиться через многофункциональный центр или непосредственно в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России (подпункт 45.8).
В силу пункта 95 Административного регламента предоставление государственной услуги включает, в частности, административные процедуры: выдача паспорта (подпункт 95.5); исправление допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах (подпункт 95.6).
Пунктом 110 Административного регламента закреплено, что подпись заявителя в заявлении о выдаче (замене) паспорта является обязательной и свидетельствует о достоверности сведений, указанных им в таком заявлении, и получении согласия заявителя на обработку его персональных данных (гражданина, в отношении которого подано заявление).
Согласно пункту 157 Административного регламента в случаях, требующих проведения дополнительной проверки по установлению личности, при несоответствии сведений, указанных в заявлении о выдаче (замене) паспорта, результатам межведомственного запроса (пункт 142 Административного регламента), заявителю отказывается в выдаче паспорта на основании подпункта 45.3 пункта 45 Административного регламента, о чем производится запись в пункте 14 заявления о выдаче (замене) паспорта, и сообщается заявителю в произвольной форме способом, указанным им в заявлении о выдаче (замене) паспорта.
А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 1, 20 и 24, подпунктов 27.1.4, 27.4.4 и 27.4.5.3 пункта 27 (в первоначальной редакции), пункта 29, подпункта 32.1 пункта 32, подпункта 33.2 пункта 33, подпунктов 45.3, 45.4 и 45.8 пункта 45, подпунктов 95.5 и 95.6 пункта 95, пунктов 110 и 157 Административного регламента, ссылаясь на то, что оспариваемые положения противоречат пункту 1 Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2021 г. N 1228 (далее - Правила N 1228), пунктам 1 и 13 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, статье 8 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон N 53-ФЗ), положениям Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон N 5242-I), Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ) и Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 (далее - Правила N 1009), Семейного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Федеральный закон N 152-ФЗ); подпункт 41.2 пункта 41, подпункты 45.3, 45.4, 45.8 пункта 45, подпункты 95.5, 95.6 пункта 95 и пункт 157 Административного регламента являются неопределенными и нарушают системность толкования названных положений Административного регламента.
По мнению А., оспариваемые нормы Административного регламента нарушают его права на получение паспорта необходимого ему образца, поскольку при отсутствии паспорта он не может принять участие в выборах, получать почтовую корреспонденцию, сменить место жительство и трудоустройство, получить медицинскую помощь. Считает, что проживание на территории Российской Федерации без паспорта влечет наступление административной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, а также нарушает принципы установления и оценки применения обязательных требований.
В письменных возражениях на административное исковое заявление МВД России и Минюст России указали, что Административный регламент разработан и утвержден уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в установленном законом порядке, оспариваемые нормативные положения соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав и законных интересов административного истца.
Административный истец А. в судебное заседание, о котором извещен надлежащим образом, не явился.
В судебном заседании представители Министерства внутренних дел Российской Федерации С.Ю. и Д. не признали административный иск.
Министерство юстиции Российской Федерации в письменном отзыве заявило о рассмотрении административного искового заявления по существу без участия его представителя.
Обсудив доводы административного истца А., выслушав возражения представителей Министерства внутренних дел Российской Федерации С.Ю. и Д., обсудив письменный отзыв Министерства юстиции Российской Федерации, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ) (часть 1 статьи 1).
В силу части 1 статьи 12, части 1 статьи 13 названного федерального закона предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами. Разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу.
Правилами разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373, действовавшего на момент принятия Административного регламента, закреплено, что регламент разрабатывается и утверждается органом, предоставляющим государственные услуги, если иное не установлено федеральными законами (пункт 2).
Пунктом 10 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации предусмотрено, что выдача и замена паспортов производятся территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту жительства, по месту пребывания или по месту обращения граждан в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с абзацем восьмым подпункта 49 пункта 11 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 699, выдача и замена гражданам Российской Федерации документов, удостоверяющих их личность на территории Российской Федерации, относятся к полномочиям МВД России.
Таким образом, Административный регламент утвержден уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Порядок принятия нормативного правового акта, а также требования к его государственной регистрации и опубликованию соблюдены и не оспариваются административным истцом. Данные обстоятельства ранее установлены вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 24 мая 2021 г. N АКПИ21-175.
Вопреки доводам административного истца оспариваемые нормы Административного регламента не содержат предписаний, противоречащих действующему законодательству.
Довод административного истца о противоречии пункта 1 Административного регламента пункту 1 Правил N 1228, как не содержащего указание на взаимодействие с физическими лицами, к которым он себя относит, и не позволяющего ему реализовать предусмотренное пунктом 14 Административного регламента право на разъяснение порядка предоставления государственной услуги должностным лицом, ответственным за ее предоставление, является несостоятельным, поскольку пункт 1 Правил N 1228 не регулирует вопросы взаимодействия в процессе оказания государственной услуги, а круг заявителей, имеющих право получать государственную услугу по выдаче (замене) паспортов, определен пунктом 2 Административного регламента, к каковым относится А.
Согласно статье 10 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.
Основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации. Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации (пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации", пункт 1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации).
Неисполнение названной обязанности влечет привлечение гражданина к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предоставление государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, осуществляется уполномоченным органом на основании заявления гражданина по форме, определенной приложением N 1 к Административному регламенту. Такое правило, установленное пунктом 2 Административного регламента, согласуется с положениями пункта 2 статьи 4 Федерального закона N 210-ФЗ, которым предусмотрен заявительный порядок обращения за предоставлением государственных услуг.
Как указано в подпункте 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 210-ФЗ, органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны предоставлять такие услуги в соответствии с административными регламентами.
В силу части 1, пункта 1 части 2 статьи 12 Федерального закона N 210-ФЗ предоставление государственной услуги осуществляется в соответствии с административным регламентом, структура которого, в частности, должна содержать раздел, устанавливающий стандарт предоставления этой услуги, включающий исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, и исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги (пункты 6 и 8 статьи 14 данного федерального закона).
В действующих в настоящее время Правилах N 1228 предусмотрено, что одним из разделов, включаемых в административный регламент предоставления государственной услуги, является стандарт предоставления государственной услуги (подпункт "б" пункта 9). Стандарт предоставления государственной услуги регламентирован пунктом 11 этих правил, в соответствии с подпунктами "е" и "з" которого стандарт предоставления государственной услуги должен содержать в том числе подразделы: исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги; исчерпывающий перечень оснований для приостановления предоставления государственной услуги или отказа в предоставлении государственной услуги.
Аналогичные требования содержались в пунктах 12 и 14 Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373, действующих на момент принятия Административного регламента.
Таким образом, возможность приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги при наличии исчерпывающего перечня оснований предусмотрена законодательством Российской Федерации.
В силу абзаца третьего пункта 16 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации в случае представления заявления о выдаче (замене) паспорта по форме, установленной МВД России, и личной фотографии в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы Единый портал паспорт оформляется в указанные сроки после личного обращения заявителя в территориальный орган МВД России и представления паспорта, подлежащего замене, документов, указанных в абзацах третьем и шестом пункта 11 и абзаце пятом пункта 13 названного положения, и личных фотографий.
В связи с неявкой гражданина в подразделение по вопросам миграции в течение 3-х календарных дней после его приглашения на прием с оригиналами документов, если заявление о выдаче (замене) паспорта подавалось через Единый портал, предоставление государственной услуги приостанавливается, при этом оформление паспорта приостанавливается до личного обращения заявителя в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России (пункт 44 Административного регламента).
Пункт 24 Административного регламента во взаимосвязи с пунктами 20 и 44 Административного регламента направлен на достижение результата предоставления государственной услуги.
Пункт 45 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче или замене паспорта, к которым, в частности, относятся невозможность установления личности гражданина, обратившегося за предоставлением государственной услуги (подпункт 45.3), наличие у гражданина ранее выданного действительного паспорта (подпункт 45.4), неявка гражданина по истечении 30 календарных дней со дня приглашения его на прием при рассмотрении заявления о выдаче (замене) паспорта, поданного в форме электронного документа (подпункт 45.8).
Положения пунктов 20, 24 и 45 Административного регламента соответствуют требованию стандарта предоставления государственной услуги, следовательно, вопреки доводам административного истца оспариваемые пункты не противоречат Федеральному закону N 210-ФЗ.
Согласно пункту 13 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации для замены паспорта гражданин представляет: заявление по форме, установленной Министерством внутренних дел Российской Федерации; паспорт, подлежащий замене; две личные фотографии размером 35 x 45 мм; документы, подтверждающие указанные в пункте 12 этого положения основания для замены паспорта.
Подпунктом 27.1.4 пункта 27 Административного регламента в первоначальной редакции определено, что для получения (замены) паспорта представляются документы, необходимые для проставления отметок в паспорте: документы воинского учета (при наличии факта постановки на воинский учет) (подпункт 27.1.4.1); документы о заключении брака либо о расторжении брака (при наличии такого факта) (подпункт 27.1.4.2); свидетельства о рождении детей (при наличии детей) (подпункт 27.1.4.3).
Административный регламент в подпункте 27.4.4 пункта 27 в первоначальной редакции предусматривает представление перечисленных выше документов (при их наличии) для проставления отметок в паспорте, а в подпункте 184.1 пункта 184 внесение в паспорт отметки о регистрации заявителя или снятии его с регистрационного учета по месту жительства.
Доводы административного истца о незаконности приведенных положений подпунктов сводятся к тому, что, по его мнению, на него неправомерно возлагается обязанность представлять при замене паспорта перечисленные документы. Между тем данное утверждение неосновательно, поскольку представление соответствующих документов обусловлено необходимостью проставления в паспорте предусмотренных пунктом 5 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации отметок о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета, об отношении к воинской обязанности, о состоянии в браке и о детях.
В свою очередь, положения подпункта 27.4.4 пункта 27 (в первоначальной редакции) Административного регламента в полной мере согласуются с содержанием пунктов 10, 11, 12 и 13 Описания бланка паспорта гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 828 (далее - Описание бланка паспорта гражданина Российской Федерации), которыми предусмотрено проставление на страницах с пятой по двенадцатую, а также на тринадцатой, четырнадцатой, шестнадцатой и семнадцатой страницах бланка паспорта отметок о регистрации и снятии с регистрационного учета по месту жительства, об отношении к воинской обязанности, о регистрации или расторжении брака, о детях владельца паспорта.
15 июля 2021 г. постановлением Правительства Российской Федерации N 1205 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 828 и признании утратившими силу отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" в Положение о паспорте гражданина Российской Федерации внесены изменения, предусматривающие дифференциацию отметок в паспорте на обязательные и проставляемые по желанию гражданина.
Исходя из пункта 5 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 2021 г. N 1205 отметки о регистрации по месту жительства и снятии с регистрационного учета, об отношении к воинской обязанности отнесены к обязательным, а отметки о регистрации и расторжении брака, о детях, о ранее выданных паспортах, о выданных действительных основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, о группе крови и резус-факторе, об идентификационном номере налогоплательщика - к проставляемым по желанию.
При этом проставление в паспорте по желанию заявителя отметок о регистрации и расторжении брака, о детях, о ранее выданных паспортах, о выданных действительных основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, о группе крови и резус-факторе, об идентификационном номере налогоплательщика производится при представлении заявителем документов, подтверждающих соответствующие обстоятельства (подпункты 27.8.2 и 27.8.3 пункта 27 Административного регламента), что исключает их произвольное проставление.
Необходимость проставления в паспорте отметки об отношении к воинской обязанности предусмотрена и Положением о воинском учете, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 719, во исполнение Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (пункт 49).
Кроме того, как следует из содержания пункта 41 Административного регламента, при предоставлении государственной услуги запрещается требовать от гражданина: представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги (подпункт 41.1); представления документов и информации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении государственных органов, предоставляющих государственную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, за исключением документов, указанных в части 6 статьи 7 Федерального закона N 210-ФЗ (подпункт 41.2); представления документов и информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона N 210-ФЗ (подпункт 41.3).
Согласно части 6 статьи 7 Федерального закона N 210-ФЗ, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, определяющими порядок предоставления государственных услуг, положения пункта 2 части 1 данной статьи, предусматривающей запрет органам, предоставляющим государственные услуги, требовать от заявителя представления документов и информации, находящейся в органах, предоставляющих государственные услуги, не распространяется на следующие документы, представляемые в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа: документы воинского учета (пункт 2); свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния (пункт 3), свидетельства об усыновлении (пункт 3.1).
Таким образом, проставление в паспорте гражданина Российской Федерации при его замене отметок об отношении к воинской обязанности, о регистрации и расторжении брака, о детях не противоречит действующему законодательству Российской Федерации, при этом гражданин лично представляет документы, необходимые для проставления обязательных отметок в паспорте (военный билет, свидетельства о регистрации брака, расторжении брака и рождении детей).
В свою очередь, приказом МВД России от 8 ноября 2021 г. N 854 "О внесении изменений в Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденный приказом МВД России от 16 ноября 2020 г. N 773" с целью приведения Административного регламента в соответствие с пунктом 5 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 2021 г. N 1205 в пункт 27 указанного регламента внесены изменения в части разграничения отметок, проставляемых в паспорте, на обязательные и проставляемые по желанию заявителя.
По аналогичным основаниям не подлежит признанию недействующим и подпункт 32.1 пункта 32 Административного регламента об указании в заявлении о выдаче (замене) паспорта следующих данных: в пункте 5 - "состою в браке" - фамилия (при наличии), имя (при наличии), отчество (при наличии), дата рождения супруга (супруги), персональные данные супруга (супруги) до вступления в брак, наименование органа, осуществившего государственную регистрацию заключения брака, и дата заключения брака; "в браке не состою"; "разведен", "разведена" - персональные данные бывшего(ей) супруга (супруги), которые у него (нее) были до расторжения брака, наименование органа, осуществившего государственную регистрацию расторжения брака, и дата прекращения брака; "вдовец", "вдова".
Лишена правовых оснований ссылка административного истца на то, что подпункт 29.3 пункта 29 во взаимосвязи с пунктом 32.1 пункта 32 Административного регламента противоречит Семейному кодексу Российской Федерации, поскольку в соответствии со статьей 2 этого кодекса семейное законодательство не регулирует правоотношения, предусмотренные оспариваемым нормативным правовым актом.
Используемые в Административном регламенте формулировки соответствуют Федеральному закону от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", в силу статей 29 и 59 которого в содержание записи актов гражданского состояния при заключении брака или смене имени вносятся сведения о семейном положении лица (состоит или не состоит в браке, вдов, разведен).
Исходя из положений пунктов 11 и 13 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации для получения (замены) паспорта гражданин представляет в том числе заявление по форме, установленной МВД России, свидетельство о рождении или паспорт, подлежащий замене.
С учетом того, что установление содержания формы заявления о выдаче (замене) паспорта отнесено к полномочиям МВД России, отсутствует иной нормативный правовой акт большей юридической силы, который предусматривал бы регулирование, отличное от требования подпункта 33.2 пункта 33 Административного регламента, а именно обязанность указывать в пункте 11 заявления о выдаче (замене) паспорта данные предъявленного документа, подтверждающего основание выдачи или замены паспорта (при получении паспорта впервые - реквизиты свидетельства о рождении, при утрате (похищении) паспорта - реквизиты утраченного (похищенного) паспорта, при замене паспорта - реквизиты паспорта, подлежащего замене), что соответствует Положению о паспорте гражданина Российской Федерации.
Является несостоятельным довод административного истца о том, что проставление в паспорте обязательной отметки о регистрации гражданина по месту жительства (подпункт 184.1 пункта 184 Административного регламента) противоречит Закону N 5242-I, поскольку регистрационный учет по месту жительства носит уведомительный характер.
В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Закона N 5242-I).
Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства (абзац второй статьи 2 Закона N 5242-I).
Выдача и замена паспортов производятся территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту жительства, по месту пребывания или по месту обращения граждан в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации (пункт 10 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации).
Административным регламентом какие-либо ограничения выбора заявителем места подачи заявления о выдаче (замене) паспорта не установлены.
Проставление в паспорте гражданина отметки о регистрации по месту жительства предусмотрено также пунктом 18 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 (далее - Правила регистрации).
В одну из строк заявления вписывается место обращения заявителя (подпункт 7.1 пункта 7 заявления) с указанием адреса фактического проживания, если гражданин проживает не по месту жительства и (или) по месту пребывания.
Учитывая регламентированный пунктом 10 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации экстерриториальный характер подачи заявления о выдаче (замене) паспорта, предоставление возможности подачи заявления о замене паспорта по месту обращения (фактического проживания) заявителя направлено на беспрепятственную реализацию права гражданина Российской Федерации на получение паспорта гражданина Российской Федерации и не зависит от наличия у него регистрации по месту жительства и (или) месту пребывания.
Вопреки мнению административного истца внесение в паспорт данных о фактическом месте жительства гражданина Законом N 5242-I, Правилами регистрации не предусмотрено.
Закон N 5242-I, регулируя вопросы осуществления гражданами Российской Федерации конституционного права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, не устанавливает каких-либо правил, относящихся к вопросу получения или замены паспорта гражданина Российской Федерации, в связи с чем подпункт 184.1 пункта 184 Административного регламента не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца.
Возложение на гражданина обязанности предоставить документы, перечисленные в подпункте 27.4.5.3 пункта 27, подпунктах 29.1, 29.2 и 29.3 пункта 29 Административного регламента, при замене паспорта согласуется с пунктами 12 и 13 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации.
Одним из оснований для замены паспорта является обнаружение неточности или ошибочности произведенных в нем записей (абзац шестой пункта 12 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации).
При этом абзацем пятым пункта 13 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации определено, что для замены паспорта гражданин представляет документы, подтверждающие указанные в пункте 12 этого положения основания для замены паспорта.
Пунктом 3 Описания бланка паспорта гражданина Российской Федерации установлено, что в случае обнаружения неточности или ошибочности произведенных в паспорте записей либо внесения в него сведений, отметок и (или) записей, не предусмотренных Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, паспорт подлежит замене.
Ошибочно мнение административного истца о том, что проставление в документах, представляемых в подразделения по вопросам миграции, личной подписи противоречит Федеральному закону N 152-ФЗ.
Федеральный закон N 152, принятый, как указывается в его статье 2, в целях обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, в главе 2 устанавливает принципы и условия обработки персональных данных, закрепляя общее правило, согласно которому такая обработка осуществляется с согласия субъекта персональных данных (пункт 1 части 1 статьи 6).
Проставление личной подписи заявителя в заявлении, подаваемом при обращении за предоставлением государственной услуги, как предусмотрено графой 9 формы заявления, являющейся приложением к Административному регламенту, свидетельствует о верности указываемых им сведений и их соответствии данным, содержащимся в документах.
Согласно пункту 16(1) Положения о паспорте гражданина Российской Федерации гражданин для подтверждения изложенных в паспорте сведений и идентификации его личности ставит личную подпись на второй странице бланка паспорта при его получении, за исключением случаев физической неспособности сделать это.
В случае несогласия гражданина с данными, содержащимися в паспорте или иных документах, образующихся в связи с предоставлением ему услуги, заявитель не должен свидетельствовать такие документы личной подписью.
Кроме того, в случае несогласия с содержанием документа или действиями (бездействиями) уполномоченных должностных лиц по предоставлению государственной услуги заявитель вправе обращаться с жалобой на решение и (или) действие (бездействие) должностных лиц органа, предоставляющего государственную услугу, в соответствии со статьей 11.1 Федерального закона N 210-ФЗ (пункт 251 Административного регламента).
Положений, обязывающих заявителя подписывать иные документы, кроме заявления о предоставлении услуги, или удостоверять личной подписью какие-либо копии документов в связи с предоставлением услуги, Административным регламентом не предусмотрено.
В свою очередь, несостоятелен и основан на неправильном толковании норм права довод А. о противоречии подпункта 27.4.5.3 пункта 27, подпунктов 29.1, 29.2 и 29.3 пункта 29, подпункта 33.2 пункта 33 и пункта 110 Административного регламента Федеральному закону N 247-ФЗ и Правилам N 1009.
В частности, Федеральный закон N 247-ФЗ, как указано в его части 1 статьи 1, определяет правовые и организационные основы установления и оценки применения содержащихся в нормативных правовых актах требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, а Правила N 1009 регулируют вопросы по подготовке нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.
Таким образом, имея иной предмет правового регулирования, Административный регламент не может рассматриваться как противоречащий требованиям упоминаемых законов.
В системе действующего правового регулирования предусмотренные подпунктами 95.5 и 95.6 пункта 95 Административного регламента выдача паспорта, исправление допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, являясь процедурами предоставления государственной услуги, не противоречат Положению о паспорте гражданина Российской Федерации.
Положение пункта 157 Административного регламента во взаимосвязи с пунктом 142 и подпунктом 45.3 пункта 45 этого же регламента не входит в противоречие с Федеральным законом N 210-ФЗ, регулирующим отношения органов государственной власти при обеспечении межведомственного взаимодействия и предусматривающим возможность направления межведомственного запроса и предоставления персональных данных, имеющихся в распоряжении таких органов или организаций, в орган, предоставляющий государственную услугу.
Анализ оспариваемых нормативных положений Административного регламента позволяет сделать вывод, что они отвечают общеправовым критериям определенности, ясности и не допускают неоднозначного толкования.
Федерального закона или иного нормативного правового акта, устанавливающих правовое регулирование, вступающих в противоречие с оспариваемыми нормами, не имеется.
Как следует из содержания административного искового заявления, требование административного истца о признании оспариваемых пунктов Административного регламента недействующими фактически основано на его несогласии с действиями и решениями должностных лиц отдела полиции при предоставлении государственной услуги по замене паспорта, однако проверка законности и обоснованности таких действий и решений не входит в предмет настоящего административного дела.
При изложенных обстоятельствах оспариваемые нормативные положения соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают прав и законных интересов административного истца в упоминаемых им аспектах.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
в удовлетворении административного искового заявления А. о признании недействующими пунктов 1, 20 и 24, подпунктов 27.1.4, 27.4.4 и 27.4.5.3 пункта 27 (в первоначальной редакции), пункта 29, подпункта 32.1 пункта 32, подпункта 33.2 пункта 33, подпунктов 45.3, 45.4 и 45.8 пункта 45, подпунктов 95.5 и 95.6 пункта 95, пунктов 110 и 157 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 16 ноября 2020 г. N 773, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Российской Федерации
В.С.КИРИЛЛОВ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей