3. Организационно-управленческая модель функционирования ЦОПП

3. Организационно-управленческая модель

функционирования ЦОПП

3.1. Нормативно-правовая основа создания и функционирования ЦОПП определяется действующим законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства просвещения Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, локальными нормативными актами организации, на базе которой создается ЦОПП, или вновь создаваемой в целях выполнения функций ЦОПП организации.

Организационные формы ЦОПП:

с образованием юридического лица;

без образования юридического лица, на базе профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования в качестве структурного подразделения или филиала.

При создании ЦОПП как юридического лица (организации) учитываются, в том числе, требования законодательства в части лицензирования образовательной деятельности.

Нормативные и правовые основы создания ЦОПП как структурных подразделений филиалов образовательных организаций определяет Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

ЦОПП функционирует в соответствии с уставом образовательной организации, структурным подразделением которой является ЦОПП, или уставом юридического лица, создаваемого как ЦОПП, и положением о ЦОПП. Положение о ЦОПП разрабатывается на основе настоящих методических рекомендаций и утверждается в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, на базе которой создается ЦОПП.

Организационная структура определяется руководителем ЦОПП и (или) по согласованию с руководителем образовательной организации, структурным подразделением которой является ЦОПП, а также по согласованию с Региональным координатором в сфере образования и обеспечивает реализацию основных направлений деятельности и функций, возложенных на ЦОПП.

3.2. Финансово-экономическая основа создания и функционирования ЦОПП.

Финансовое обеспечение деятельности ЦОПП предусматривает различные механизмы финансового обеспечения:

для победителей отбора Минпросвещения России:

предоставление субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на приобретение товаров (работ, услуг) в целях создания и обеспечения функционирования ЦОПП;

софинансирование из средств бюджета субъекта Российской Федерации;

софинансирование из внебюджетных средств.

Для Центров, создаваемых в инициативном порядке:

финансирование из внебюджетных средств, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства и (или) финансирование из средств бюджета субъекта Российской Федерации.

В соответствии с документацией на участие в отборе субъектов Российской Федерации на предоставление субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на разработку и распространение в системе среднего профессионального образования новых образовательных технологий и формы опережающей профессиональной подготовки в рамках федерального проекта "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)", утвержденного проектным комитетом по национальному проекту "Образование" от 7 декабря 2018 г. N 3, Паспорта национального проекта "Образование", утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16), государственной программой Российской Федерации "Развитие образования" соответствующего года, субсидия из федерального бюджета предоставляется в целях софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации на создание не более одного ЦОПП.

Субсидии из федерального бюджета предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии с Приложение N 5 "Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Образование", в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" к государственной программе Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642.

Субсидии из федерального бюджета предоставляются при соблюдении условия о централизации закупок в порядке, определенном частью 7 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

При проведении закупок необходимо руководствоваться актуальными нормами законодательства Российской Федерации, устанавливающими в том числе приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими юридическими лицами.

В обязательства субъекта Российской Федерации входит финансирование мероприятий, реализуемых в целях создания и функционирования ЦОПП в части оплаты труда работников Центра, аренды помещений, коммунальных расходов, расходных материалов, приобретения оборудования, реализации образовательных программ.

Оплата труда сотрудников ЦОПП, аренды помещений, коммунальных расходов, расходных материалов, повышения квалификации и подготовки работников Центра может финансироваться, на усмотрение регионального координатора, как из средств субъекта Российской Федерации, так и из внебюджетных средств организации.

3.3. Целевая модель деятельности ЦОПП.

Целевая модель определяет основные задачи, принципы создания, направления функционирования ЦОПП.

Основные задачи ЦОПП:

- выявление потребностей в подготовке кадров в экономике региона;

- создание единой образовательной среды через формирование банка лучших практик, каталога модулей по основным программам профессиональной подготовки и по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, реестра цифровых образовательных ресурсов;

- разработка и реализация дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации) для преподавателей и мастеров производственного обучения;

- разработка и реализация программ профессиональной ориентации для обучающихся общеобразовательных организаций, а также для обучения их первой профессии;

- содействие в разработке, производстве и коммерциализации высокотехнологичных решений и иных работ по заказам предприятий реального сектора экономики;

- формирование и обеспечение функционирования сети опережающей профессиональной подготовки в регионе;

- разработка рекомендаций и "дорожных карт" по повышению эффективности развития профессионального образования в условиях системной трансформации общества, включая внедрение цифровых технологий;

- организация работы по содействию трудоустройства граждан региона;

- создание единой цифровой среды системы среднего профессионального образования.

Деятельность ЦОПП направлена на:

- анализ актуального состояния и динамики изменений на рынке труда субъекта Российской Федерации, прогнозирование востребованности кадров в региональном сегменте экономики;

- разработку и реализацию комплекса мер по устранению существующего и потенциального дефицита кадров в региональной экономике, а также синхронизацию системы подготовки кадров в среднем профессиональном образовании и кадровой потребности экономики субъектов Российской Федерации;

- координацию деятельности сети современных мастерских (в том числе созданных в рамках реализации федерального проекта "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)") в части выполнения целевых показателей федерального проекта;

- анализ потребностей профессиональных образовательных организаций по созданию новых современных мастерских, организацию взаимодействия с социальными партнерами по поддержке существующих и вновь создаваемых современных мастерских;

- организацию деятельности по консолидации общественно-профессиональных сообществ, методических объединений, экспертных сообществ, представителей бизнеса по выработке обоснованных предложений и мер по совершенствованию подготовки кадров для региональной экономики;

- координацию процесса реализации проектов по перспективным направлениям в региональной системе подготовки кадров, в том числе: по обеспечению доступности для граждан всех видов образовательных ресурсов для реализации образовательных программ по приоритетным для региона профессиям, направлениям подготовки, компетенциям;

- агрегацию программ профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций и взрослых, программ предпрофессиональной подготовки, организацию обучения первой профессии обучающихся общеобразовательных организаций;

- содействие в трудоустройстве, закреплению на рабочем месте;

- координацию сетевого взаимодействия с партнерами: профессиональными образовательными организациями, общеобразовательными организациями, бизнес-партнерами, сообществами работодателей, общественно-профессиональными сообществами, некоммерческими организациями;

- сбор, анализ и трансляцию лучших региональных, отраслевых, межрегиональных, международных практик в области подготовки и воспроизводства кадров для экономики региона, страны, в том числе по разработке, производству и коммерциализации высокотехнологичных решений по востребованным направлениям регионального сектора экономики;

- координацию внедрения, развития, совершенствования процессов цифровизации, агрегацию цифровых ресурсов в региональной системе профессионального образования;

- организацию международного сотрудничества в области совершенствования подготовки и воспроизводства кадров;

3.3.1. Цифровая платформа и информационное обеспечение деятельности ЦОПП.

В целях информационного сопровождения деятельности Центра и комплексного оперативного управления опережающей профессиональной подготовкой в субъекте Российской Федерации создается и функционирует цифровая платформа.

Для определения этапности внедрения цифровой платформы разрабатывается план мероприятий ("дорожная карта") на весь период реализации проекта.

Рекомендуется, чтобы программно-аппаратный комплекс ЦОПП был достаточен для создания и обеспечения функционирования информационного ресурса (цифровой платформы) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Цифровая платформа обеспечивает интеграцию с платформенными решениями современной цифровой образовательной среды региона и информационно-коммуникационными ресурсами, необходимыми для деятельности Центра.

Цифровая платформа предусматривает возможность регистрации входа (выхода) субъектов доступа, а также возможность верификации введенных данных. Цифровой платформой обеспечиваются аутентификация и идентификация субъектов доступа, а также все действия субъектов доступа, совершаемые с персональными данными. Рекомендуется, чтобы субъект доступа имел возможность онлайн-регистрации на проводимые ЦОПП мероприятия.

На платформе размещаются и поддерживаются в актуальном состоянии базы данных ресурсов для опережающей профессиональной подготовки.

База данных информационно-справочных ресурсов включает в себя данные мониторинга и анализа актуальной ситуации и динамики изменений на рынке труда субъекта Российской Федерации, прогноз востребованности кадров и компетенций.

База данных материально-технических ресурсов включает в себя:

1) перечень образовательных и иных организаций, участвующих в реализации программ опережающей профессиональной подготовки, а также перечень учебных аудиторий, мастерских и лабораторий (в том числе сосредоточенные на базе межрегиональных и специализированных центров компетенций, центров проведения демонстрационного экзамена) и т.д., для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательными программами опережающей профессиональной подготовки;

2) перечни имеющегося оборудования в соответствии с реализуемыми с основными и дополнительными профессиональными образовательными программами, отвечающими современным стандартам и передовым технологиям, в том числе инфраструктурным листам "Ворлдскиллс", техническим средствам обучения и компьютерной техники с возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

ЦОПП координирует порядок и график загрузки рабочих мест мастерских, публикует его на платформе и поддерживает в актуальном состоянии.

База данных кадровых ресурсов включает в себя перечни преподавателей, мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций, прошедших дополнительное профессиональное образование на уровне лучших национальных и мировых стандартов и практик, в том числе стандартов "Ворлдскиллс", сертифицированных экспертов "Ворлдскиллс", представителей предприятий-работодателей, в том числе, учебных центров предприятий, преподавателей, реализующих дополнительные общеразвивающие программы на базе детских технопарков "Кванториум" и наставников, участвующих в мероприятиях по профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций в рамках проекта "Билет в будущее".

База данных образовательных программ включает в себя разработанные и реализуемые основные и дополнительные профессиональные программы и/или аннотации к программам, основанные на лучших мировых стандартах и практиках, в том числе стандартах "Ворлдскиллс", в том числе онлайн-курсы, размещаемые на портале "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также банки оценочных средств, направленных на оценку профессиональных компетенций, а также методические рекомендации по профессиональному развитию, реализованные в рамках проекта "Билет в будущее", соответствующие лучшим мировым стандартам и практикам, в том числе стандартам "Ворлдскиллс".

База данных информационно-коммуникационных ресурсов включает в себя перечень ссылок на платформы онлайн-образования, профориентации, профессионального тестирования, оценки компетенций, иные информационные и аналитические платформы, обеспечивающие организацию деятельности ЦОПП.

Базы данных ЦОПП формируются и размещаются на цифровой платформе в информационно-коммуникационной сети Интернет в порядке, установленном действующим законодательством.

При формировании баз данных по перечисленным направлениям ЦОПП получает доступ к аналогичным базам данных других субъектов Российской Федерации, а также к федеральным цифровым платформам и иным информационно-коммуникационным ресурсам.

Правила и процедуры подключения цифровой платформы ЦОПП к другим информационно-коммуникационным ресурсам и обмен данными регулируются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти.

Техническое задание на создание и функционирование цифровой платформы и информационно-коммуникационных ресурсов ЦОПП формируется с учетом положений Раздела 12 настоящих методических рекомендаций.

3.3.2. Формирование заказа на образовательные программы опережающей профессиональной подготовки и их продвижение.

При формировании перечней компетенций и направлений образовательных программ для опережающей профессиональной подготовки учитываются:

национальные и федеральные проекты (программы) Российской Федерации по направлениям "Демография", "Здравоохранение", "Образование", "Жилье и городская среда", "Экология", "Безопасные и качественные автомобильные дороги", "Производительность труда и поддержка занятости", "Наука", "Цифровая экономика", "Культура", "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", "Международная кооперация и экспорт" в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";

стратегические приоритеты субъекта Российской Федерации, включающие приоритетные направления развития субъекта Российской Федерации, а также программы и проекты социально-экономического развития;

"точки роста" субъекта Российской Федерации, в том числе реализуемые в регионе инвестиционные проекты, формирующиеся и действующие на территории опережающего социально-экономического развития, особые экономические зоны, технопарки, кластеры, научно-образовательные центры и иные институты, определяющие перспективные направления развития экономики;

перспективные компетенции корпораций, холдингов, компаний, профессиональных объединений работодателей, действующих на территории субъекта Российской Федерации;

отраслевые программы развития кадрового потенциала;

общемировые и общероссийские тренды и требования к компетенциям, обусловленные трансформацией национальной и мировой экономики.

3.3.3. Проектирование, конструирование, разработка и реализация программ опережающей профессиональной подготовки.

ЦОПП координирует разработку образовательной программы опережающей профессиональной подготовки, обеспечивает экспертизу предоставляемых для размещения программ.

Образовательные программы и модули образовательных программ разрабатываются с использованием лучших мировых и отечественных практик подготовки кадров, лучших отраслевых практик, новых и перспективных профессиональных технологий, в том числе стандартов "Ворлдскиллс".

Обработка результатов и хранение данных по результатам демонстрационного экзамена осуществляются с использованием соответствующего информационного ресурса.

В целях опережающей профессиональной подготовки разрабатываются следующие образовательные программы по компетенциям:

1. Программы профессиональных модулей для интегрирования в образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена.

2. Образовательные программы для обучающихся общеобразовательных организаций включают в себя:

дополнительные общеразвивающие программы, обеспечивающие профессиональную ориентацию обучающихся в виде профессиональных проб;

программы профессионального обучения, направленные на получение обучающимися первой профессии.

3. Программы под заказ работодателей.

Образовательные программы включают в себя дополнительные профессиональные программы и основные программы профессионального обучения, ориентированные на специфику конкретного производства и особенности технологического процесса на отдельных предприятиях и направлены на целевое освоение сотрудниками предприятий новых и перспективных профессиональных технологий.

4. Отраслевые программы.

Образовательные программы включают в себя дополнительные профессиональные программы и основные программы профессионального обучения, ориентированные на программы развития отраслей, в том числе на освоение новых и сквозных отраслевых технологий, оборудования, инструментов, материалов.

5. Программы по востребованным, новым и перспективным профессиям для граждан всех возрастов в соответствии с региональными потребностями, в том числе для снижения напряженности на рынке труда.

3.3.4. Совместное использование материально-технической базы для реализации образовательных программ.

Использование ЦОПП совместно с другими организациями материально-технической базы осуществляется в сетевой форме реализации образовательных программ в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", а также в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации по договорам аренды (субаренды) или безвозмездного пользования.

3.4. Методической основой функционирования ЦОПП является комплект методических материалов, включающий в себя:

разрабатываемые самостоятельно на основе положений, приведенных в данных методических рекомендациях, с учетом специфики конкретного региона;

материалы лучших практик по разработке и реализации программ опережающей подготовки, презентуемые на мероприятиях Центра и размещаемые в открытом доступе информационно-коммуникационной сети Интернет.

3.5. Условия функционирования ЦОПП.

Для организации деятельности Центра создаются необходимые условия и формируется имущественный комплекс, соответствующий требованиям документации на участие в отборе.

Рекомендуемые требования к помещениям (в соответствии с документацией на участие в отборе соответствующего года).

Помещения ЦОПП располагаются единым самостоятельным комплексом, с единым входом.

В случае если ЦОПП создается на базе образовательной организации, помещения ЦОПП выделяются таким образом, чтобы потоки обучающихся и потоки сотрудников и посетителей ЦОПП не пересекались, проход посетителей и сотрудников ЦОПП в функциональные зоны ЦОПП был обеспечен без пересечения каких-либо зон, связанных с реализацией образовательного, воспитательного, административного процессов в образовательной организации.

Функциональные зоны ЦОПП располагаются компактно, не разносятся по различным корпусам, не отстоят друг от друга на один или несколько этажей.

Рекомендуется, чтобы расположение и обустройство помещений ЦОПП соответствовало сводам Правил по доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения (СП 59.13330.2016), санитарным нормам и нормам противопожарной безопасности.

Согласование документов (функциональные зоны и дизайн-проект, инфраструктурный лист, калькуляция операционных расходов на функционирование ЦОПП) в виде независимой экспертной оценки по запросу Министерства просвещения Российской Федерации осуществляет федеральный оператор.

Руководитель ЦОПП назначается на должность по согласованию с Департаментом среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения Российской Федерации.