Введение

Цель издания настоящих информационных материалов - довести до сведения медицинских работников, имеющих дело с обезболивающими препаратами, особенности назначения и оформления назначения НЛП и ПЛП в медицинской документации и на рецептурных бланках, в свете последних изменений в НПА, принимаемых органами законодательной и исполнительной власти. Низкая доступность обезболивания в немалой степени связана с зарегламентированностью утверждаемых руководителями медицинских организаций приказов, содержащих избыточные требования к процедуре назначения и оформления назначения НЛП и ПЛП. Недостаточная грамотность медицинских работников в правовых аспектах назначения и выписки рецептов, давно укоренившаяся боязнь уголовной ответственности за неверно выписанный рецепт также являются существенным препятствием для получения пациентами своевременного и адекватного обезболивания.

В силу статьи 15 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" Правительство обязали обеспечить отмену до 31 декабря 2020 года множества актов правительства, федеральных органов исполнительной власти, исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и СССР. Речь шла только об актах с обязательными требованиями, соблюдение которых оценивают при контроле или надзоре.

Независимо от того, признаны ли утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации или отменены ли нормативные правовые акты, с 1 января 2021 года государственный контроль (надзор) не должен оценивать соблюдение обязательных требований, которые содержатся в актах, вступивших в силу до 1 января 2020 года. Соответственно, с 1 января 2021 года несоблюдение требований этих актов не может являться основанием для привлечения к административной ответственности.

Исключение составили акты, которые вошли в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2467 "Об утверждении перечня нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации". Оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в данных документах, привлечение к административной ответственности за их несоблюдение осуществляются в рамках федерального государственного контроля (надзора). Между тем, нормативные акты, включенные в перечень, пересматриваются на предмет соответствия их требований современным реалиям; при необходимости изменения, после 01.01.2021 такой нормативный правовой акт признается утратившим силу и разрабатывается проект нового нормативного правового акта.

Вновь изданные нормативные акты должны вступать в силу в определенные сроки: либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении девяноста дней после дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта, чтобы у организаторов здравоохранения и медицинских работников была возможность подготовится к изменениям. Большинство новых нормативных правовых актов, регламентирующих назначение и оформление назначения лекарственных препаратов, в том числе НЛП и ПЛП, а также деятельности, связанной с оборотом НС и ПВ, вступили в силу с 01.03.2022 года.

Информационные материалы предназначены для административного персонала, медицинских и фармацевтических работников медицинских, аптечных организаций. Согласованы рабочей группой по совершенствованию правового регулирования вопросов оборота наркотических и психотропных лекарственных средств в составе утвержденном Приказом Минздрава России от 19.02.2021 N 120.

Предметно-количественный учет лекарственных средств для медицинского применения - это регистрация любых связанных с их обращением операций, при которых изменяется их количество и (или) состояние, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения.