4. Перечень, весовые коэффициенты и балльно-факторные функции факторов влияния для оценки частоты аварий на подводных переходах МГ
4. Перечень, весовые коэффициенты
и балльно-факторные функции факторов влияния для оценки
частоты аварий на подводных переходах МГ
4.1. Перечень учитываемых факторов влияния и весовые коэффициенты групп и факторов в каждой группе применительно к указанному варианту приведены в таблице N 40. Балльные оценки Bij факторов влияния, перечисленных в таблице N 36, определяются с помощью БФФ, описанных в пунктах 4.2.1 - 4.2.7.
Перечень и весовые коэффициенты факторов влияния
применительно к подводным переходам газопроводов
Возможные механические воздействия третьих лиц |
<*> F11 |
<*> Минимальная глубина заложения подводного газопровода в грунт в русловой части и глубина водоема над этим участком |
||
<*> F12 |
<*> Уровень антропогенной активности |
|||
<*> F13 |
<*> Согласовательно-разъяснительная работа |
|||
<*> F14 |
<*> Наличие сигнальных знаков на берегах |
|||
Нарушения охранной зоны и зоны минимальных безопасных расстояний |
||||
Аварии и отказы, имевшие место на МГ из-за воздействий 3-х лиц |
||||
Наружная коррозия (без учета КРН) |
||||
Время, прошедшее с момента последних электрометрических обследований |
||||
Коррозия под напряжением (КРН) |
Комбинированный фактор (НДС + условия развития КРН), состоящий из подфакторов: F31-1 - коррозионная активность грунта F31-2- - тип и состояние изоляционного покрытия F31-3- - удаленность участка МГ от КС F31-4- - отношение фактического давления в МГ к проектному F31-5- - диаметр МГ (учитывается в виде коэффициента kD) |
|||
<*> F32 |
||||
Аварии и отказы, имевшие место по причине производственных дефектов труб и оборудования |
||||
Качество строительно-монтажных работ (СМР) |
<*> F51 |
<*> Сложность строительства подводного перехода |
||
Природные воздействия |
<*> F61 |
<*> Фоновые опасные природные процессы |
||
<*> F62 |
<*> Тип подводного перехода по степени опасности размыва |
|||
<*> F63 |
<*> Наличие провисов труб |
|||
<*> F64 |
<*> Наличие размывов на береговых урезах |
|||
<*> F65 |
<*> Уровень опасности ледохода |
|||
<*> F66 |
<*> Наличие запорной арматуры на берегах |
|||
<*> F67 |
<*> Время, прошедшее с момента последних обследований и изысканий |
|||
Аварии и отказы, имевшие место по причине природных воздействий |
||||
Уровень технической эксплуатации |
||||
Аварии и отказы, имевшие место по причине нарушений правил эксплуатации |
--------------------------------
<*> Новые или модифицированные (по отношению к факторам для сухопутных участков) факторы влияния, отражающие специфику подводных переходов.
4.2. Балльные оценки Bij факторов влияния, перечисленных в таблице N 40, определяются с помощью соответствующих БФФ, описанных ниже в настоящем подразделе.
4.2.1. БФФ для факторов влияния из группы FG1 "Возможные механические воздействия третьих лиц".
4.2.1.1. БФФ для фактора F11 "Минимальная глубина заложения подводного газопровода в грунт в русловой части и глубина водоема над этим участком"
Данный фактор состоит из двух подфакторов:
- минимальная глубина заложения подводного газопровода в грунт в русловой части (0 - 6 баллов);
- глубина водоема над минимально заглубленным в грунт участком газопровода (0 - 4 балла).
где: hгр - толщина слоя грунта над верхней образующей МГ, м;
hдоп - толщина слоя грунта, эквивалентная толщине дополнительного механического защитного покрытия МГ (определяется по таблице N 6);
hв - фактическая глубина водоема над самым мелкозаглубленным в грунт участком перехода;
4.2.1.2. БФФ для фактора F12 "Уровень антропогенной активности (применительно к подводным переходам".
Данный фактор влияния применительно к подводным переходам включает 3 подфактора, БФФ которых приведены в таблице N 41 (m - номер подфактора).
БФФ для составляющих фактора F12 "Уровень антропогенной
активности" <*>
Итоговая балльная оценка фактора рассчитывается как сумма балльных оценок 3-х подфакторов:
4.2.1.3. БФФ для фактора F13 "Согласовательно-разъяснительная работа (применительно к подводным переходам).
Количество и названия подфакторов и их БФФ совпадают с соответствующими подфакторами и БФФ для сухопутных участков (пункт 3.2.2.3 настоящего приложения). Есть лишь следующие изменения в формулировках названий подфакторов и , отражающие специфику согласовательной работы в отношении подводных переходов:
- "Наличие у землепользователей обновляемых топографических карт (а в бассейновых управлениях водного пути - лоцманских карт) с нанесенной трассой МГ и подводным переходом МГ";
- "Разъяснительная работа в бассейновых управлениях водного пути, других организациях и среди населения".
4.2.1.4. БФФ для фактора F14 "Наличие сигнальных знаков на берегах".
БФФ для данного фактора представлена в таблице N 42.
БФФ фактора F14 "Наличие сигнальных знаков на берегах"
Сигнальные знаки на обоих берегах есть, исправны, хорошо просматриваются |
||
Сигнальные знаки на обоих берегах есть, но плохо просматриваются или есть знак только на одном берегу |
||
4.2.1.5. БФФ для фактора F15 "Частота патрулирования перехода".
БФФ для данного фактора совпадает с соответствующей БФФ для сухопутных участков (пункт 3.2.1.5 настоящего приложения).
4.2.1.6. БФФВ для фактора F16 "Нарушения охранной зоны и зоны минимальных безопасных расстояний".
БФФ для данного фактора совпадает с соответствующей БФФ для сухопутных участков (пункт 3.2.1.6 настоящего приложения).
4.2.1.7. БФФ для фактора F17 "Аварии и отказы, имевшие место на переходе из-за воздействий 3-х лиц"
БФФ для данного фактора совпадает с соответствующей БФФ для сухопутных участков (пункт 3.2.1.7 настоящего приложения).
4.2.2. БФФ для факторов влияния из группы FG2 "Наружная коррозия (без учета коррозии под напряжением) применительно к подводным переходам".
БФФ для всех факторов данной группы совпадают с соответствующими БФФ для сухопутных участков (пункт 3.2.2 настоящего приложения).
4.2.3. БФФ для факторов влияния из группы FG3 "Коррозия под напряжением применительно к подводным переходам".
БФФ для всех факторов данной группы совпадают с соответствующими БФФ для сухопутных участков (пункт 3.2.3 настоящего приложения).
4.2.4. БФФ для факторов влияния из группы FG4 "Качество производства труб и оборудования применительно к подводным переходам".
БФФ для всех факторов данной группы совпадают с соответствующими БФФ для сухопутных участков (пункт 3.2.4 настоящего приложения).
4.2.5. БФФ для факторов влияния из группы FG5 "Качество строительно-монтажных работ применительно к подводным переходам".
4.2.5.1. БФФ для фактора F51 "Сложность строительства подводного перехода".
Сложность строительства подводного перехода оценивается в зависимости не только от ширины водоема, но и от его типа по степени опасности размыва (таблица N 44). БФФ представлена в виде следующей матрицы (таблица N 43).
БФФ для фактора F51 "Сложность строительства
подводного перехода"
<*> Ширина водоема (границы подводного перехода) определяется уровнем воды в водоеме 10%-ой обеспеченности. |
Классификация подводных переходов по степени опасности
размыва дюкера
Для остальных факторов F52, F53, F54, F55, F56, F57 данной группы БФФ совпадают с соответствующими БФФ для сухопутных участков (пункт 3.2.5 настоящего приложения).
4.2.6. БФФ для факторов влияния из группы FG6 "Природные воздействия применительно к подводным переходам".
Вес p6 группы (по сравнению с сухопутными участками) увеличился с 6% до 20%. Количество факторов влияния в группе увеличилось до 8-ми. Введено 4 новых фактора: "Тип подводного перехода по степени опасности размыва", "Наличие провисов труб", "Наличие размывов на береговых урезах", "Уровень опасности ледохода", "Время, прошедшее с момента последних обследований и изысканий". Изменились названия и весовые коэффициенты следующих факторов:
фактор F61 "Подвижки и деформации грунта" (q61 = 50%) стал называться F61 "Фоновые опасные природные процессы (q61 = 10%)";
фактор F63 "Наличие на участке линейной арматуры и наземных узлов разветвленной конфигурации" (q63 = 10%) превратился в F66 "Наличие запорной арматуры на берегах" (q66 = 5%).
4.2.6.1. БФФ для фактора F61 "Фоновые опасные природные процессы".
Данный фактор для сухопутных участков МГ назывался "Подвижки и деформации грунта" (пункт 3.2.6 настоящего приложения) и учитывал негативное влияние на подземный газопровод оползневых, карстовых, селевых, сейсмических и ММП-процессов, приводящих к опасным для газопровода деформациям грунта. Для подводных переходов эти процессы переходят в разряд фоновых, уступая место опасным гидрологическим процессам непосредственно в русловой части перехода. В связи с этим уменьшен весовой коэффициент фактора F61 внутри группы (с 50 до 10%). БФФ совпадает с соответствующей БФФ для сухопутных участков при (таблица N 26 пункта 3.2.6.1 настоящего приложения).
