Рекомендации по производству основных работ при ремонте на переходах через водные преграды

Рекомендации по производству основных работ при ремонте

на переходах через водные преграды

31. Технологическая последовательность производства работ методом выборочного ремонта дефектов (установка ремонтных конструкций, шлифовка, заварка, вырезка катушки в пойменной части) может состоять из следующих операций:

разработки рабочего котлована, монтажа и демонтажа шпунтового котлована, герметизирующей камеры;

сварочно-монтажных и изоляционных работ, демонтажа и монтажа футеровки и балластировки, засыпки котлована.

В состав основных работ для ликвидации провисов, оголений, недозаглубления могут входить:

разработка легких фракций грунтов;

подбивка магистрального трубопровода мешками с песком или песчано-цементной смесью;

отсыпка щебнем;

укладка гибких бетонных матов;

ремонт берегоукреплений;

укладка магистрального трубопровода в околотрубную траншею.

32. Выделяются следующие этапы и виды работ при проведении строительного контроля при ремонте ПП МН (МНПП) через водную преграду методом полной замены подводной части:

на первом этапе, до начала земляных работ, проводится обследование участка реки или водоема в створе перехода на ширину раскрытия траншеи, определяются: отметки земли дна водоема, планово-высотное положение и глубина залегания трубопровода;

на втором этапе проводятся гидравлические испытания на прочность и герметичность после сварки на стапеле или площадке (только участки, укладываемые с помощью подводно-технических средств);

на третьем этапе перед укладкой трубы контролируется соответствие фактических отметок дна траншеи и ее геометрии (ширина по дну, заложение откосов) в соответствии с документацией;

на четвертом этапе после протаскивания (укладки) дюкера контролируется соответствие фактических отметок верхней образующей трубы, уложенной в траншею, проектным отметкам;

на пятом этапе проводятся гидравлические испытания уложенного трубопровода на прочность и герметичность после укладки, но до засыпки;

на шестом этапе после засыпки траншеи и проведения берегоукрепительных работ подводной части контролируется соответствие фактических отметок дна проектным отметкам, проводится проверка высоты слоя засыпки трубопровода на соответствие документации;

на седьмом этапе проводятся гидравлические испытания на прочность и герметичность одновременно с прилегающими участками трубопровода.

На всех этапах контроля фактические отметки рекомендуется определять во всех характерных точках профиля, обозначенных в рабочих чертежах. По результатам промеров составляются отчетные документы: акт промеров, ведомость промеров, рабочий чертеж с нанесением фактических отметок на профиль траншеи.

33. Земляные работы, в зависимости от принятой схемы ремонта, могут включать:

планировку или устройство площадок для ремонта подъездных путей;

устройство амбара (амбаров) или подготовку существующего амбара (амбаров) для размещения откачиваемой нефти (нефтепродуктов) из нефтепровода (нефтепродуктопровода) на ремонтируемом участке;

вскрытие ремонтируемого перехода на русловых и береговых участках;

дозаглубление русловых и береговых участков перехода до проектных отметок (ремонт методом подсадки);

засыпку отремонтированного трубопровода грунтом с берега, с плавучих средств, со льда;

устройство берегоукреплений, русловыпрямляющих сооружений.

В зависимости от технических условий в документации могут быть предусмотрены и другие виды работ, относящиеся к земляным.

34. Земляные работы при ремонте ПП МН (МНПП) могут выполняться механизированным способом. Вскрытие трубопровода под водой в непосредственной близости от трубы проводится водолазами с применением гидромониторов и грунтососов.

35. Выполнение земляных работ на ПП МН (МНПП) с применением земснарядов устанавливается в документации. ППР в части работы в судовом ходе рекомендуется выполнять после согласования с Бассейновым управлением водного пути.

36. Способы выполнения земляных работ при ремонте ПП МН (МНПП) определяются в документации.

37. Выбор типа механизмов для подводной разработки траншеи осуществляется с учетом:

физико-механических свойств грунта;

характеристик водной преграды (ширины, глубины, скорости течения, волнения, судоходности);

технических и технико-экономических показателей земснарядов;

условий транспортирования грунта к месту отвалов с учетом законодательства по охране водной среды;

возможности доставки техники на ремонтируемый ПП;

требуемых сроков выполнения работ на ПП.

38. Выбор механизмов для земляных работ приводится в проекте организации строительства и уточняется в ППР.

39. Разработка траншей в прибрежных и русловых участках производится в соответствии с ППР, в котором указываются условия выполнения работ, в том числе:

размеры траншеи (длина, ширина и глубина);

объем выемки;

расчетная производительность используемого механизма для конкретных участков перехода;

планируемое рабочее время, необходимое для выполнения работ и плановых остановок;

место отвалов грунта;

очередность выполнения работ на переходе.

40. Разработка котлована производится с применением землесосных снарядов, грунтососов, гидромониторов.

Разработка скального грунта выполняется в соответствии с методами, указанными в рабочей документации и согласованными в ППР.

Рекомендуемая последовательность работ при разработке котлована:

установить на баржу или понтон оборудование для работы, выполнить монтаж сбросного пульпопровода, установить водолазную станцию;

вскрыть трубопровод;

спланировать дно и откосы котлована гидромонитором;

провести контроль заложения откосов, отметок дна и габаритных размеров котлована, закрепить буйками границы разработанного котлована;

оформить акт на выполнение работ.

При разработке грунт из котлована перемещается во временный подводный отвал ниже по течению.

Допускается переработка рабочего котлована на величину не более 0,2 м.

41. Крутизна откосов устанавливается в документации с учетом безопасных условий производства водолазных работ и физико-механических свойств грунтов.

42. Засыпка оголенного участка ПП МН (МНПП) выполняется до отметок, предусмотренных в документации.

43. Ремонт ПП МН (МНПП) путем его полной замены осуществляется путем демонтажа заменяемого трубопровода и укладки нового без изменения категории трубопровода и может состоять из следующих операций:

водолазного обследования дна реки;

разработки подводной и прибрежной траншей;

отключения и освобождения МН (МНПП) от транспортируемого продукта;

отключения средств электрохимической защиты;

демонтажа существующего трубопровода;

подготовки плети с контролем свариваемых стыков;

испытания трубопровода на прочность и герметичность;

монтажа оголовка в передней части протаскиваемого трубопровода;

прикрепления тягового троса к оголовку протаскиваемого трубопровода;

протаскивания первой плети укладываемого в подводную траншею трубопровода;

приварки второй и последующих плетей с контролем сварных стыков и продолжения процесса протаскивания;

водолазного обследования уложенного в подводную траншею трубопровода;

контрольных промеров укладки трубопровода на проектные отметки;

испытания уложенного трубопровода на прочность и герметичность;

вытеснения испытательной жидкости;

засыпки подводной траншеи с трубопроводом;

водолазного обследования засыпанного трубопровода;

подключения средств электрохимической защиты;

врезки в действующую сеть;

нанесения защитного покрытия на сварные стыки;

открытия задвижек и заполнения трубопровода нефтью (нефтепродуктом);

разравнивания грунта после протаскивания трубопровода и засыпка траншеи на береговом участке ПП МН (МНПП).

44. Демонтаж старой нитки ПП МН (МНПП) может производиться разрезанием трубопровода после поднятия его на поверхность с помощью понтонов либо способом протаскивания трубопровода по дну с использованием наземной строительной техники. Подводная резка трубопровода не рекомендуется.

45. Работы по подъему и укладке трубопроводов рекомендуется проводить в присутствии лица, ответственного за производство работ.

46. Перед подъемом трубопровода рекомендуется выполнить все мероприятия, предусмотренные в ППР, обеспечивающие безопасность его проведения и предотвращение аварийных ситуаций.

47. Рекомендуемые способы укладки МН (МНПП):

протаскиванием трубопровода или отдельных его плетей по дну водоема;

свободным погружением (опусканием) плавающего трубопровода на дно путем заполнения его водой или открепления понтонов, удерживающих трубопровод на поверхности водоема;

опусканием с помощью плавучих кранов;

методом "труба в трубе" с использованием старой трубы в качестве кожуха.

48. Укладку способом протаскивания трубопровода или отдельных его плетей по дну водоема рекомендуется применять при полной замене ремонтируемой трубы и при наличии:

плавного рельефа одного из берегов в створе перехода, при котором возможна планировка грунта на этом участке в соответствии с допустимым радиусом изгиба трубопровода при его протаскивании;

достаточных размеров площадки в створе перехода для устройства спусковой дорожки, на которую устанавливают нитку трубопровода или плеть перед протаскиванием.

49. Укладка способом свободного погружения (опусканием) плавающего трубопровода на дно при ремонте ПП МН (МНПП) может выполняться при замене дефектного участка трубопровода с подъемом над поверхностью воды, при прокладке новой нитки трубопровода взамен старой при следующих условиях:

пересекаемая водная преграда несудоходна или в месте перехода возможен перерыв в судоходстве на время установки трубопровода в створе перехода и погружения его на дно;

поверхностная скорость течения не превышает 2 м/с;

трассировка перехода на берегах предусматривает прокладку трубопроводов с кривыми вставками.

50. Укладка с помощью плавучих кранов применяется для участков с криволинейными береговыми линиями, когда невозможно использовать способ укладки протаскиванием трубопровода по дну или свободным погружением, или эти способы неоправданно дороги.

51. Технологическая последовательность производства работ методом ремонта перехода с использованием конструкции "труба в трубе" может состоять из следующих операций:

отключения и освобождения участка МН (МНПП) от транспортируемого продукта;

отключения средств электрохимической защиты;

вырезки и извлечения заменяемого участка МН (МНПП) из кожуха;

очистки полости кожуха от загрязнений;

подготовки плети с контролем свариваемых стыков;

испытания плети на прочность и герметичность;

нанесения защитной антикоррозионной изоляции на сваренные стыки плети;

монтажа опорно-направляющих колец;

установки оголовка на головной конец плети протаскиваемого трубопровода;

протаскивания трубопровода в кожух;

испытания уложенного трубопровода на прочность и герметичность;

установки герметизирующих (сальниковых) устройств по концам кожуха;

врезки в действующий трубопровод;

нанесения защитной антикоррозионной изоляции на сваренные стыки;

подключения средств электрохимической защиты;

открытия задвижек и заполнения трубопровода нефтью (нефтепродуктом).

52. Методы ремонта секций, содержащих дефекты, и отдельных дефектов определяются в документации, исходя из перечня дефектов с учетом их параметров, взаимного расположения и несущей способности ремонтных конструкций.

53. Необходимость применения герметизирующих камер при выборочном ремонте дефектов секций определяется в документации.

54. Ремонт с применением герметизирующих камер рекомендуется выполнять в следующей последовательности:

вскрытие трубопровода и разработка котлована для установки герметизирующей камеры;

демонтаж балластировки и футеровки с трубопровода;

монтаж герметизирующей камеры;

откачка воды из герметизирующей камеры;

снятие изоляции;

проведение ремонта методом шлифовки, заварки или установкой муфты;

восстановление изоляции трубопровода;

восстановление футеровки и балластировки;

демонтаж герметизирующей камеры;

подсыпка дна котлована грунтом (для обеспечения возможности восстановления изоляции водолазом);

восстановление изоляции в местах контакта герметизирующей камеры с трубопроводом;

подбивка трубопровода мешками с песком;

засыпка котлована.

55. Для выполнения ремонта с применением герметизирующих камер в зимний период выпиливается майна на поверхности льда.

Работы по устройству майны могут выполняться в следующем порядке:

от кромок майны на расстояние 10 м производится расчистка участка от снега бульдозером для размещения техники, спасательных средств, рабочего оборудования;

на расстоянии от 0,5 до 1,0 м выполняются продольные прорези, затем на расстоянии от 0,5 до 1,0 м друг от друга перпендикулярные к ним прорези;

лед около майны и места работы посыпается песком или шлаком;

куски льда удаляются из майны при помощи экскаватора (автокран) и перемещаются трактором из зоны производства работ (в соответствии с документацией);

выполняется ограждение майны предупреждающими знаками.

56. Допустимая для начала выполнения работ толщина ледового покрова указывается в документации.

Для обеспечения безопасного выполнения работ по установке и перемещению механизмов, людей, грузов, конструкций и размещению средств ремонта документацией может предусматриваться наращивание существующего ледового покрова реки.

Намораживание льда производится поливкой водой с разбрызгиванием, толщиной не более 2/3 толщины основного льда.

57. При ремонте оголенных и провисших участков ПП МН (МНПП) укладкой мешков и с применением гибких бетонных матов, матов Рено (габионов) рекомендуется следующая последовательность работ:

устанавливается плавучее средство;

производится подбивка мешков с песком под отремонтированный трубопровод вручную при подаче их с помощью грузоподъемного механизма;

засыпается котлован;

производится планировка поверхности;

проводится укрепление дна щебнем.

Последовательность операций, схема и способ укладки унифицированных гибких бетонных матов, матов Рено (габионов) определяется в ППР в соответствии с инструкцией производителя по монтажу.

Укладка унифицированных гибких бетонных матов, матов Рено (габионов) производится на защищенный футеровкой трубопровод.

58. Ремонт ПП МН (МНПП) методом вырезки "катушки" в пойменной части может производиться в следующей последовательности:

выполнение земляных работ;

врезка вантузов в МН (МНПП), остановка перекачки и откачка нефти (нефтепродукта) из трубопровода;

вырезка катушки;

герметизация полости труб;

установка катушки;

изоляционные работы и обратная засыпка трубопровода.

59. В состав земляных работ входят:

разработка и обустройство ремонтных котлованов;

планировка земли на трассе прохождения временных нефтепроводов (нефтепродуктопроводов) для откачки-закачки нефти (нефтепродуктов);

устройство амбара (амбаров) или подготовка существующего амбара (амбаров) для размещения откачиваемой нефти (нефтепродуктов) из МН (МНПП) на ремонтируемом участке;

подготовка горизонтальных площадок для резинотканевых емкостей (при использовании);

обратная засыпка (после выполнения работ) ремонтного котлована, амбара (амбаров);

техническая и биологическая рекультивация земель (после выполнения работ) на месте производства ремонтных работ.

При разработке котлована экскаватором для предотвращения повреждения МН (МНПП) ковшом минимальное расстояние между образующей МН (МНПП) и ковшом экскаватора рекомендуется не менее 0,2 м. Разработка оставшегося грунта проводится вручную, не допуская ударов по трубе.

При разработке ремонтного котлована МН (МНПП) вскрывается сверху на глубину не менее 0,6 м от нижней образующей трубы до дна котлована. Длина котлована определяется длиной вырезаемой "катушки" и длиной участка снятия (нанесения) изоляции и предусматривается не менее 2,5 м по дну котлована. При этом длина участка трубопровода, вскрытого подкопом, не рекомендуется выше значений, приведенных в таблице N 1 приложения N 2 к настоящему Руководству по безопасности.

При разработке котлована крутизна откосов принимается в соответствии со строительными нормами и правилами Российской Федерации "Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство. СНиП 12-04-2002", утвержденными постановлением Госстроя России от 17 сентября 2002 г. N 123 (зарегистрировано Минюстом России 18 октября 2002 г., регистрационный N 3880).

На болотах в илистых и плывунных грунтах, не обеспечивающих сохранение откосов, траншеи разрабатываются с креплением и водоотливом. Виды крепления и мероприятия по водоотливу для конкретных условий устанавливаются в документации.

Для возможности спуска и выхода рабочих котлован оснащается инвентарными приставными лестницами шириной не менее 75 см и длиной не менее 1,25 от глубины котлована, из расчета по две лестницы на каждую сторону торца котлована, и для работы в ночное время светильниками во взрывозащищенном исполнении.

Для временного хранения нефти (нефтепродуктов), откачанной из ремонтируемого участка (на период проведения работ), применяются заглубленные или наземные земляные амбары и резинотканевые резервуары открытого и закрытого исполнения.

Наземные амбары обустраиваются в местах с высоким уровнем грунтовых вод, заглубленные амбары разрабатываются в местах с сухими грунтами.

Амбары для временного хранения нефти (нефтепродуктов) в заболоченных местах разрабатываются за пределами болота, на твердом грунте.

Амбары для временного хранения нефти (нефтепродуктов) в скальных грунтах разрабатываются после предварительного рыхления скального грунта механическим или буровзрывным способом.

До начала и в процессе разработки амбара проводится геодезическая разбивка с целью определения объемов амбара и уклона дна к месту расположения приемо-раздаточных трубопроводов не менее DN 150, предназначенных для приема и откачки нефти (нефтепродуктов). Для обеспечения поступления нефти (нефтепродуктов) на дно амбара без образования падающей струи приемо-раздаточные нефтепроводы (нефтепродуктопроводы) опускаются в приямок амбара.

Место расположения амбара и площадок для размещения резинотканевых резервуаров выбирается с учетом безопасных расстояний до сооружений, сетей инженерно-технического обеспечения и места проведения работ.

Установка резинотканевых резервуаров производится в соответствии с эксплуатационными документами.

По периметру амбара устраивается земляной вал из уплотненного грунта. Высота земляного вала по периметру амбара не более 1,5 м, ширина вала по верху не менее 0,5 м, крутизна откосов не более 45°. В нижней части амбара обустраивается приямок с размерами, обеспечивающими сбор воды при возможном выпадении осадков. Дно амбара планируется с уклоном в сторону приямка. Размеры и емкость амбара рассчитываются, исходя из объема откачиваемой нефти (нефтепродуктов), но на заполнение не выше 1 м до верха обвалования (стенки). Рекомендуется площадь амбара иметь не выше 1500 м2, объем - не более 10000 м3. При необходимости сброса большего объема нефти (нефтепродуктов), на расстоянии не менее 100 м друг от друга строится следующий амбар. Дно и стенки земляного амбара оборудуются гидроизоляцией из непроницаемого, нефтестойкого, противофильтрационного покрытия (вкладыша) многоразового применения.

По всему периметру амбаров, резинотканевых резервуаров оборудуется ограждение, выполненное из сигнальной ленты, и устанавливаются предупреждающие знаки "Огнеопасно!", "Проход, проезд и въезд запрещен!".

Не рекомендуется нахождение техники, людей и ведение огневых работ на расстоянии менее 100 м от амбара и резинотканевого резервуара.

Для предотвращения испарения нефти (нефтепродуктов), находящейся в амбаре (открытом резинотканевом резервуаре) при его расположении от дорог (мест возможного проезда техники) на расстоянии менее 100 м, зеркало нефти (нефтепродуктов) площадью 1000 м2 и более покрывается специальным составом, обеспечивающим его целостность на все время хранения нефти (нефтепродуктов).

После завершения работ по врезке "катушки" нефть (нефтепродукт) из амбара (резинотканевого резервуара) закачивается обратно в МН (МНПП) или вывозится на ближайшую нефтеперекачивающую станцию для закачки в МН (МНПП).

При засыпке ремонтного котлована в скальных, щебенистых, а также сухих комковатых и мерзлых грунтах выполняется подсыпка под и над МН (МНПП) мягким грунтом или гравием фракцией от 20 до 50 мм, толщиной не менее 20 см, производится подбивка грунта под трубопроводом и послойное уплотнение в пазухах рядом с трубопроводом.

Окончательная засыпка МН (МНПП) проводится грунтом из отвала. Засыпка нефтепровода (нефтепродуктопровода) с учетом рекультивации грунта выполняется с образованием валика высотой не менее 20 см. По ширине валик должен перекрывать ремонтный котлован не менее чем на 0,5 м в каждую сторону от его границ.

Засыпка амбара производится минеральным грунтом из обвалования после откачки, уборки нефти (нефтепродуктов) из амбара и удаления противофильтрационного покрытия и загрязненного нефтью (нефтепродуктом) грунта. Указанные работы производятся по отдельным нарядам-допускам с обязательным анализом газовоздушной среды в местах проведения работ с применением автотракторной техники, других агрегатов и механизмов. Выхлопные трубы автотракторной техники оборудуются искрогасителями.