В соответствии с пунктом 2 Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный данным документом, применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года.

II. Требования к структуре АООП НОО

2.1. АООП НОО определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне НОО и обеспечивает решение задач, указанных в пункте 1.8 Стандарта.

АООП НОО для обучающихся с ОВЗ, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации (далее - ИПР) инвалида в части создания специальных условий получения образования.

2.2. АООП НОО для обучающихся с ОВЗ самостоятельно разрабатывается в соответствии со Стандартом и федеральной АООП НОО и утверждается организацией <1>.

(в ред. Приказа Минпросвещения России от 08.11.2022 N 955)

(см. текст в предыдущей редакции)

--------------------------------

<1> Части 5 и 7 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4257, ст. 4263).

АООП НОО реализуется с учетом образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся с ОВЗ на основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося <1>.

--------------------------------

<1> Часть 23 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4257, ст. 4263).

2.3. На основе Стандарта организация может разработать в соответствии со спецификой своей образовательной деятельности один или несколько вариантов АООП НОО с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ. Дифференцированные требования к вариантам АООП НОО приведены в приложениях N N 1 - 8 к настоящему Стандарту.

2.4. Реализация АООП НОО может быть организована как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях <1>.

--------------------------------

<1> Часть 4 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4257, ст. 4263).

2.5. Для обеспечения освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО возможно использование сетевой формы. <1>

--------------------------------

<1> Статья 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4257, ст. 4263).

2.6. АООП НОО включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.

Соотношение частей определяется дифференцированно в зависимости от варианта АООП НОО и составляет: 80% и 20%, 70% и 30% или 60% и 40%, которые указаны в приложениях N N 1 - 8 к настоящему Стандарту.

2.7. АООП НОО реализуется организацией через организацию урочной и внеурочной деятельности.

2.8. АООП НОО должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП НОО, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

Целевой раздел включает:

пояснительную записку;

планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО;

систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО.

Содержательный раздел определяет общее содержание НОО обучающихся с ОВЗ и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов (в зависимости от варианта АООП НОО содержательный раздел может быть ориентирован на достижение только личностных и предметных результатов) в соответствии с приложениями N N 1 - 8 к настоящему Стандарту:

программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся (в зависимости от варианта АООП НОО - базовых учебных действий) в соответствии с приложениями N N 1 - 8 к настоящему Стандарту при получении НОО;

программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и курсов внеурочной деятельности;

программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ОВЗ при получении НОО (в зависимости от варианта АООП НОО - нравственного развития, воспитания обучающихся с ОВЗ в соответствии с приложениями N N 1 - 8 к настоящему Стандарту);

программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;

программу коррекционной работы;

программу внеурочной деятельности.

Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизмы реализации АООП НОО.

Организационный раздел включает:

учебный план НОО, включающий предметные и коррекционно-развивающую области, направления внеурочной деятельности;

систему специальных условий реализации АООП НОО в соответствии с требованиями Стандарта.

Учебный план НОО обучающихся с ОВЗ (далее - Учебный план) является основным организационным механизмом реализации АООП НОО.

2.9. Требования к разделам АООП НОО:

2.9.1. Пояснительная записка должна раскрывать:

1) цели реализации АООП НОО, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО;

2) принципы и подходы к формированию АООП НОО;

3) общую характеристику АООП НОО;

4) психолого-педагогическую характеристику обучающихся с ОВЗ;

5) описание особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ.

2.9.2. Планируемые результаты освоения АООП НОО должны:

1) обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения АООП НОО;

2) являться основой для разработки АООП НОО организациями;

3) являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися АООП НОО в соответствии с требованиями Стандарта.

Структура и содержание планируемых результатов освоения АООП НОО должны отражать требования Стандарта, передавать специфику образовательной деятельности (в частности, специфику целей изучения отдельных учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области), соответствовать возрастным возможностям и особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ.

2.9.3. Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных и коррекционно-развивающей областей по классам (годам обучения).

АООП НОО может включать как один, так и несколько учебных планов.

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП НОО определяет организация.

Учебные планы обеспечивают возможность преподавания и изучения государственного языка Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации и родного языка из числа языков народов Российской Федерации, а также устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение по классам (годам) обучения.

Учебный план включает предметные области в зависимости от вариантов АООП НОО, указанных в приложениях N N 1 - 8 к настоящему Стандарту.

Количество учебных занятий по предметным областям за 4 учебных года не может составлять более 3 039 часов, за 5 учебных лет - более 3 821 часа, за 6 учебных лет - более 4 603 часов.

Обязательным элементом структуры Учебного плана является "Коррекционно-развивающая область", реализующаяся через содержание коррекционных курсов, указанных в приложениях N N 1 - 8 к настоящему Стандарту.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ часть Учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает:

учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов;

учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся с ОВЗ, в том числе этнокультурные;

увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;

введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии;

введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов.

Часть Учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, включает часы на внеурочную деятельность (10 часов в неделю), предназначенные для реализации направлений внеурочной деятельности (не более 5 часов в неделю), и часы на коррекционно-развивающую область (не менее 5 часов в неделю), указанные в приложениях N N 1 - 8 к настоящему Стандарту.

2.9.4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся с ОВЗ при получении НОО должна содержать:

описание ценностных ориентиров содержания образования при получении НОО;

связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;

характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся с ОВЗ;

типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;

описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию.

Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся с ОВЗ при получении НОО должна быть определена на этапе завершения обучения.

В зависимости от варианта АООП НОО программа формирования универсальных учебных действий заменяется программой базовых учебных действий, указанных в приложениях N N 1 - 8 к настоящему Стандарту.

2.9.5. Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения АООП НОО.

Программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов разрабатываются на основе:

требований к результатам освоения АООП НОО;

программы формирования универсальных (базовых) учебных действий.

Программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов должны содержать:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели при получении НОО с учетом специфики учебного предмета, коррекционного курса;

2) общую характеристику учебного предмета, коррекционного курса;

3) описание места учебного предмета, коррекционного курса в учебном плане;

4) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, коррекционного курса (в зависимости от варианта АООП НОО программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов должны содержать только личностные и предметные результаты, указанные в приложениях N N 1 - 8 к настоящему Стандарту);

6) содержание учебного предмета, коррекционного курса;

7) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

8) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

2.9.6. Программа духовно-нравственного развития (или нравственного развития), указанная в приложениях N N 1 - 8 к настоящему Стандарту, воспитания обучающихся с ОВЗ при получении НОО (далее - программа духовно-нравственного (нравственного) развития) должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного (нравственного) развития обучающихся с ОВЗ в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе организации, семьи и других институтов общества.

В основу программы духовно-нравственного (нравственного) развития должны быть положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.

Программа духовно-нравственного (нравственного) развития должна обеспечивать:

создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;

формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику.

Программа духовно-нравственного (нравственного) развития должна включать:

цель, задачи, основные направления работы, перечень планируемых результатов воспитания (социальных компетенций, моделей поведения обучающихся с ОВЗ), формы организации работы.

2.9.7. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать <1>:

--------------------------------

<1> Пункт 19.7 федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 г., регистрационный N 15785) с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. N 1241 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2011 г., регистрационный N 19707), от 22 сентября 2011 г. N 2357 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2011 г., регистрационный N 22540) и от 18 декабря 2012 г. N 1060 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 февраля 2013 г., регистрационный N 26993) (далее - ФГОС НОО).

формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;

пробуждение в обучающихся желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;

формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;

формирование установок на использование здорового питания;

использование оптимальных двигательных режимов для обучающихся с ОВЗ с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;

соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;

формирование негативного отношения к факторам риска здоровью обучающихся;

формирование потребности у обучающихся с ОВЗ обращения к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состоянием здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;

формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях;

становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна содержать цели, задачи, планируемые результаты, основные направления и перечень организационных форм.

2.9.8. Программа коррекционной работы должна обеспечивать:

выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся с ОВЗ с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями ПМПК).

Программа коррекционной работы должна содержать:

перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ;

систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях образовательной деятельности, включающего психолого-медико-педагогическое обследование обучающихся с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития обучающихся;

корректировку коррекционных мероприятий.

2.9.9. Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО должна учитывать особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ, закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки, предусматривая приоритетную оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся с ОВЗ.

Обучающийся с ОВЗ имеет право на прохождение текущей, промежуточной и итоговой аттестации в иных формах.

2.9.10. В зависимости от варианта АООП НОО программа внеурочной деятельности включает направления развития личности, указанные в приложениях N N 1 - 8 к настоящему Стандарту.

Программа внеурочной деятельности предполагает следующие направления: спортивно-оздоровительное, нравственное, социальное, общекультурное в таких формах, как индивидуальные и групповые занятия, экскурсии, кружки, секции, соревнования, общественно полезные практики и другие.

Организация самостоятельно разрабатывает и утверждает программу внеурочной деятельности.

2.9.11. Система условий реализации АООП НОО в соответствии с требованиями Стандарта (далее - система условий) разрабатывается на основе соответствующих требований Стандарта и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения АООП НОО.

Система условий должна учитывать особенности организации, а также ее взаимодействие с социальными партнерами.

Система условий должна содержать:

описание имеющихся условий: кадровых, финансовых, материально-технических (включая учебно-методическое и информационное обеспечение);

контроль за состоянием системы условий.

2.10. Разработанная организацией АООП НОО должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения АООП НОО в соответствии с требованиями, установленными Стандартом.

Реализация АООП НОО осуществляется самой организацией. При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательная организация в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности организаций дополнительного образования, организаций культуры и спорта.

В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе организаций и организаций дополнительного образования.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ в АООП НОО предусматриваются:

учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;

внеурочная деятельность.

2.11. АООП НОО должна учитывать тип образовательной организации, а также образовательные потребности и запросы обучающихся с ОВЗ.

2.12. Организация временного режима обучения обучающихся с ОВЗ по АООП НОО должна соответствовать их особым образовательным потребностям и учитывать их индивидуальные возможности.

Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане должны быть предусмотрены равномерно распределенные периоды учебного времени и каникул.

Продолжительность занятий, продолжительность перемен между уроками и коррекционно-развивающими занятиями и внеурочной деятельностью определяется действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения обучающихся с ОВЗ.

2.13. Определение варианта АООП НОО для обучающегося с ОВЗ осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, в случае наличия у обучающегося инвалидности - с учетом ИПР и мнения родителей (законных представителей).

В процессе освоения АООП НОО сохраняется возможность перехода обучающегося с одного варианта АООП НОО на другой. Перевод обучающегося с ОВЗ с одного варианта программы на другой осуществляется организацией на основании комплексной оценки результатов освоения АООП НОО, по рекомендации ПМПК и с учетом мнения родителей (законных представителей) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.