В дополнение к данному документу направлены письма Минпросвещения России от 06.03.2023 N АБ-993/06, от 17.01.2024 N АБ-114/06.

III. Заключение трудового договора с работниками, принимаемыми на должность с наименованием "Советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями", их должностные обязанности

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация разделов дана в соответствии с официальным текстом документа.

III. Заключение трудового договора с работниками,

принимаемыми на должность с наименованием "советник

директора по воспитанию и взаимодействию с детскими

общественными объединениями", их должностные обязанности

1. К педагогическим работникам относятся лица, которые состоят в трудовых (служебных) отношениях с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и выполняют обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности (п. 21 ст. 2 Федерального закона об образовании).

Советник директора по воспитанию является педагогическим работником и осуществляет педагогическую деятельность в области воспитания обучающихся.

Особенности регулирования труда педагогических работников установлены в гл. 52 ТК РФ, Федеральном законе об образовании, в других законодательных и иных нормативных правовых актах, а также актов, принимаемых в виде рекомендаций <2>.

--------------------------------

<2> Например, примерное положение о нормах профессиональной этики педагогических работников (Письмо Минпросвещения России от 20.08.2019 N ИП-941/06/484).

Статья 16 ТК РФ определяет возникновение трудовых отношений между работником и работодателем только на основании трудового договора.

Работодатель при приеме работника на должность с наименованием "советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями" заключает с ним трудовой договор в порядке и на условиях, установленных главой 11 ТК РФ, в том числе ведет на него трудовую книжку (формирует сведения о трудовой деятельности в электронном виде) <3>.

--------------------------------

<3> Ст. 66.1 ТК РФ, приказ Минтруда России от 19 мая 2021 г. N 320н "Об утверждении формы, порядка ведения и хранения трудовых книжек".

Должностные обязанности (трудовая функция) работника, принятого на должность с наименованием "советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями", указываются в трудовом договоре как одно из обязательных условий для внесения в трудовой договор при его заключении (ст. 57 ТК РФ), либо предусматриваются в должностной инструкции работника, являющейся приложением к трудовому договору.

Также обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:

место работы (с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения);

дата начала работы;

условия оплаты труда (в том числе размер должностного оклада, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера);

режим рабочего времени и времени отдыха;

условие об обязательном социальном страховании работника.

Обязанности того или иного работника вытекают прежде всего из выполняемой им трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), которые могут быть закреплены в должностной инструкции, разработанной на основе квалификационной характеристики, а при ее отсутствии с учетом трудовых действий профессионального стандарта.

Должностная инструкция может содержать перечень трудовых действий работника для обеспечения выполнения должностных обязанностей по замещаемой должности, а также допускает уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-технических условиях (к примеру, в каникулярный период для обучающихся).

Должностная инструкция на основе трудовых действий профессионального стандарта разрабатывается работодателем самостоятельно и может оформляться как приложение к трудовому договору работника.

Внесение изменений в должностную инструкцию может быть связано с изменением определенных сторонами условий трудового договора. В этом случае должны быть соблюдены требования о заблаговременном письменном уведомлении об этом работника. Если работник соглашается на продолжение трудовых отношений, то вносятся изменения в должностную инструкцию.

Если изменения в должностную инструкцию влекут изменение условий трудового договора с работником, то они вносятся с учетом положений статей 72 или 74 ТК РФ.

Если должностная инструкция была утверждена как отдельный документ и при этом внесение в нее изменений не влечет за собой необходимость изменения обязательных условий трудового договора, удобнее всего утвердить должностную инструкцию в новой редакции, письменно ознакомив с ней работника. Должностная инструкция составляется в двух экземплярах, один из которых вручается работнику под роспись.

Работодатель обязан предоставить работнику работу, обусловленную трудовым договором (ст. 22 ТК РФ). Требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, запрещается (ст. 60 ТК РФ).

2. В соответствии с частью 1 статьи 195.3 ТК РФ работодатели обязаны применять профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, если такие требования предусмотрены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами.

Вместе с тем в связи с отсутствием квалификационной характеристики по новой должности "советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями" в разделе "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н, конкретный вид поручаемой работнику работы по должности "советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями" в трудовом договоре с работником может быть определен на основе двух трудовых функций "Организация воспитательной деятельности в образовательной организации" и "Организация взаимодействия с детскими общественными объединениями", которые предполагается установить актуализируемым профессиональным стандартом "Специалист в области воспитания" (находится на утверждении в Минтруде России).

3. Должностные обязанности могут быть конкретизированы в должностной инструкции работника в рамках следующих трудовых действий, предусматриваемых в указанных трудовых функциях проекта профессионального стандарта:

1) во взаимодействии с заместителем руководителя общеобразовательной организации по воспитательной работе:

осуществлять сбор, анализ информации и подготовку предложений по разработке стратегии развития системы воспитания образовательной организации;

участвовать в разработке предложений и рекомендаций по совершенствованию воспитательной работы в образовательной организации, рекомендаций по социализации обучающихся и индивидуализации обучения на основе воспитания в соответствии с духовно-нравственными, социокультурными ценностями и принятыми в российском обществе правилами поведения с учетом культурного, этнического и языкового многообразия;

разрабатывать предложения в планы и программы организации мероприятий, направленные на профилактику асоциального и деструктивного поведения обучающихся, а также на поддержку обучающихся, находящихся в сложной жизненной ситуации;

организовывать сотрудничество образовательной организации с общероссийскими общественно-государственными детско-юношескими организациями, общественными объединениями, имеющими патриотическую, культурную, спортивную, туристско-краеведческую, образовательно-просветительную, общеразвивающую и благотворительную направленность и взаимодействие образовательной организации с другими образовательными организациями, в том числе в рамках сетевого взаимодействия;

обеспечивать взаимодействие образовательной организации с местным бизнес-сообществом и социальными партнерами, в том числе по вопросам профессиональной ориентации обучающихся, по организации и вовлечению их в проектную деятельность.

2) во взаимодействии с руководством образовательной организации и педагогическим коллективом:

вносить предложения по выбору форм воспитания, в том числе с целью укрепления гражданско-патриотической позиции обучающихся;

участвовать в разработке предложений по организации структур, деятельность которых направлена на воспитание обучающихся образовательной организации и на формирование их личности;

участвовать в разработке рекомендаций по ранней профилактике негативных явлений в детско-юношеской среде образовательной организации.

3) самостоятельно, а также с участием педагогических и иных работников образовательной организации:

организовывать взаимодействие участников образовательных отношений для накопления обучающимися социального опыта, опыта межнациональных отношений, формирования ценностных ориентаций и их самореализации;

консультировать участников образовательных отношений по вопросам воспитания с использованием современных информационных технологий;

участвовать в разработке социально значимых детско-юношеских/детско-взрослых проектов и вовлекать в них обучающихся;

осуществлять организационно-педагогическое и методическое сопровождение реализации новых социально значимых проектов обучающихся образовательной организации;

организовывать мероприятия, в том числе в рамках проектной и конкурсной деятельности, стимулирующие достижения обучающихся в различных сферах деятельности, интерес к научной деятельности и участию в волонтерском движении;

осуществлять подготовку мероприятий по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов обучающихся, направленных на самоопределение, саморазвитие, самореализацию, самообразование и профессиональную ориентацию, согласно возрастным особенностям, потребностям и интересам;

содействовать функционированию системы ученического самоуправления, стимулированию развития новых форм ученического самоуправления;

организовывать взаимодействие с детскими и молодежными общественными объединениями;

информировать участников образовательных отношений о деятельности детских и молодежных общественных объединений и их значимости для формирования личности обучающихся, о проведении всероссийских, региональных, муниципальных, школьных мероприятий для обучающихся, в том числе о мероприятиях в сфере молодежной политики.

4. Педагогические работники, замещающие в общеобразовательных учреждениях должности советников директора по воспитанию, имеют право осуществлять работу по совместительству в порядке, предусмотренном главой 44 ТК РФ, в том числе в должностях специалистов в Росдетцентре. Условия и размеры оплаты труда работников, осуществляющих по совместительству работу в должностях специалистов, определяет Росдетцентр.

Работа по совместительству оформляется трудовым договором, в котором обязательно указание на то, что обусловленная им работа является совместительством.

5. Педагогический работник с наименованием должности "советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями" может выполнять другую педагогическую работу, не входящую в его должностные обязанности и не являющуюся совместительством <4> (например, преподавательскую работу по учебному предмету, осуществление классного руководства).

--------------------------------

<4> Постановление Минтруда России от 30.06.2003 N 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры".

Выполнение работы, которая не является совместительством, может быть оформлено дополнительным соглашением к трудовому договору по основной работе о выполнении дополнительной работы по классному руководству за дополнительную оплату либо преподавательской работы на условиях, предусмотренных в п. 5.3, 5.4 приложения 2 к приказу Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. N 1601 <5>.

--------------------------------

<5> Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре".