4. Перечень, весовые коэффициенты и балльно-факторные функции факторов влияния для оценки частоты аварий на подводных переходах МГ

4. Перечень, весовые коэффициенты

и балльно-факторные функции факторов влияния для оценки

частоты аварий на подводных переходах МГ

4.1. Перечень учитываемых факторов влияния и весовые коэффициенты групп и факторов в каждой группе применительно к указанному варианту приведены в таблице N 40. Балльные оценки Bij факторов влияния, перечисленных в таблице N 36, определяются с помощью БФФ, описанных в пунктах 4.2.1 - 4.2.7.

Таблица N 40

Перечень и весовые коэффициенты факторов влияния

применительно к подводным переходам газопроводов

Группа факторов влияния

Вес группы pi

Фактор влияния

Вес фактора в группе qij

FG1:

Возможные механические воздействия третьих лиц

0,06

<*> F11

<*> Минимальная глубина заложения подводного газопровода в грунт в русловой части и глубина водоема над этим участком

0,18

<*> F12

<*> Уровень антропогенной активности

0,18

<*> F13

<*> Согласовательно-разъяснительная работа

0,10

<*> F14

<*> Наличие сигнальных знаков на берегах

0,10

F15

Частота патрулирования перехода

0,14

F16

Нарушения охранной зоны и зоны минимальных безопасных расстояний

0,20

F17

Аварии и отказы, имевшие место на МГ из-за воздействий 3-х лиц

0,10

FG2:

Наружная коррозия (без учета КРН)

0,06

F21

Коррозионные свойства грунтов

0,09

F22

Температура перекачиваемого газа

0,06

F23

Наличие зон блуждающих токов

0,09

F24

Результаты шурфований

0,07

F25

Тип и состояние изоляционного покрытия

0,18

F26

Время, прошедшее с момента последних электрометрических обследований

0,14

F27

Качество работы устройств ЭХЗ

0,18

F28

Мониторинг и контроль эффективности ЭХЗ

0,09

F29

Аварии и отказы, имевшие место по причине наружной коррозии

0,10

FG3:

Коррозия под напряжением (КРН)

0,22

F31

Комбинированный фактор (НДС + условия развития КРН), состоящий из подфакторов:

F31-1 - коррозионная активность грунта

F31-2- - тип и состояние изоляционного покрытия

F31-3- - удаленность участка МГ от КС

F31-4- - отношение фактического давления в МГ к проектному

F31-5- - диаметр МГ (учитывается в виде коэффициента kD)

0,60

<*> F32

Наличие водотоков

0,15

F33

Уровень грунтовых вод

0,15

F34

Аварии и отказы, имевшие место по причине стресс-коррозии

0,10

FG4: Качество производства труб и оборудования

0,20

F41

Изготовитель и год выпуска труб для газопровода

0,50

F42

Испытания газопровода

0,40

F43

Аварии и отказы, имевшие место по причине производственных дефектов труб и оборудования

0,10

FG5:

Качество строительно-монтажных работ (СМР)

0,21

<*> F51

<*> Сложность строительства подводного перехода

0,20

F52

Климатический район и сезон производства СМР

0,20

F53

Контроль качества СМР

0,20

F54

Контроль качества сварных соединений

0,20

F55

Адекватность применяемых материалов и изделий

0,05

F56

Качество обращения с материалами

0,05

F57

Аварии и отказы, имевшие место по причине дефектов СМР

0,10

FG6:

Природные воздействия

0,20

<*> F61

<*> Фоновые опасные природные процессы

0,10

<*> F62

<*> Тип подводного перехода по степени опасности размыва

0,15

<*> F63

<*> Наличие провисов труб

0,20

<*> F64

<*> Наличие размывов на береговых урезах

0,15

<*> F65

<*> Уровень опасности ледохода

0,05

<*> F66

<*> Наличие запорной арматуры на берегах

0,05

<*> F67

<*> Время, прошедшее с момента последних обследований и изысканий

0,20

F68

Аварии и отказы, имевшие место по причине природных воздействий

0,10

FG7:

Уровень технической эксплуатации

0,05

F71

Эксплуатационная документация

0,09

F72

Техническая оснащенность ЛЭС

0,15

F73

Укомплектованность ЛЭС

0,15

F74

Периодичность ТО и ППР

0,18

F75

Квалификация персонала

0,18

F76

Системы телемеханики и автоматики

0,15

F77

Аварии и отказы, имевшие место по причине нарушений правил эксплуатации

0,10

--------------------------------

<*> Новые или модифицированные (по отношению к факторам для сухопутных участков) факторы влияния, отражающие специфику подводных переходов.

4.2. Балльные оценки Bij факторов влияния, перечисленных в таблице N 40, определяются с помощью соответствующих БФФ, описанных ниже в настоящем подразделе.

4.2.1. БФФ для факторов влияния из группы FG1 "Возможные механические воздействия третьих лиц".

4.2.1.1. БФФ 00000731.wmz для фактора F11 "Минимальная глубина заложения подводного газопровода в грунт в русловой части и глубина водоема над этим участком"

Данный фактор состоит из двух подфакторов:

00000732.wmz - минимальная глубина заложения подводного газопровода в грунт в русловой части (0 - 6 баллов);

00000733.wmz - глубина водоема над минимально заглубленным в грунт участком газопровода (0 - 4 балла).

БФФ имеет вид:

00000734.wmz,

00000735.wmz

при 0 <= (hгр + hдоп) <= 3 (м)

(29)

00000736.wmz

при 0 <= hв <= 40 (м)

B11 = 0

при (hгр + hдоп) > 3 (м) и hв > 40 (м),

где: hгр - толщина слоя грунта над верхней образующей МГ, м;

hдоп - толщина слоя грунта, эквивалентная толщине дополнительного механического защитного покрытия МГ (определяется по таблице N 6);

hв - фактическая глубина водоема над самым мелкозаглубленным в грунт участком перехода;

4.2.1.2. БФФ 00000737.wmz для фактора F12 "Уровень антропогенной активности (применительно к подводным переходам".

Данный фактор влияния применительно к подводным переходам включает 3 подфактора, БФФ которых приведены в таблице N 41 (m - номер подфактора).

Таблица N 41

БФФ для составляющих фактора F12 "Уровень антропогенной

активности" <*>

m

Составляющие фактора F12, их значения и балльно-факторные функции

00000738.wmz

1

00000739.wmz

Плотность населения (H) в районе прохождения трассы МГ:

- при 0 <= H <= 150 (чел./км2)

00000740.wmz

00000741.wmz

- при H > 150 (чел./км2)

00000742.wmz

2

00000743.wmz

Активность подводно-строительных работ и промышленного рыболовства в районе перехода:

- высокая (в пределах 500 м от оси МГ подводно-строительные, дноуглубительные, сейсмографические и т.п. работы, как правило, ведутся более 3 месяцев в году);

3

- умеренная (указанные работы ведутся от 1 до 3 месяцев в году);

2

- низкая (указанные работы носят эпизодический характер);

1

- отсутствует (указанные работы никогда не проводились ранее и не проводятся сейчас)

0

3

00000744.wmz

- Интенсивность судоходства

- высокая;

4

- средняя;

2 - 3

- низкая;

1

- река несудоходная

0

<*> Если подводный МГ располагается на территории с потенциальной опасностью совершения противоправных действий (диверсий) на МГ, то балльная оценка данного фактора влияния принимается равной 10 баллов.

Итоговая балльная оценка фактора рассчитывается как сумма балльных оценок 3-х подфакторов:

00000745.wmz (30)

4.2.1.3. БФФ 00000746.wmz для фактора F13 "Согласовательно-разъяснительная работа (применительно к подводным переходам).

Количество и названия подфакторов и их БФФ совпадают с соответствующими подфакторами и БФФ для сухопутных участков (пункт 3.2.2.3 настоящего приложения). Есть лишь следующие изменения в формулировках названий подфакторов 00000747.wmz и 00000748.wmz, отражающие специфику согласовательной работы в отношении подводных переходов:

00000749.wmz - "Наличие у землепользователей обновляемых топографических карт (а в бассейновых управлениях водного пути - лоцманских карт) с нанесенной трассой МГ и подводным переходом МГ";

00000750.wmz - "Разъяснительная работа в бассейновых управлениях водного пути, других организациях и среди населения".

4.2.1.4. БФФ 00000751.wmz для фактора F14 "Наличие сигнальных знаков на берегах".

БФФ для данного фактора представлена в таблице N 42.

Таблица N 42

БФФ фактора F14 "Наличие сигнальных знаков на берегах"

N

Возможные значения фактора F14:

B14

1

Сигнальные знаки на обоих берегах есть, исправны, хорошо просматриваются

0

2

Сигнальные знаки на обоих берегах есть, но плохо просматриваются или есть знак только на одном берегу

5

3

Сигнальных знаков на обоих берегах нет

10

4.2.1.5. БФФ 00000752.wmz для фактора F15 "Частота патрулирования перехода".

БФФ для данного фактора совпадает с соответствующей БФФ для сухопутных участков (пункт 3.2.1.5 настоящего приложения).

4.2.1.6. БФФВ 00000753.wmz для фактора F16 "Нарушения охранной зоны и зоны минимальных безопасных расстояний".

БФФ для данного фактора совпадает с соответствующей БФФ для сухопутных участков (пункт 3.2.1.6 настоящего приложения).

4.2.1.7. БФФ 00000754.wmz для фактора F17 "Аварии и отказы, имевшие место на переходе из-за воздействий 3-х лиц"

БФФ для данного фактора совпадает с соответствующей БФФ для сухопутных участков (пункт 3.2.1.7 настоящего приложения).

4.2.2. БФФ для факторов влияния из группы FG2 "Наружная коррозия (без учета коррозии под напряжением) применительно к подводным переходам".

БФФ для всех факторов данной группы совпадают с соответствующими БФФ для сухопутных участков (пункт 3.2.2 настоящего приложения).

4.2.3. БФФ для факторов влияния из группы FG3 "Коррозия под напряжением применительно к подводным переходам".

БФФ для всех факторов данной группы совпадают с соответствующими БФФ для сухопутных участков (пункт 3.2.3 настоящего приложения).

4.2.4. БФФ для факторов влияния из группы FG4 "Качество производства труб и оборудования применительно к подводным переходам".

БФФ для всех факторов данной группы совпадают с соответствующими БФФ для сухопутных участков (пункт 3.2.4 настоящего приложения).

4.2.5. БФФ для факторов влияния из группы FG5 "Качество строительно-монтажных работ применительно к подводным переходам".

4.2.5.1. БФФ 00000755.wmz для фактора F51 "Сложность строительства подводного перехода".

Сложность строительства подводного перехода оценивается в зависимости не только от ширины водоема, но и от его типа по степени опасности размыва (таблица N 44). БФФ представлена в виде следующей матрицы (таблица N 43).

Таблица N 43

БФФ для фактора F51 "Сложность строительства

подводного перехода"

Балльные оценки B51 возможных значений фактора F51

\Тип перехода

\

Ширина водоема \

<*> \

Тип 1

Тип 2

Тип 3

Тип 4

До 50 м

4

5

6

7

50 м и более

7

8

9

10

<*> Ширина водоема (границы подводного перехода) определяется уровнем воды в водоеме 10%-ой обеспеченности.

Таблица N 44

Классификация подводных переходов по степени опасности

размыва дюкера

Тип участка перехода

Характеристика водной преграды

Степень опасности размыва

1-го типа

Глубинные переформирования незначительны, газопроводы, как правило, не размываются (переходы через малые реки шириной до 50 м ленточно-грядового, осередкового и побочневого типов, реки любой ширины с устойчивыми берегами и руслами)

Незначительная.

Эксплуатация перехода ведется без осложнений

2-го типа

Глубинные деформации - до 2 м, плановые - до 10 м (средние и крупные реки ленточно-грядового и побочневого типов).

Умеренная и умеренно высокая.

Размывы часты при неправильной глубине заложения дюкера

3-го типа

Глубинные деформации - до 2 м, плановые - до 100 м. (мелкие, средние и крупные реки с русловым процессом ограниченного, незавершенного и свободного типов меандрирования и пойменной многорукавности). Возможные размывы представляют большую опасность из-за трудности точного определения максимальных плановых переформирований. Возможны повреждения газопровода водным потоком, ледоходом, якорями, волокушами судов.

Высокая.

Размывы очень часты и нередко сопровождаются разрушениями труб

4-го типа

Горные реки, селевые потоки, реки с ярко выраженным неустойчивым руслом. Максимальные плановые переформирования и глубинные переформирования более 2 м могут происходить в течение нескольких дней, недель или месяцев.

Очень высокая.

Строительство подводных газопроводов не рекомендуется

Для остальных факторов F52, F53, F54, F55, F56, F57 данной группы БФФ совпадают с соответствующими БФФ для сухопутных участков (пункт 3.2.5 настоящего приложения).

4.2.6. БФФ для факторов влияния из группы FG6 "Природные воздействия применительно к подводным переходам".

Вес p6 группы (по сравнению с сухопутными участками) увеличился с 6% до 20%. Количество факторов влияния в группе увеличилось до 8-ми. Введено 4 новых фактора: "Тип подводного перехода по степени опасности размыва", "Наличие провисов труб", "Наличие размывов на береговых урезах", "Уровень опасности ледохода", "Время, прошедшее с момента последних обследований и изысканий". Изменились названия и весовые коэффициенты следующих факторов:

фактор F61 "Подвижки и деформации грунта" (q61 = 50%) стал называться F61 "Фоновые опасные природные процессы (q61 = 10%)";

фактор F63 "Наличие на участке линейной арматуры и наземных узлов разветвленной конфигурации" (q63 = 10%) превратился в F66 "Наличие запорной арматуры на берегах" (q66 = 5%).

4.2.6.1. БФФ 00000756.wmz для фактора F61 "Фоновые опасные природные процессы".

Данный фактор для сухопутных участков МГ назывался "Подвижки и деформации грунта" (пункт 3.2.6 настоящего приложения) и учитывал негативное влияние на подземный газопровод оползневых, карстовых, селевых, сейсмических и ММП-процессов, приводящих к опасным для газопровода деформациям грунта. Для подводных переходов эти процессы переходят в разряд фоновых, уступая место опасным гидрологическим процессам непосредственно в русловой части перехода. В связи с этим уменьшен весовой коэффициент фактора F61 внутри группы (с 50 до 10%). БФФ совпадает с соответствующей БФФ для сухопутных участков при (таблица N 26 пункта 3.2.6.1 настоящего приложения).

4.2.6.2. БФФ 00000757.wmz для фактора F62 "Тип подводного перехода по степени опасности размыва".

БФФ для данного фактора приведена в таблице N 45.

Таблица N 45

БФФ для фактора F62 "Тип подводного перехода по степени

опасности размыва"

N

Возможные значения фактора F62

B62

1

1-й тип: Переходы через малые реки шириной до 50 м ленточно-грядового, осередкового и побочневого типов, реки любой ширины с устойчивыми берегами и руслами. Степень опасности размыва - незначительная.

0 - 2

2

2-й тип: Средние и крупные реки ленточно-грядового и побочневого типов с глубинными деформациями до 1 м, плановыми - до 5 м.

Степень опасности размыва - умеренная при правильно определенной глубине заложения дюкера.

4 - 5

3

2-й тип: Средние и крупные реки ленточно-грядового и побочневого типов с глубинными деформациями от 1 до 2 м, плановыми - от 5 до 10 м.

Степень опасности размыва - умеренно высокая при неправильно определенной глубине заложения дюкера.

6 - 7

4

3-й тип: Мелкие, средние и крупные реки с русловым процессом ограниченного, незавершенного и свободного типов меандрирования или пойменной многорукавности, глубинные деформации - до 2 м, плановые - до 100 м. Степень опасности размыва - высокая.

8 - 9

5

4-й тип: Горные реки, селевые потоки, реки с ярко выраженным неустойчивым руслом. Максимальные плановые переформирования и глубинные переформирования более 2 м могут происходить в течение нескольких дней, недель или месяцев.

Степень опасности размыва - очень высокая.

10

4.2.6.3. БФФ 00000758.wmz для фактора F63 "Наличие провисов труб".

Наличие фактических провисов ниток перехода, образовавшихся в результате размывов, определяется при осмотрах и обследованиях перехода. Если на подводном переходе имеются провисы труб, то резко возрастает вероятность повреждения и разрушения газопровода, например, в результате гидродинамического воздействия потока, ледохода, якорей и волокуш судов и плотов. БФФ представлена в таблице N 46.

Таблица N 46

БФФ для фактора F63 "Наличие провисов труб"

N

Возможные значения фактора F63

B63

1

Провисы труб есть

10

2

Провисов труб нет

0

4.2.6.4. БФФ 00000759.wmz для фактора F64 "Наличие размывов на береговых урезах".

Наличие размывов ниток перехода на береговых урезах определяется при периодических осмотрах перехода. При оголении газопровода в результате размывов на береговых урезах он оказывается на границе раздела сред "грунт-вода-атмосфера" и становится уязвимым сразу в нескольких отношениях: интенсифицируются процессы атмосферной коррозии и стресс-коррозии, увеличиваются напряжения в стенках трубы из-за потери проектного положения, увеличивается вероятность повреждения газопровода ледоходом, плотами (на сплавных реках), повышается уязвимость от террористических воздействий. БФФ дана в таблице N 47.

Таблица N 47

БФФ для фактора F64 "Наличие размывов труб

на береговых урезах"

N

Возможные значения фактора F64

B64

1

Размывы на береговых урезах есть

10

2

Размывов на береговых урезах нет

0

4.2.6.5. БФФ 00000760.wmz для фактора F65 "Уровень опасности ледохода".

Ледоход представляет опасность для подводного газопровода, особенно в тех случаях, когда имеются размывы или провисы труб. На реках с интенсивным ледоходом и высокой вероятностью образования заторов крупные льдины могут повредить даже заглубленный в грунт газопровод. При ликвидации ледяных заторов, приводящих, как правило, к резкому подъему воды в реке и наводнениям, проводят взрывные работы, что также увеличивает опасность повреждения подводного газопровода. БФФ представлена в таблице N 48.

Таблица N 48

БФФ для фактора F65 "Уровень опасности ледохода"

N

Возможные значения фактора F65

B65

1

Ледоход интенсивный, скорость течения 1 м/с и выше, толщина льдин 0,5 м и больше, образуются ледяные заторы

10

2

Ледоход интенсивный, скорость течения 0,6 - 0,9 м/с, толщина льдин 0,3 - 0,4 м, образуются заторы

7 - 9

3

Ледоход средней интенсивности, скорость течения 0,3 - 0,5 м/с, толщина льдин 0,3 - 0,4 м, заторы, как правило, не образуются

4 - 6

4

Ледоход спокойный, скорость течения 0,1 - 0,2 м/с, толщина льдин незначительна, заторы не образуются

1 - 2

5

Ледохода не бывает

0

4.2.6.6. БФФ 00000761.wmz для фактора F66 "Наличие запорной арматуры на берегах".

Данный фактор аналогичен фактору F63 "Наличие на участке линейной арматуры и наземных узлов разветвленной конфигурации" для сухопутных участков" и отражает дополнительное влияние тяжелых узлов запорной арматуры, устанавливаемых на берегах, на вероятность разгерметизации газопровода из-за неравномерной осадки грунта и связанных с этим изгибных деформаций участков газопровода, примыкающих к кранам. БФФ для фактора задана в табличном виде (таблица N 49).

Таблица N 49

БФФ для фактора F66 "Наличие запорной арматуры на берегах"

N

Возможные значения фактора F66

B66

1

На берегах присутствует запорная арматура со сложной обвязкой без фундамента

10

2

На берегах присутствует запорная арматура на фундаменте

4

3

Запорная арматура на берегах отсутствует

0

4.2.6.7. БФФ 00000762.wmz для фактора F67 "Время, прошедшее с момента последних обследований и изысканий".

Фактор отражает влияние на вероятность нарушения целостности подводных газопроводов давности проведения приборно-водолазных обследований переходов и гидрологических изысканий. Приборно-водолазные обследования проводятся с использованием эффективных средств приборной диагностики, таких как электронные тахеометры, эхолоты, гидролокаторы, трассоискатели, полевые компьютеры, спутниковые средства позиционирования и позволяют своевременно обнаруживать неисправности переходов с последующим целенаправленным ремонтом. Гидрологические изыскания позволяют определить причины переформирования дна и берегов и дать рекомендации по защите переходов и регулированию русловых процессов, что в свою очередь снижает вероятность размыва дюкеров.

Фактор включает 2 подфактора:

1). 00000763.wmz - время, прошедшее с момента последних приборно-водолазных обследований (6 баллов из 10);

2). 00000764.wmz - время, прошедшее с момента последних гидрологических изысканий (4 балла из 10).

БФФ подфакторов заданы, исходя из предположения, что чем больше лет прошло с даты последних обследований или гидрологических изысканий, тем больше степень незнания о техническом состоянии подводного газопровода и о состоянии русла и тем выше вероятность разрушения газопровода. В качестве критического значения того и другого подфактора (соответствующего 6 и 4 баллам) определен срок 5 лет, учитывая, что процессы переформирования дна рек и, как следствие, размывы газопроводов могут происходить достаточно быстро. БФФ имеет вид:

00000765.wmz,

00000766.wmz

при 0 < Tобсл <= 5

00000767.wmz

при Tобсл > 5

(31)

00000768.wmz

при 0 < Tизыск <= 5

00000769.wmz

при Tизыск > 5

4.2.6.8. БФФ 00000770.wmz для фактора F68 "Аварии и отказы, имевшие место на переходе из-за природных воздействий".

БФФ для данного фактора совпадает с соответствующей БФФ для сухопутных участков (пункт 3.2.6.5 настоящего приложения).

4.2.7. БФФ для факторов влияния из группы FG7 "Уровень технической эксплуатации".

БФФ для всех факторов данной группы совпадают с соответствующими БФФ для сухопутных участков (пункт 3.2.7 настоящего приложения).