4.2.6.2. БФФ для фактора F62 "Тип подводного перехода по степени опасности размыва".
БФФ для данного фактора приведена в таблице N 45.
БФФ для фактора F62 "Тип подводного перехода по степени
опасности размыва"
4.2.6.3. БФФ для фактора F63 "Наличие провисов труб".
Наличие фактических провисов ниток перехода, образовавшихся в результате размывов, определяется при осмотрах и обследованиях перехода. Если на подводном переходе имеются провисы труб, то резко возрастает вероятность повреждения и разрушения газопровода, например, в результате гидродинамического воздействия потока, ледохода, якорей и волокуш судов и плотов. БФФ представлена в таблице N 46.
БФФ для фактора F63 "Наличие провисов труб"
4.2.6.4. БФФ для фактора F64 "Наличие размывов на береговых урезах".
Наличие размывов ниток перехода на береговых урезах определяется при периодических осмотрах перехода. При оголении газопровода в результате размывов на береговых урезах он оказывается на границе раздела сред "грунт-вода-атмосфера" и становится уязвимым сразу в нескольких отношениях: интенсифицируются процессы атмосферной коррозии и стресс-коррозии, увеличиваются напряжения в стенках трубы из-за потери проектного положения, увеличивается вероятность повреждения газопровода ледоходом, плотами (на сплавных реках), повышается уязвимость от террористических воздействий. БФФ дана в таблице N 47.
БФФ для фактора F64 "Наличие размывов труб
на береговых урезах"
4.2.6.5. БФФ для фактора F65 "Уровень опасности ледохода".
Ледоход представляет опасность для подводного газопровода, особенно в тех случаях, когда имеются размывы или провисы труб. На реках с интенсивным ледоходом и высокой вероятностью образования заторов крупные льдины могут повредить даже заглубленный в грунт газопровод. При ликвидации ледяных заторов, приводящих, как правило, к резкому подъему воды в реке и наводнениям, проводят взрывные работы, что также увеличивает опасность повреждения подводного газопровода. БФФ представлена в таблице N 48.
БФФ для фактора F65 "Уровень опасности ледохода"
4.2.6.6. БФФ для фактора F66 "Наличие запорной арматуры на берегах".
Данный фактор аналогичен фактору F63 "Наличие на участке линейной арматуры и наземных узлов разветвленной конфигурации" для сухопутных участков" и отражает дополнительное влияние тяжелых узлов запорной арматуры, устанавливаемых на берегах, на вероятность разгерметизации газопровода из-за неравномерной осадки грунта и связанных с этим изгибных деформаций участков газопровода, примыкающих к кранам. БФФ для фактора задана в табличном виде (таблица N 49).
БФФ для фактора F66 "Наличие запорной арматуры на берегах"
4.2.6.7. БФФ для фактора F67 "Время, прошедшее с момента последних обследований и изысканий".
Фактор отражает влияние на вероятность нарушения целостности подводных газопроводов давности проведения приборно-водолазных обследований переходов и гидрологических изысканий. Приборно-водолазные обследования проводятся с использованием эффективных средств приборной диагностики, таких как электронные тахеометры, эхолоты, гидролокаторы, трассоискатели, полевые компьютеры, спутниковые средства позиционирования и позволяют своевременно обнаруживать неисправности переходов с последующим целенаправленным ремонтом. Гидрологические изыскания позволяют определить причины переформирования дна и берегов и дать рекомендации по защите переходов и регулированию русловых процессов, что в свою очередь снижает вероятность размыва дюкеров.
1). - время, прошедшее с момента последних приборно-водолазных обследований (6 баллов из 10);
2). - время, прошедшее с момента последних гидрологических изысканий (4 балла из 10).
БФФ подфакторов заданы, исходя из предположения, что чем больше лет прошло с даты последних обследований или гидрологических изысканий, тем больше степень незнания о техническом состоянии подводного газопровода и о состоянии русла и тем выше вероятность разрушения газопровода. В качестве критического значения того и другого подфактора (соответствующего 6 и 4 баллам) определен срок 5 лет, учитывая, что процессы переформирования дна рек и, как следствие, размывы газопроводов могут происходить достаточно быстро. БФФ имеет вид:
4.2.6.8. БФФ для фактора F68 "Аварии и отказы, имевшие место на переходе из-за природных воздействий".
БФФ для данного фактора совпадает с соответствующей БФФ для сухопутных участков (пункт 3.2.6.5 настоящего приложения).
4.2.7. БФФ для факторов влияния из группы FG7 "Уровень технической эксплуатации".
БФФ для всех факторов данной группы совпадают с соответствующими БФФ для сухопутных участков (пункт 3.2.7 настоящего приложения).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей