Приложение

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО УЧЕТУ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ И УСТАНОВЛЕНИЮ ПЕРЕЧНЯ

ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПРИ ПРИЕМЕ НА ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОГРАММАМ

БАКАЛАВРИАТА И ПРОГРАММАМ СПЕЦИАЛИТЕТА ПО ПЕДАГОГИЧЕСКИМ

НАПРАВЛЕНИЯМ ПОДГОТОВКИ И СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ

1. Настоящие методические рекомендации (далее - Рекомендации) определяют отдельные положения по учету образовательными организациями высшего образования индивидуальных достижений поступающих и установлению перечня вступительных испытаний при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по педагогическим направлениям подготовки и специальностям:

"44.03.01 Педагогическое образование";

"44.03.02 Психолого-педагогическое образование";

"44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование";

"44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)";

"44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)";

"44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения".

2. Порядком приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденным приказом Минобрнауки России от 21 августа 2020 г. N 1076 (далее - Порядок приема), установлен перечень индивидуальных достижений, которые при приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета по решению образовательной организации высшего образования учитываются посредством начисления баллов (пункт 33 Порядка приема).

3. Предусмотрен учет участия и (или) результатов участия поступающих в олимпиадах школьников и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсах, физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, проводимых в соответствии с частью 2 статьи 77 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности (далее - конкурсные мероприятия) (подпункт 7 пункта 33 Порядка приема).

4. При приеме на обучение по педагогическим направлениям подготовки и специальностям рекомендуется учитывать в качестве индивидуальных достижений посредством начисления баллов результаты участия поступающих в конкурсных мероприятиях психолого-педагогического профиля (далее - мероприятия психолого-педагогического профиля), в том числе в мероприятиях, проводимых для обучающихся профильных психолого-педагогических классов (групп), создаваемых в общеобразовательных организациях и иных организациях, реализующих общеобразовательные программы.

5. Учет результатов участия поступающих в мероприятиях психолого-педагогического профиля в качестве индивидуальных достижений посредством начисления баллов при приеме на обучение по педагогическим направлениям подготовки и специальностям необходимо осуществлять в соответствии со следующими правилами:

1) указанные результаты должны быть получены поступающими в период освоения или после завершения освоения образовательных программ среднего общего образования;

2) участие в мероприятиях должно быть подтверждено документом (дипломом олимпиады, документом об участии в ином конкурсном мероприятии, справкой и т.д.), выданным образовательной организацией, или федеральным государственного органом, или органом государственной власти субъекта Российской Федерации, или органом местного самоуправления, или учредителем образовательной организации.

В документе должен быть указан результат участия в мероприятии (получение поступающим статуса победителя или призера мероприятия);

3) образовательная организация высшего образования может начислять различное количество баллов в зависимости от результата, полученного поступающим при участии в мероприятиях;

4) целесообразно предусмотреть следующую градацию начисления баллов за участие в мероприятиях в зависимости от уровня проводимых мероприятий:

участие в мероприятии, проводимом на уровне общеобразовательной организации или иной организации, - до 3 баллов;

участие в мероприятии, проводимом на региональном уровне (на уровне муниципального образования или субъекта Российской Федерации), - до 5 баллов;

участие в мероприятии, проводимом на межрегиональном или всероссийском уровне, - до 10 баллов;

5) в случае участия поступающего в нескольких мероприятиях, участие в них учитывается путем однократного начисления баллов.

6. Участие в мероприятиях психолого-педагогического профиля может также учитываться при приеме на обучение по педагогическим направлениям подготовки и специальностям в качестве индивидуальных достижений при равенстве поступающих по иным критериям ранжирования.

7. Порядком приема установлены правила формирования перечня вступительных испытаний при приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета (пункт 15 Порядка приема).

8. Согласно подпункту 3 пункта 15 Порядка приема образовательная организация высшего образования может установить дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности по специальностям и направлениям подготовки, включенным в перечень специальностей и (или) направлений подготовки, по которым при приеме на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по программам бакалавриата и программам специалитета могут проводиться дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 января 2014 г. N 21 (далее - Перечень специальностей и направлений подготовки, по которым проводятся ДВИ).

9. Перечень специальностей и направлений подготовки, по которым проводятся ДВИ, включает в себя следующие педагогические направления подготовки:

"44.03.01 Педагогическое образование";

"44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование";

"44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)";

"44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)".

10. На основании пункта 15 Порядка приема и Перечня специальностей и направлений подготовки, по которым проводятся ДВИ, рекомендуется при приеме на обучение по педагогическим направлениям подготовки, указанным в пункте 9 Рекомендаций, устанавливать дополнительное вступительное испытание творческой и (или) профессиональной направленности.

Целесообразно проводить ДВИ путем выполнения поступающим практических и предметных заданий в условиях реальных или смоделированных процессов, в том числе в форме тестирования. Оценивание результатов выполнения заданий ДВИ целесообразно осуществлять экзаменационной комиссией (экспертной группой) на основании требований комплекта оценочной документации в соответствии с методическими рекомендациями по проведению ДВИ, которые будут разработаны Минпросвещения России.