3.1. Переход органов государственной власти и государственных внебюджетных фондов на использование российского ПО, в том числе переход на использование российского ПО на принадлежащих им значимых объектах КИИ, а также обеспечение перевода государственных и ведомственных информационных систем на использование российского ПО
3.1. Переход органов государственной власти
и государственных внебюджетных фондов на использование
российского ПО, в том числе переход на использование
российского ПО на принадлежащих им значимых объектах КИИ,
а также обеспечение перевода государственных и ведомственных
информационных систем на использование российского ПО
25. В План перехода органа государственной власти или государственного внебюджетного фонда на использование российского ПО рекомендуется включать:
а) перечень организационно-технических мероприятий, реализация которых необходима для перехода на использование российского ПО, в том числе на значимых объектах КИИ, и для перевода государственных и ведомственных информационных систем на использование российского ПО с учетом настоящих методических рекомендаций и требований законодательства Российской Федерации (в виде отдельной таблицы);
б) показатели эффективности и соответствующие им значения индикаторов эффективности перехода на использование российского ПО, предусматривающие установление по годам показателей эффективности использования российского ПО в отношении каждого используемого класса (типа) ПО в соответствии с приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 22 сентября 2020 г. N 486 "Об утверждении классификатора программ для электронных вычислительных машин и баз данных" (в виде отдельной таблицы);
в) показатели эффективности в отношении закупок ПО и связанных с ним работ и услуг, осуществляемых органом государственной власти или государственным внебюджетным фондом, устанавливаемые по годам на весь период планирования перехода на использование российского ПО (в виде отдельной таблицы);
г) сведения об объемах и источниках финансовых ресурсов, планируемых для решения задач по переходу на использование российского ПО, в том числе на значимых объектах КИИ, и по переводу государственных и ведомственных информационных систем на использование российского ПО, указываемых по годам (в виде отдельной таблицы);
д) детализированный план перехода на использование российского ПО на принадлежащих органу государственной власти или государственному внебюджетному фонду значимых объектах КИИ, представляющий собой определение перечня мероприятий и задач по каждому значимому объекту КИИ, а также показатели эффективности перехода на использование российского ПО и соответствующие им значения индикаторов эффективности, устанавливаемые по годам для каждого значимого объекта КИИ в отношении каждого класса (типа) ПО, используемого на соответствующем значимом объекте КИИ (в виде отдельной таблицы);
е) детализированный план перевода государственных и ведомственных информационных систем, оператором и (или) государственным заказчиком которых является орган государственной власти или государственный внебюджетный фонд, на использование российского ПО (в виде отдельной таблицы).
26. План перехода органа государственной власти на использование российского ПО рекомендуется утвердить актом органа государственной власти. План перехода государственного внебюджетного фонда на использование российского ПО рекомендуется утвердить решением государственного внебюджетного фонда.
27. В целях обеспечения эффективного перехода органа государственной власти или государственного внебюджетного фонда на использование российского ПО рекомендуется определить решением органа государственной власти или государственного внебюджетного фонда работника органа государственной власти или государственного внебюджетного фонда, занимающего должность не ниже заместителя руководителя органа государственной власти или государственного внебюджетного фонда, ответственного за переход на использование российского ПО, а также за достижение устанавливаемых в Плане перехода показателей эффективности и соответствующих им значений индикаторов эффективности.
Указанные функции могут быть возложены на заместителя руководителя органа государственной власти или заместителя руководителя государственного внебюджетного фонда, ответственного за цифровую трансформацию и (или) развитие ИКТ.
28. План перехода органа государственной власти или план перехода государственного внебюджетного фонда на использование российского ПО рекомендуется согласовать с Минцифры России.
29. Детализированный план перехода на использование российского ПО на принадлежащих органу государственной власти или государственному внебюджетному фонду значимых объектах КИИ, а также показатели эффективности перехода на использование российского ПО и соответствующие им значения эффективности, устанавливаемые для значимых объектов КИИ, также рекомендуется согласовать с Минцифры России.
30. В случае, если в рамках планирования перевода государственных и ведомственных информационных систем на использование российского ПО предусматривается такое планирование для государственных и ведомственных информационных систем, в которых осуществляется обработка сведений, составляющих государственную тайну, рекомендуется отдельно:
а) сформировать детализированный план перевода государственных и ведомственных информационных систем на использование российского ПО, в которых осуществляется обработка сведений, составляющих государственную тайну (в виде отдельной таблицы);
б) сформировать детализированный план перевода государственных и ведомственных информационных систем на использование российского ПО, в которых не осуществляется обработка сведений, составляющих государственную тайну (в виде отдельной таблицы).
Детализированный план перевода государственных и ведомственных информационных систем, в которых осуществляется обработка сведений, составляющих государственную тайну, рекомендуется также согласовать с Минцифры России.
31. Документы, являющиеся частью Плана перехода и которые представляют собой сведения, составляющие государственную тайну, и документы, являющиеся частью Плана перехода и в которых отсутствуют сведения, составляющие государственную тайну, рекомендуется направлять на согласование в указанные федеральные органы исполнительной власти раздельно.
32. Рекомендованная форма плана перехода органа государственной власти или государственного внебюджетного фонда на использование российского ПО, включая:
а) форму для формирования перечня организационно-технических мероприятий;
б) форму для установления показателей эффективности и соответствующих им значений индикаторов эффективности перехода на использование российского ПО;
в) форму для установления показателей эффективности в отношении закупок программного обеспечения и связанных с ним работ и услуг;
г) форму для определения сведений об объемах и источниках финансовых ресурсов;
д) форму детализированного плана перехода на использование российского ПО на принадлежащих органу государственной власти или государственному внебюджетному фонду значимых объектах КИИ и форму для установления показателей эффективности перехода на использование российского ПО и соответствующих им значений индикаторов эффективности в отношении значимых объектов КИИ;
е) форму детализированного плана перевода государственных и ведомственных информационных систем на использование российского ПО приведена в приложении N 1 к настоящим методическим рекомендациям.
33. Рекомендованные показатели эффективности и соответствующие им значения индикаторов эффективности перехода органов государственной власти и государственных внебюджетных фондов на использование российского ПО в отношении каждого используемого класса (типа) ПО в соответствии с приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 22 сентября 2020 г. N 486 "Об утверждении классификатора программ для электронных вычислительных машин и баз данных" приведены в приложении N 2 к настоящим методическим рекомендациям.
34. Рекомендованные показатели эффективности в отношении закупок ПО и связанных с ним работ и услуг, проводимых органами государственной власти и государственными внебюджетными фондами, приведены в Приложении N 3 к настоящим методическим рекомендациям.
35. В перечень организационно-технических мероприятий, реализация которых необходима для обеспечения перехода на использование российского ПО, рекомендуется включить:
а) организационные мероприятия, направленные на подготовку к переходу органа государственной власти или государственного внебюджетного фонда на использование российского ПО, включая основные мероприятия, связанные с переходом на использование российского ПО на значимых объектах КИИ и связанные с переводом государственных и ведомственных информационных систем на использование российского ПО;
б) технические мероприятия, направленные на подготовку к переходу органа государственной власти или государственного внебюджетного фонда на использование российского ПО, включая основные мероприятия, связанные с переходом на использование российского ПО на значимых объектах КИИ и связанные с переводом государственных и ведомственных информационных систем на использование российского ПО;
в) мероприятия, направленные на обеспечение перехода органа государственной власти или государственного внебюджетного фонда на использование российского ПО, включая общие основные мероприятия, связанные с переходом на использование российского ПО на значимых объектах КИИ и связанные с переводом государственных и ведомственных информационных систем на использование российского ПО;
г) иные организационно-технические мероприятия.
36. При описании результатов реализации организационно-технических мероприятий могут быть использованы качественные и количественные индикаторы и показатели.
37. Для целей перехода на использование российского ПО федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственным внебюджетным фондам рекомендуется организовать работу по включению в единый реестр российского ПО программного обеспечения, используемого федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственными внебюджетными фондами, и исключительное право на которое принадлежит Российской Федерации или субъекту Российской Федерации соответственно в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
38. В целях обеспечения эффективного планирования в части организационно-технических мероприятий перехода на использование российского ПО, в том числе перехода на использование российского ПО на значимых объектах КИИ и перевода государственных и ведомственных информационных систем на использование российского ПО, органам государственной власти и государственным внебюджетным фондам рекомендуется:
а) сформировать перечень государственных и ведомственных информационных систем, оператором и (или) государственным заказчиком которых является орган государственной власти или государственный внебюджетный фонд, в том числе:
перечень государственных и ведомственных информационных систем, в которых осуществляется обработка сведений, составляющих государственную тайну;
перечень государственных и ведомственных информационных систем, в которых не осуществляется обработка сведений, составляющих государственную тайну;
б) сформировать перечень значимых объектов КИИ, которые принадлежат органу государственной власти или государственному внебюджетному фонду;
в) организовать и провести стресс-тестирование используемой информационно-технологической инфраструктуры органа государственной власти или государственного внебюджетного фонда, включая государственные и ведомственные информационные системы, значимые объекты КИИ и иные элементы информационно-технологической инфраструктуры, в части используемого иностранного ПО (далее - стресс-тестирование);
г) провести обследование существующей информационно-технологической инфраструктуры, в том числе прикладного ПО государственных и ведомственных информационных систем, значимых объектов КИИ и иных элементов информационно-технологической инфраструктуры, используемых органом государственной власти или государственным внебюджетным фондом;
д) на основе проведенного обследования и стресс-тестирования существующей информационно-технологической инфраструктуры рекомендуется:
определить текущие показатели и характеристики использования ПО, происходящего из иностранных государств, в том числе сформировать перечень такого ПО, определить текущие показатели и характеристики использования ПО, сведения о котором включены в единый реестр российского ПО, и сформировать перечень такого ПО, а также определить текущие показатели и характеристики использования ПО, сведения о котором включены в единый реестр евразийского ПО, и сформировать перечень такого ПО;
для каждого значимого объекта КИИ, в том числе представляющего собой государственную информационную систему, ведомственную информационную систему или иной компонент информационно-технологической инфраструктуры, определить перечень используемого иностранного ПО, российского ПО и евразийского ПО, определить долю используемого российского и евразийского ПО для каждого значимого объекта КИИ в разрезе классов (типов) ПО;
для каждой государственной и ведомственной информационной системы определить перечень используемого иностранного ПО, российского ПО и евразийского ПО, определить долю используемого российского и евразийского ПО для каждой государственной и ведомственной информационной системы в разрезе классов (типов) ПО;
определить перечень государственных и ведомственных информационных систем, являющихся значимыми объектами КИИ, которые должны быть переведены на использование российского ПО до конца 2024 года, перечень государственных и ведомственных информационных систем, не являющихся значимыми объектами КИИ, но обеспечивающих реализацию критически значимых функций и полномочий органов государственной власти и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и обеспечивающих оказание государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронном виде, которые должны быть переведены на использование российского ПО до конца 2027 года, и перечень иных государственных и ведомственных информационных систем, которые должны быть переведены на использование российского ПО до конца 2030 года;
е) провести анализ требований, предъявляемых законодательством Российской Федерации к функционированию различных классов (типов) ПО, в том числе используемого на значимых объектах КИИ и для обеспечения функционирования государственных и ведомственных информационных систем, в том числе функциональных требований и требований по обеспечению информационной безопасности;
ж) провести анализ сведений о ПО, включенном в единый реестр российского ПО, и сведений о ПО, включенном в единый реестр евразийского ПО, определить предварительный перечень потенциального российского ПО и евразийского ПО, реализующих функции соответствующего ПО, для его дальнейшего применения при переходе на использование российского ПО, в том числе на значимых объектах КИИ;
з) провести анализ текущих сроков амортизации используемых органом государственной власти или государственным внебюджетным фондом на момент планирования персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, абонентских устройств радиоподвижной связи, программно-аппаратных комплексов, в том числе серверного и иного технологического оборудования, иных средств вычислительной техники и периферийных устройств, а также провести оценку совместимости российского и евразийского ПО с указанным оборудованием и программно-аппаратными комплексами;
и) провести анализ сроков действия прав на использование ПО и сроков полезного использования нематериальных активов в отношении используемого на момент планирования ПО, сведения о котором не включены в единый реестр российского ПО;
к) в части офисного ПО сформировать функциональную классификацию автоматизированных рабочих мест работников и требования к ним в соответствии с установленными в органе государственной власти или государственном внебюджетном фонде должностными функциональными обязанностями работников, требования к офисному ПО на основе применения дифференцированного подхода с учетом сформированной функциональной классификации автоматизированных рабочих мест и функциональных требований, предъявляемых прикладным ПО информационных систем;
л) провести анализ планов закупки ПО, в том числе закупки прав на использование ПО и закупки технической поддержки (обновлений) ПО, сведения о котором не включены в единый реестр российского ПО, на последующие периоды, и провести их корректировку с учетом задач по переходу на использование российского ПО и формируемой системы показателей эффективности и соответствующих им значений индикаторов эффективности перехода на использование российского ПО;
м) реализовать мероприятия, направленные на уточнение используемых органом государственной власти или государственным внебюджетным фондом программно-технических решений и программного обеспечения в связи с переходом на использование российского ПО, в рамках которых, в том числе:
провести анализ общесистемного, прикладного ПО, программно-аппаратных комплексов, используемых органом государственной власти или государственным внебюджетным фондом на значимых объектах КИИ, в государственных и ведомственных информационных системах, и на иных объектах информационно-технологической инфраструктуры;
сформировать требования к функциональным, техническим, эксплуатационным характеристикам, предъявляемым к персональным электронным вычислительным машинам, устройствам терминального доступа, абонентским устройствам радиоподвижной связи, программно-аппаратным комплексам, в том числе серверному и иному технологическому оборудованию, иным средствам вычислительной техники и периферийным устройствам, планируемым к закупке в последующие периоды с учетом необходимости обеспечения совместимости с российским ПО и евразийским ПО (для использования на значимых объектах КИИ). Указанные требования рекомендуется направить в Минцифры России;
определить требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам, предъявляемым к различным классам (типам) ПО (для каждого класса (типа) ПО) со стороны прикладного ПО информационных систем и иных компонентов информационно-технологической инфраструктуры. Указанные требования рекомендуется направить в Минцифры России;
провести функциональное и иные виды тестирования российского и евразийского ПО для целей подтверждения соответствия указанного ПО определенным требованиям к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам ПО, а также оценки совместимости прикладного ПО информационных систем и иных компонентов информационно-технологической инфраструктуры с российским и евразийским ПО;
определить уточненный перечень российского ПО, евразийского ПО и российских программно-технических решений для применения при переходе на использование российского ПО, в том числе на значимых объектах КИИ и реализации задач по переводу государственных и ведомственных информационных систем на использование российского ПО;
определить факторы и барьеры, препятствующие на момент планирования переходу на использование российского ПО (для соответствующих классов (типов) ПО), провести оценку необходимости и объемов доработки прикладного ПО информационных систем и иных компонентов информационно-технологической инфраструктуры с целью обеспечения совместимости с российским ПО и (или) евразийским ПО (для использования на значимых объектах КИИ). Выявленные факторы и барьеры рекомендуется направить в Минцифры России;
сформировать перечень задач и мероприятий, направленных на устранение факторов и барьеров, препятствующих переходу на использование российского ПО, а также на обеспечение совместимости прикладного ПО информационных систем и иных компонентов информационно-технологической инфраструктуры, используемых органом государственной власти или государственным внебюджетным фондом, с российским ПО и евразийским ПО (для использования на значимых объектах КИИ);
н) провести оценку требуемых временных и финансовых ресурсов для реализации задач по переходу на использование российского ПО, разработать необходимые финансово-экономические и технико-экономические обоснования;
о) провести оценку достаточности имеющихся в распоряжении органа государственной власти и государственного внебюджетного фонда ресурсов, необходимых для обеспечения перехода на использование российского ПО в установленные сроки и для достижения установленных показателей эффективности, в том числе для целей модернизации прикладного ПО информационных систем и иных компонентов информационно-технологической инфраструктуры. При этом при оценке достаточности ресурсов органам государственной власти и государственным внебюджетным фондам рекомендуется:
провести оптимизацию текущих и планируемых эксплуатационных расходов на ИКТ;
провести оптимизацию текущих и планируемых расходов на развитие существующих информационных систем и иных компонентов информационно-технологической инфраструктуры, функционирующих на базе иностранных ИТ-платформ и иностранных ИТ-решений;
провести оптимизацию расходов, в том числе расходов на закупку нового ИКТ-оборудования и создание новых центров обработки данных, на вычислительную и телекоммуникационную инфраструктуру, обеспечивающую функционирование информационных систем, в том числе с учетом возможностей, предоставляемых в рамках единой сети передачи данных, являющейся элементом инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, единой цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех", государственной единой облачной платформы, возможностей, связанных с переходом на использование "сервисной модели" при возникновении потребности в вычислительных ресурсах и программно-аппаратных комплексах;
п) с учетом проведенной оценки требуемых временных и финансовых ресурсов, оценки достаточности имеющихся финансовых ресурсов с учетом проведенной оптимизации расходов на ИКТ:
федеральным органам исполнительной власти и государственным внебюджетным фондам рекомендуется при необходимости в установленном законодательством Российской Федерации порядке организовать работу по внесению соответствующих изменений в государственные и (или) федеральные целевые программы и ведомственные программы цифровой трансформации;
органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при необходимости рекомендуется внести изменения в программы, реализуемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также направить в Минцифры России предложения по оказанию государственной поддержки за счет средств федерального бюджета процессов перехода органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации на использование российского ПО, в том числе перехода на использование российского ПО на значимых объектах КИИ и реализации задач, связанных с переводом государственных и ведомственных информационных систем на использование российского ПО, предоставив соответствующие детальные финансово-экономические обоснования;
р) в случае, если в процессе тестирования российского ПО и евразийского ПО и уточнения программно-технических решений и программного обеспечения будет определено, что в указанном ПО отсутствует ряд критически важных технологий и функций, которые при этом не могут быть реализованы путем использования комбинации ПО или реализации организационно-технических мер, рекомендуется организовать взаимодействие с Отраслевым комитетом по развитию общесистемного и прикладного ПО, иными Индустриальными центрами компетенций по замещению зарубежных отраслевых продуктов и решений в ключевых отраслях экономики (при необходимости), а также с Центрами компетенций по развитию российского общесистемного и прикладного программного обеспечения, производителями российского ПО и евразийского ПО для целей организации развития и доработки указанного ПО;
с) предусмотреть мероприятия, направленные на обучение работников органа государственной власти или государственного внебюджетного фонда, в том числе работников, ответственных за вопросы обеспечения функционирования информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктуры, по использованию российского ПО и евразийского ПО.
39. Органам государственной власти и государственным внебюджетным организациям также рекомендуется:
а) с 1 января 2023 г. новые государственные и ведомственные информационные системы и иные компоненты информационно-технологической инфраструктуры создавать с использованием российского ПО и евразийского ПО (для использования на значимых объектах КИИ);
б) провести анализ требований, установленных к государственным информационным системам, создание, развитие и функционирование которых осуществляется в соответствии с соглашениями о государственно-частном партнерстве, а также условий указанных соглашений, в части их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации в области информационной безопасности, обеспечения технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, государственных решений в области перехода на использование российского ПО, а также настоящим методическим рекомендациям, и при необходимости внести изменения в указанные в настоящем пункте методических рекомендаций требования и условия;
в) создать "проектную группу", обеспечивающую управление процессами перехода органа государственной власти или государственного внебюджетного фонда на использование российского ПО, мониторинг хода реализации Плана перехода и достижения установленных показателей эффективности, а также мониторинг процессов разработки, утверждения и реализации Планов перехода организаций, подведомственных органу государственной власти или государственному внебюджетному фонду, на использование российского ПО;
г) предусмотреть мероприятие по предоставлению в Минцифры России сведений о ходе реализации Плана перехода с периодичностью, по форме и в объеме, предусмотренных в настоящих методических рекомендациях;
д) предусмотреть мероприятие (для федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с установленными сферой деятельности и полномочиями), направленное на усиление контроля за своевременной подготовкой и реализацией планов государственных корпораций и компаний с государственным участием, включенных в специальный перечень N 91-р, и государственных организаций, в отношении которых приняты решения о разработке стратегии (программы) цифровой трансформации (протокол заочного голосования членов президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 31 августа 2022 г. N 34) перехода на использование российского ПО, а также достижение указанными корпорациями и компаниями с государственным участием показателей эффективности в сфере импортозамещения ПО, показателей эффективности для каждого класса (типа) ПО, установленных в утвержденных планах и в стратегиях (программах) цифровой трансформации;
е) установить решением органа государственной власти или государственного внебюджетного фонда условия и критерии, определяющие персональную ответственность для:
заместителя руководителя органа государственной власти или государственного внебюджетного фонда, ответственного за вопросы, связанные с переходом на использование российского ПО, за несвоевременную подготовку и утверждение Плана перехода органа государственной власти или государственного внебюджетного фонда на использование российского ПО, а также за недостижение показателей эффективности перехода на использование российского ПО, установленных в Плане перехода;
заместителя руководителя органа государственной власти, ответственного за вопросы, связанные с переходом на использование российского ПО и (или) за вопросы цифровой трансформации ключевой отрасли экономики, в части касающейся несвоевременной подготовки и утверждения Планов перехода государственных корпораций и компаний с государственным участием, включенных в специальный перечень N 91-р, и государственных корпораций и компаний с государственным участием, в отношении которых приняты решения о разработке стратегии (программы) цифровой трансформации (протокол заочного голосования членов президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 31 августа 2022 г. N 34) на использование российского ПО, а также недостижения указанными корпорациями и компаниями с государственным участием показателей эффективности в сфере импортозамещения ПО, показателей эффективности для каждого класса (типа) ПО, установленных в утвержденных планах и в стратегиях (программах) цифровой трансформации;
руководителей организаций, подведомственных органу государственной власти или государственному внебюджетному фонду, за несвоевременную подготовку и утверждение Плана перехода подведомственной организации на использование российского ПО, а также за недостижение показателей эффективности перехода на использование российского ПО, установленных в Плане перехода;
Указанные в настоящем пункте условия и критерии, определяющие персональную ответственность, рекомендуется согласовать с Минцифры России.
40. Показатели эффективности и соответствующие им значения индикаторов эффективности перехода на использование российского ПО рекомендуется формировать в виде отдельной таблицы и устанавливать по годам в отношении каждого используемого класса (типа) ПО, в соответствии с приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 22 сентября 2020 г. N 486 "Об утверждении классификатора программ для электронных вычислительных машин и баз данных".
41. Устанавливаемые показатели эффективности и соответствующие им значения индикаторов эффективности перехода на российское ПО должны учитывать показатели эффективности, устанавливаемые для перехода на использование российского ПО на значимых объектах КИИ, а также деятельность по переводу государственных и ведомственных информационных систем на использование российского ПО.
42. Показатели эффективности и соответствующие им значения индикаторов эффективности должны быть установлены с учетом требований законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, в сфере обеспечения технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации. Показатели эффективности и соответствующие им значения индикаторов эффективности рекомендуется устанавливать на уровне или выше (если применимо) показателей и значений, приведенных в настоящих методических рекомендациях.
43. Для классов ПО (операционная система, коммуникационное ПО, офисный пакет, почтовые приложения, органайзер, средства просмотра, интернет-браузер, редактор презентаций, табличный редактор, текстовый редактор, ПО файлового менеджера, справочно-правовая система, ПО системы электронного документооборота, средства антивирусной защиты), в отношении которого ранее федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и государственными внебюджетными фондами были установлены показатели эффективности и соответствующие им значения индикаторов эффективности в планах перехода на использование отечественного офисного ПО, в том числе ранее закупленного офисного ПО, разработанных и утвержденных в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 29 июня 2017 г. N 334, во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 26 июля 2016 г. N 1588-р, не рекомендуется устанавливать на 2022 год показатели эффективности и соответствующие им значения индикаторов эффективности на уровне или ниже значений показателей, установленных для соответствующего класса (типа) ПО в указанных планах на 2020 год.
44. Показатели эффективности перехода на использование российского ПО и соответствующие им значения индикаторов эффективности рекомендуется устанавливать по годам нарастающим итогом, исходя из обеспечения динамики, достаточной для осуществления перехода на использование российского ПО и достижения рекомендованных в настоящих методических рекомендациях показателей.
45. Показатели эффективности в отношении закупок ПО и связанных с ним работ и услуг, осуществляемых органом государственной власти или государственным внебюджетным фондом, рекомендуется формировать в виде отдельной таблицы по годам на весь период планирования перехода на использование российского ПО.
46. Показатели эффективности в отношении закупок ПО и связанных с ним работ и услуг, осуществляемых органом государственной власти в соответствии с настоящими методическими рекомендациями.
47. Сведения об объемах и источниках финансовых ресурсов, планируемых для решения задач по переходу на использование российского ПО, в том числе на значимых объектах КИИ и для целей перевода государственных и ведомственных информационных систем на использование российского ПО, рекомендуется указывать в виде отдельной таблицы.
48. Сведения об объемах и источниках финансовых ресурсов рекомендуется устанавливать по годам в тыс. руб., с указанием двух знаков после запятой. Сведения об объемах и источниках финансовых ресурсов должны учитывать:
устанавливаемые показатели в отношении закупок российского ПО и связанных с ним работ и услуг;
устанавливаемую динамику показателей эффективности и соответствующих им значений индикаторов эффективности в отношении классов (типов) ПО;
необходимость реализации организационно-технических мероприятий по переходу на российского ПО в полном объеме и в запланированные сроки;
динамику цен производителей ПО и поставщиков иных товаров, работ, услуг, связанных с ИКТ.
49. Детализированный план перехода на использование российского ПО на принадлежащих органу государственной власти или государственному внебюджетному фонду значимых объектах КИИ (далее - детализированный план для значимых объектов КИИ) и показатели эффективности перехода на использование российского ПО и соответствующие им значения индикаторов эффективности на значимых объектах КИИ рекомендуется формировать в виде отдельной таблицы.
В детализированном плане для значимых объектов КИИ для каждого значимого объекта КИИ рекомендуется:
сформировать план-график мероприятий по переводу значимого объекта КИИ на использование российского ПО и евразийского ПО с указанием наименования мероприятия, срока его реализации, ответственного работника, описания ожидаемого результата с учетом реализации организационно-технических мероприятий перехода на использование российского ПО;
определить классы (типы) ПО и перечень иностранного ПО, которое используется на значимом объекте КИИ и которое подлежит замещению на российское ПО и евразийское ПО до конца 2024 года;
установить по годам показатели эффективности и соответствующие им значения индикаторов эффективности для каждого используемого на значимом объекте КИИ класса (типа) ПО.
50. При установлении показателей эффективности для классов (типов) ПО, используемого на принадлежащих органу государственной власти или государственному внебюджетному фонду значимых объектах КИИ, рекомендуется исходить из следующих условий:
достижение к концу 2022 г. доли использования российского ПО и евразийского ПО на значимых объектах КИИ, превышающей не менее чем на 10% текущие показатели использования российского ПО на таких объектах;
достижение к концу 2023 г. доли использования российского ПО и евразийского ПО на значимых объектах КИИ, превышающей не менее чем на 40% текущие показатели использования российского ПО на таких объектах;
установление на 2024 г. и далее доли использования российского ПО и евразийского ПО на значимых объектах КИИ на уровне 100%.
51. Детализированный план перевода государственных и ведомственных информационных систем на использование российского ПО рекомендуется формировать в отношении всех государственных информационных систем, оператором и (или) государственным заказчиком которых является орган государственной власти или государственный внебюджетный фонд, а также ведомственных информационных систем, используемых органом государственной власти или государственным внебюджетным фондом.
52. В детализированный план перевода государственных и ведомственных информационных систем на использование российского ПО рекомендуется включить:
детальный план-график мероприятий, реализация которых необходима для перевода государственных и ведомственных информационных систем на использование российского ПО с указанием наименований мероприятий, сроков их реализации, ответственных работников и их должности, ожидаемых результатов по каждому мероприятию;
сведения об объемах и источниках финансового обеспечения перевода государственных и ведомственных информационных систем на использование российского ПО по годам.
53. После утверждения Плана перехода органа государственной власти или государственного внебюджетного фонда копию Плана перехода рекомендуется направить в Минцифры России.
54. При внесении изменений в утвержденный органом государственной власти или государственным внебюджетным фондом План перехода на использование российского ПО органам государственной власти и государственным внебюджетным фондам рекомендуется обеспечивать согласование указанных изменений в порядке, предусмотренном в настоящих методических рекомендациях, при одновременном предоставлении обоснования необходимости внесения изменений.
55. Не рекомендуется при формировании показателей эффективности перехода на использование российского ПО и соответствующих им значений индикаторов эффективности, показателей эффективности в отношении закупок ПО и связанных с ним работ и услуг, сведений об объемах и источниках финансовых ресурсов указывать отсылочные положения такие как "могут быть изменены по результатам тестирования", "могут быть изменены в случае отсутствия необходимого объема финансирования" и иные.
56. Для целей мониторинга и контроля реализации Планов перехода на использование российского ПО органам государственной власти и государственным внебюджетным фондам рекомендуется предоставлять в Минцифры России соответствующие отчетные сведения. Рекомендованные отчетные формы для представления сведений о ходе реализации Плана перехода на использование российского ПО и достижении показателей эффективности перехода на использование российского ПО приведены в приложении N 4 к настоящим методическим рекомендациям.
Рекомендуемые сроки предоставления в Минцифры России отчетных сведений согласно отчетным формам, приведенным в приложении N 4 к настоящим методическим рекомендациям:
для квартальных отчетов - не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом;
для полугодовых отчетов - в течение 1 месяца после даты завершения отчетного периода;
для годовых отчетов - в течение 4-х месяцев после даты завершения отчетного периода.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей