Приложение N 6

к Руководству по безопасности

"Методика оценки риска аварий на

опасных производственных объектах

магистрального трубопроводного

транспорта газа", утвержденному

приказом Федеральной службы по

экологическому, технологическому

и атомному надзору

от 22 декабря 2022 г. N 454

ОЦЕНКА

ОЖИДАЕМОЙ ЧАСТОТЫ АВАРИЙ НА ПЛОЩАДОЧНЫХ ОБЪЕКТАХ

МАГИСТРАЛЬНЫХ ГАЗОПРОВОДОВ

Оценки ожидаемой частоты аварий на площадочных объектах МГ проводится методами логико-вероятностного моделирования аварий в соответствии с нижеследующими положениями.

1. Логико-вероятностное моделирование аварийности основывается на событийно-логическом подходе к оценке ожидаемых частот аварий, который предусматривает последовательное выполнение следующих этапов:

а) этап структурно-логической постановки задачи, включающий:

1) выбор логической схемы (например, дерева отказов, схемы функциональной целостности, сценария аварии) для проведения исследования;

2) выделение на основе анализа причинно-следственных и структурных связей конечного числа элементов системы, каждый из которых описывается двумя возможными состояниями и заданными вероятностными параметрами;

3) определение содержания и логических условий реализации или нереализации выходных функций для каждого элемента в системе;

4) описание критериев аварии;

5) логически строгое описание множества отдельных элементов системы и множества условий реализации ими своих функций, которые в совокупности образуют логическую схему системы;

б) этап логического моделирования, на котором на основе критериев аварии и логической схемы осуществляется построение логической функции состояния системы (ФСС), которая в аналитическом или графическом виде позволяет определить все комбинации состояний элементов, приводящие к реализации в системе аварии;

в) этап вероятностного моделирования, на котором с помощью ФСС осуществляется построение многочлена расчетной вероятностной функции (ВФ) аварии;

г) этап выполнения расчетов ожидаемой частоты аварии или существенного инцидента, которые выполняются на основе ВФ и заданных вероятностных параметров состояния элементов.

2. При оценке ожидаемой частоты аварий рекомендуется:

а) логическую схему системы в графической форме представлять в виде УДО с использованием входящих в комплект проектной документации "причинно-следственных таблиц";

б) элементами системы считать события и условия, приводящие к аварии на каждой ОСПО;

в) состояние элементов описывать в терминах реализация/не реализация события или условия;

г) критерием аварии считать разгерметизацию емкостного оборудования или разрыв трубопровода с опасным веществом, сопровождаемые одним из следующих событий или их комбинацией:

1) утечка опасного вещества в жидком состоянии в объеме более 10 м3;

2) утечка легкоиспаряющейся жидкости с интенсивностью, превышающей 1 м3/сут;

3) утечка природного газа в объеме более 10 000 м3;

4) воспламенение или взрыв газа;

5) воспламенение жидкости или взрыв ее паров.