III. Рекомендации к содержанию государственной (муниципальной) программы
22. Нормативным правовым актом высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации (муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования) об утверждении государственной (муниципальной) программы рекомендуется утверждать:
а) стратегические приоритеты государственной (муниципальной) программы;
б) правила предоставления и распределения субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам в рамках государственной программы (в случае если государственной программой предусмотрено предоставление таких субсидий);
в) иные документы, необходимые для обеспечения реализации государственной (муниципальной) программы, по решению органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации (местной администрации муниципального образования).
В стратегические приоритеты государственной (муниципальной) программы рекомендуется включать:
а) оценку текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации (муниципального образования);
б) описание приоритетов и целей государственной (муниципальной) политики в сфере реализации государственной (муниципальной) программы;
в) сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации (для государственных программ), государственных программ (для муниципальных программ);
г) задачи государственного (муниципального) управления, способы их эффективного решения в соответствующей отрасли экономики и сфере государственного (муниципального) управления.
23. Паспорт государственной (муниципальной) программы рекомендуется утверждать решением уполномоченного органа управления в соответствии с принятой в субъекте Российской Федерации (муниципальном образовании) системой управления государственными (муниципальными) программами или в порядке, утвержденном в субъекте Российской Федерации (муниципальным образованием).
В паспорте государственной (муниципальной) программы необходимо отображать следующие сведения:
а) наименование государственной (муниципальной) программы;
б) цели и показатели, их характеризующие;
в) сроки реализации (с возможностью выделения этапов);
г) перечень структурных элементов;
д) параметры финансового обеспечения за счет всех источников финансирования по годам реализации в целом по государственной (муниципальной) программе и с детализацией по ее структурным элементам, а также с указанием общего объема налоговых расходов, предусмотренных в рамкой такой программы;
е) сведения о кураторе (при наличии), ответственном исполнителе;
ж) связь с национальными целями, государственными программами Российской Федерации (для государственных программ) или с государственными программами (для муниципальных программ) (при наличии).
Рекомендуемая форма паспорта государственной программы размещается на Портале государственных программ.
При необходимости в паспорт государственной (муниципальной) программы могут включаться иные сведения.
24. В паспорте структурного элемента государственной (муниципальной) программы рекомендуется отображать следующие сведения:
а) наименование структурного элемента;
б) общественно значимые результаты (только для региональных проектов, направленных на достижение национальных проектов) или задачи;
д) перечень мероприятий (результатов);
е) параметры финансового обеспечения за счет всех источников по годам реализации в целом по структурному элементу государственной (муниципальной) программы, а также с детализацией по его мероприятиям (результатам);
ж) план реализации, включающий информацию о контрольных точках, а также объектах мероприятий (результатов) (за исключением региональных проектов, направленных на достижение национальных проектов, информация об объектах мероприятий (результатов) которых подлежит отражению в рабочем плане регионального проекта);
з) сведения о кураторе (при наличии), соисполнителе государственной (муниципальной) программы, администраторе (при необходимости).
Рекомендуемая форма паспорта комплекса процессных мероприятий размещается на Портале государственных программ.
При необходимости в паспорт структурного элемента государственной (муниципальной) программы могут включаться иные сведения.
Паспорта региональных проектов, направленных на достижение национальных проектов, рекомендуется разрабатывать по форме, аналогичной форме паспорта федерального проекта, входящего в состав национального проекта, а иных региональных проектов и ведомственных проектов - по форме, аналогичной форме паспорта ведомственного проекта.
Рекомендуемая форма паспорта регионального проекта, паспорта ведомственного проекта размещается на Портале государственных программ.
25. Для каждой государственной (муниципальной) программы устанавливается одна или несколько целей, которые должны соответствовать приоритетам и целям социально-экономического развития субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в соответствующей сфере.
26. Цели государственной (муниципальной) программы следует формулировать исходя из следующих критериев:
а) специфичность (цель должна соответствовать сфере реализации государственной (муниципальной) программы);
б) конкретность (не следует использовать размытые (нечеткие) формулировки, допускающие произвольное или неоднозначное толкование);
в) измеримость (возможность измерения (расчета) прогресса в достижении цели, в том числе посредством достижения значений связанных показателей);
г) достижимость (цель должна быть достижима за период реализации государственной (муниципальной) программы);
д) актуальность (цель должна соответствовать уровню и текущей ситуации развития соответствующей сферы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации (муниципального образования));
е) релевантность (соответствие формулировки цели конечным социально-экономическим эффектам от реализации государственной (муниципальной) программы);
ж) ограниченность во времени (цель должна быть достигнута к определенному моменту времени).
Цель государственной (муниципальной) программы рекомендуется формулировать с указанием целевого значения показателя, отражающего конечный социально-экономический эффект от реализации государственной (муниципальной) программы на момент окончания реализации этой государственной (муниципальной) программы.
Цели государственных программ, связанных с государственными программами Российской Федерации, следует формулировать в соответствии с целями государственных программ Российской Федерации.
Цели муниципальных программ, связанных с государственными программами, следует формулировать в соответствии с целями государственных программ.
Формулировки целей государственной (муниципальной) программы не должны дублировать наименования ее задач, а также мероприятий (результатов), контрольных точек структурных элементов такой программы.
Сформированные цели государственной (муниципальной) программы должны в целом охватывать основные направления реализации государственной (муниципальной) политики в соответствующей сфере социально-экономического развития субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
27. При постановке целей государственной (муниципальной) программы рекомендуется обеспечить возможность проверки и подтверждения их достижения. Для этого для каждой цели государственной (муниципальной) программы, а также задачи ее структурного элемента формируются показатели.
Допускается включение в государственную (муниципальную) программу комплекса процессных мероприятий, для которых показатели не устанавливаются.
В государственных (муниципальных) программах рекомендуется учитывать влияние на показатели всех инструментов государственной (муниципальной) политики, в том числе применение налоговых льгот, мер тарифного регулирования, мер нормативного регулирования, участия в управлении организациями и т.п.
28. В перечень показателей государственных (муниципальных) программ, показателей ее структурных элементов рекомендуется включать:
а) показатели, характеризующие достижение национальных целей развития;
б) показатели, соответствующие показателям государственных программ Российской Федерации, в том числе предусмотренные в заключенном соглашении о реализации на территории субъекта Российской Федерации государственных программ субъекта Российской Федерации, направленных на достижение целей и показателей государственной программы Российской Федерации (далее - нефинансовое соглашение);
в) показатели приоритетов социально-экономического развития субъекта Российской Федерации (муниципального образования), определяемые в документах стратегического планирования;
г) показатели уровня удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставляемых государственных (муниципальных) услуг в соответствующей сфере социально-экономического развития (при необходимости);
д) показатели для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации (для государственных программ), а также деятельности органов местного самоуправления (для муниципальных программ).
Показатели, предусмотренные в заключенном нефинансовом соглашении, отражаются в составе государственной программы, ее структурного элемента без изменения их наименований, единиц измерения и значений по годам реализации, установленных таким соглашением.
29. Включаемые в состав государственной (муниципальной) программы, ее структурного элемента показатели рекомендуется формировать согласно критериям измеримости (счетности) и однократности учета.
Рекомендуемыми критериями измеримости (счетности) являются: наличие единиц измерения, возможность ежемесячного (при необходимости - ежеквартального расчета), возможность автоматизации, определение источников данных, верификация достоверности данных, надлежащий охват данных.
Показатели государственной (муниципальной) программы, ее структурных элементов должны удовлетворять одному из следующих условий:
а) значения показателей рассчитываются по методикам, принятым международными организациями;
б) значения показателей определяются на основе данных официального статистического наблюдения;
в) значения показателей рассчитываются по методикам, утвержденным ответственными исполнителями, соисполнителями, участниками государственных (муниципальных) программ.
Методики расчета значений показателей государственных программ и их структурных элементов, соответствующих показателям государственных программ Российской Федерации и их структурных элементов, должны соответствовать принятым (утвержденным) на федеральном уровне методикам расчета.
Показатели государственной (муниципальной) программы следует приводить по годам реализации (помесячно или квартально для текущего финансового года или в соответствии с периодичностью официального статистического расчета), сгруппированные по ее целям, с указанием связи с показателями государственных программ Российской Федерации (для государственных программ), показателями государственных программ (для муниципальных программ).
На текущий год может не осуществляться планирование ежемесячных значений показателей государственных программ и региональных проектов (по решению управляющего совета или куратора) и ведомственных проектов (по решению ответственного за формирование ведомственного проекта) в случаях:
а) наличия иной периодичности представления данных по показателям в силу законодательства Российской Федерации;
б) определения значений показателей на основании данных международных организаций, фактические значения которых публикуются на ежеквартальной или ежегодной основе;
в) определения значений показателей на основании данных, представляемых коммерческими организациями;
г) расчета значений показателей, который связан с сезонным фактором и (или) жизненным циклом создания объектов или оказанием услуг (наличие дискретного (прерывистого) характера ежемесячных значений показателей).
В случае невозможности расчета значений показателей государственной (муниципальной) программы, показателей ее структурных элементов с учетом установленных сроков представления годовой отчетности предлагается установить "прокси-показатели".
30. Обязательными атрибутивными признаками, характеризующими показатели государственной (муниципальной) программы и показатели ее структурных элементов, являются:
б) единица измерения показателя (по ОКЕИ);
в) базовое значение показателя (с указанием года);
г) значение показателя (по годам реализации);
д) характеристика планируемой динамики показателя (возрастание или убывание);
е) метод расчета (накопительный итог или дискретный показатель);
ж) связь с целью государственной (муниципальной) программы, с задачей структурного элемента такой программы, достижение (решение) которой характеризует показатель государственной (муниципальной) программы, показатель структурного элемента;
з) связь с показателем государственной программы Российской Федерации и (или) ее структурного элемента (для государственных программ), государственной программы и (или) ее структурного элемента (для муниципальных программ).
В качестве дополнительных атрибутивных признаков, характеризующих показатели государственной (муниципальной) программы и показатели ее структурных элементов, рекомендуется использовать следующие:
а) уровень показателя (показатель государственной (муниципальной) программы или показатель структурного элемента такой программы);
б) должностное лицо, ответственное за достижение показателя;
в) связь с документом стратегического планирования, поручением, иным документом, в соответствии с которым показатель включен в государственную (муниципальную) программу, ее структурный элемент;
г) информационная система (источник данных), содержащая сведения о показателях и их значениях (при наличии);
д) связь с государственной (муниципальной) программой в случае реализации структурного элемента в рамках нескольких государственных (муниципальных) программ (для показателей уровня структурного элемента).
31. Достижение целей и показателей, решение задач государственной (муниципальной) программы и ее структурных элементов обеспечивается за счет реализации мероприятий (результатов) структурных элементов такой программы.
Мероприятия (результаты) группируются по задачам структурных элементов государственных (муниципальных) программ.
Обязательными атрибутивными признаками, характеризующими мероприятия (результаты) структурного элемента государственной (муниципальной) программы, являются:
а) наименование мероприятия (результата);
б) единица измерения мероприятия (результата) (по ОКЕИ);
в) базовое значение мероприятия (результата) (с указанием года);
г) значение мероприятия (результата) (по годам реализации) (накопительным итогом/дискретно в отчетном периоде);
д) сроки реализации мероприятия (результата);
е) тип мероприятия (результата);
ж) ответственный исполнитель мероприятия (результата) (с указанием Ф.И.О., организации и должности);
з) вид документа, подтверждающий выполнение (достижение) мероприятия (результата);
и) связь с показателем государственной (муниципальной) программы/показателем, задачей структурного элемента такой программы.
В качестве дополнительных атрибутивных признаков, характеризующих мероприятия (результаты) структурного элемента государственной (муниципальной) программы, рекомендуется использовать следующие:
а) характеристика мероприятия (результата) - краткое описание выполняемой деятельности с указанием дополнительных качественных или количественных параметров мероприятия (результата), не дублирующих его наименование;
б) взаимосвязь с иными мероприятиями (результатами);
в) информационная система (источник данных), содержащая информацию о мероприятиях (результатах) и их значениях (при наличии);
г) признак реализации в муниципальном образовании.
Для мероприятий (результатов) процессной части государственной (муниципальной) программы, а также отдельных мероприятий допускается не устанавливать их значения, а также сроки окончания реализации.
32. В составе структурных элементов государственной программы в обязательном порядке отражаются результаты, предусмотренные в заключенном соглашении о предоставлении межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации (далее - финансовое соглашение).
Результаты, предусмотренные в финансовом соглашении, отражаются в составе структурных элементов государственной программы без изменения их наименований, единиц измерения, значений по годам реализации, установленных в таких соглашениях.
В случае предоставления из федерального бюджета единой субсидии бюджету субъекта Российской Федерации в составе структурных элементов государственной программы в обязательном порядке отражаются мероприятия (результаты), предусмотренные планом, определенным абзацем седьмым пункта 8 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999, без изменения их наименований, единиц измерения, значений по годам реализации, установленных в таком плане.
33. Мероприятие (результат) структурного элемента государственной (муниципальной) программы должно соответствовать принципам конкретности, точности, достоверности, измеримости (счетности).
Наименование мероприятия (результата) структурного элемента государственной (муниципальной) программы должно быть сформулировано в виде завершенного действия, характеризующего в том числе количество создаваемых (приобретаемых) материальных и нематериальных объектов, объем оказываемых услуг или выполняемых работ.
Наименование мероприятия (результата) структурного элемента государственной (муниципальной) программы не должно:
а) дублировать наименование цели, показателя, задачи, иного мероприятия (результата), контрольной точки, объекта мероприятия (результата);
б) содержать значение и период достижения;
в) содержать указание на два и более мероприятия (результата);
г) содержать наименования нормативных правовых актов, иных поручений;
д) содержать указания на виды и формы государственной поддержки (субсидии, дотации и др.).
Мероприятия (результаты) структурного элемента государственной (муниципальной) программы формируются с учетом соблюдения принципа прослеживаемости финансирования мероприятия (результата) - увязки одного мероприятия (результата) с одним направлением расходов, за исключением мероприятий (результатов), источником финансового обеспечения реализации которых является консолидированная субсидия. Формирование мероприятий (результатов) процессной части государственной (муниципальной) программы, а также мероприятий (результатов), реализация которых осуществляется в течение 2023 года, может осуществляться без соблюдения указанного принципа.
Планирование сроков выполнения (достижения) мероприятий (результатов) осуществляется с учетом:
а) их равномерного распределения в течение календарного года;
б) сопоставимости со сроками достижения показателей государственной программы (муниципальной) программы и показателей ее структурных элементов;
в) установления плановых дат их выполнения (достижения) не позднее дат соответствующих мероприятий (результатов), определенных в структурных элементах государственных программ Российской Федерации.
34. В целях унификации процесса мониторинга хода выполнения (достижения) мероприятий (результатов) структурных элементов государственных (муниципальных) программ каждому мероприятию (результату) следует присваивать тип и соответствующий ему набор контрольных точек, перечень которых определен в единых методических рекомендациях (для проектной части государственной (муниципальной) программы), а также в Методических рекомендациях N 500 (для процессной части государственной (муниципальной) программы)).
Для мероприятий (результатов) структурных элементов государственных программ, декомпозированных по субъектам Российской Федерации в паспортах структурных элементов государственных программ Российской Федерации, в соответствии с Едиными методическими рекомендациями, необходимо формировать не менее 6 контрольных точек, равномерно распределенных в течение года.
Для иных мероприятий (результатов) государственных (муниципальных) программ, рекомендуемое количество 4 - 6 контрольных точек, устанавливаемое по решению субъекта Российской Федерации.
При необходимости допускается формирование иных типов мероприятий (результатов) и дополнительных контрольных точек, не предусмотренных перечнем, указанным в абзаце первом настоящего пункта, за исключением мероприятий (результатов), источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, предоставляемые из федерального бюджета.
Для мероприятий (результатов) структурных элементов государственной программы, предусматривающих софинансирование за счет средств федерального бюджета, в обязательном порядке предусматриваются специальные контрольные точки, установленные в структурных элементах государственной программы Российской Федерации.
Для отдельных мероприятий (результатов) процессной части государственной (муниципальной) программы, а также отдельных мероприятий допускается не устанавливать контрольные точки.
35. Обязательными атрибутивными признаками, характеризующими контрольные точки мероприятий (результатов) структурных элементов государственной (муниципальной) программы, являются:
а) наименование контрольной точки;
б) срок выполнения (в формате ДД.ММ.ГГГГ);
в) ответственный исполнитель (с указанием Ф.И.О., организации и должности);
г) вид документа, подтверждающего выполнение контрольной точки.
Данные об информационной системе (источнике данных), содержащей информацию о контрольных точках мероприятий (результатов), рекомендуется использовать в качестве дополнительного атрибутивного признака (при необходимости).
36. Формулировки контрольных точек должны отражать факт завершения промежуточного результата или иного значимого действия по выполнению мероприятия (достижению результата).
Планирование сроков достижения контрольных точек осуществляется с учетом:
а) их равномерного распределения в течение календарного года;
б) их сопоставимости со сроками выполнения (достижения) мероприятий (результатов) структурных элементов государственной (муниципальной) программы;
в) установления плановых дат их выполнения не позднее дат соответствующих контрольных точек, определенных в структурных элементах государственных программ Российской Федерации (для мероприятий (результатов) государственной программы, предусматривающих софинансирование за счет средств федерального бюджета).
Не допускается наличие у мероприятия (результата) структурного элемента государственной (муниципальной) программы только одной контрольной точки со сроком наступления 31 декабря, а также преобладание наибольшего количества контрольных точек в четвертом квартале года.
37. Мероприятия (результаты) структурных элементов государственной (муниципальной) программы, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, предоставляемые из федерального бюджета, рекомендуется декомпозировать до конкретных объектов и их контрольных точек.
38. Информацию о мероприятиях (результатах) структурного элемента государственной (муниципальной) программы с детализацией до контрольных точек следует отражать в плане реализации такого структурного элемента государственной (муниципальной) программы.
План реализации структурного элемента государственной (муниципальной) программы разрабатывается на весь срок реализации структурного элемента государственной (муниципальной) программы (с возможностью актуализации и допланирования) и подлежит включению в паспорт такого структурного элемента.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей