3.3. Переход на использование российского ПО государственных корпораций и компаний с государственным участием, в том числе организаций, в уставных капиталах которых суммарная доля прямого и (или) косвенного участия государственных корпораций и компаний с государственным участием превышает 50 процентов, сведения о которых включены в специальный перечень 91-р или в отношении которых приняты решения о разработке стратегии (программы) цифровой трансформации
3.3. Переход на использование российского ПО
государственных корпораций и компаний с государственным
участием, в том числе организаций, в уставных капиталах
которых суммарная доля прямого и (или) косвенного участия
государственных корпораций и компаний с государственным
участием превышает 50 процентов, сведения о которых включены
в специальный перечень 91-р или в отношении которых приняты
решения о разработке стратегии (программы)
цифровой трансформации
87. Настоящий раздел методических рекомендаций применяется для государственных корпораций и компаний с государственным участием, в том числе организаций, в уставных капиталах которых суммарная доля прямого и (или) косвенного участия государственных корпораций и компаний с государственным участием превышает 50 процентов, сведения о которых включены в специальный перечень 91-р (далее - специальный перечень N 91-р), и государственных корпораций и компаний с государственным участием, в отношении которых приняты решения о разработке стратегии (программы) цифровой трансформации (протокол заочного голосования членов президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 31 августа 2022 г. N 34).
88. Разработка, согласование с федеральными органами исполнительной власти и утверждение Планов перехода на использование российского ПО (за исключением планов перехода на использование российского ПО на значимых объектах КИИ), включая установление показателей эффективности перехода на использование российского ПО, формируемых государственными корпорациями и компаниями с государственным участием, сведения о которых включены в специальный перечень N 91-р, и их дочерними и зависимыми обществами, осуществляется в рамках стратегий (программ) цифровой трансформации в соответствии с Методическими рекомендациями по цифровой трансформации.
Предоставление организациями, включенными в специальный перечень N 91-р, отчетности о ходе реализации Планов перехода на использование российского ПО и достижении показателей эффективности (за исключением планов перехода на использование российского ПО на значимых объектах КИИ) осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по цифровой трансформации.
При формировании (актуализации) планов перехода государственных корпораций и компаний с государственным участием, включенных в специальный перечень N 91-р, при установлении показателей эффективности перехода и соответствующих им значений индикаторов эффективности, а также при дальнейшем представлении соответствующей отчетности о достижении показателей эффективности по фактическому переходу на использование российского ПО, рекомендуется применять подходы по установлению единиц измерения использования ПО в соответствии с настоящими методическими рекомендациями.
Формирование, согласование, утверждение планов перехода государственных корпораций и компаний с государственным участием, включенных в специальный перечень N 91-р, и их дочерних и зависимых обществ на использование российского ПО, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, на значимых объектах КИИ, а также представление отчетности о реализации указанных планов осуществляется в соответствии с настоящими методическими рекомендациями.
89. Разработка, согласование с федеральными органами исполнительной власти и утверждение Планов перехода на использование российского ПО (за исключением планов перехода на использование российского ПО на значимых объектах КИИ), формируемых государственными корпорациями и компаниями с государственным участием, в отношении которых приняты решения о разработке стратегии (программы) цифровой трансформации (протокол заочного голосования членов президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 31 августа 2022 г. N 34), и их дочерними и зависимыми обществами (далее - организации, включенные в расширенный перечень организаций, в отношении которых принято решение о необходимости указанными организациями разработки стратегий (программ) цифровой трансформации) осуществляется в рамках стратегий (программ) цифровой трансформации, разрабатываемых в соответствии с Методическими рекомендациями по цифровой трансформации, а также в соответствии с настоящими методическими рекомендациями.
Предоставление отчетности о реализации планов перехода на использование российского ПО, в том числе отчетности о достижении показателей эффективности (за исключением планов перехода на использование российского ПО на значимых объектах КИИ), государственными корпорациями и компаниями с государственным участием, в отношении которых приняты решения о разработке стратегии (программы) цифровой трансформации, и их дочерними и зависимыми обществами, осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по цифровой трансформации.
Формирование планов перехода государственных корпораций и компаний с государственным участием, в отношении которых приняты решения о разработке стратегии (программы) цифровой трансформации, и их дочерних и зависимых обществ на использование российского ПО на значимых объектах КИИ, представление отчетности о реализации планов перехода на использование российского ПО на значимых объектах КИИ, установление указанными корпорациями и компаниями показателей эффективности перехода на использование российского ПО и соответствующих им значений индикаторов эффективности в отношении каждого класса (типа) ПО осуществляется в соответствии с настоящими методическими рекомендациями.
90. План перехода государственных корпораций и компаний с государственным участием, сведения о которых включены в специальный перечень N 91-р, а также организаций, включенных в расширенный перечень организаций, в отношении которых принято решение о необходимости указанными организации разработки стратегий (программ) цифровой трансформации, на использование российского ПО (за исключением плана перехода на использование российского ПО на значимых объектах КИИ), формируется в составе стратегии (программы) цифровой трансформации в соответствии с Методическими рекомендациями по цифровой трансформации и включает:
а) план организационно-технических мероприятий перехода на использование российского ПО;
б) показатели эффективности и соответствующие им значения индикаторов эффективности перехода на использование российского ПО;
в) показатели эффективности в отношении закупок ПО и связанных с ним работ и услуг (в составе ключевых показателей эффективности реализации стратегии (программы) цифровой трансформации);
г) сведения об объемах и источниках финансовых ресурсов, планируемых для решения задач по переходу на использование российского ПО.
91. Рекомендуемая форма детализированного плана перехода государственных корпораций и компаний с государственным участием, сведения о которых включены в специальный перечень N 91-р, а также организаций, включенных в расширенный перечень организаций, в отношении которых принято решение о необходимости указанными организации разработки стратегий (программ) цифровой трансформации, их дочерних и зависимых обществ на использование российского ПО на принадлежащих им значимых объектах КИИ, а также форма для установления показателей эффективности перехода на использование российского ПО и соответствующих им значений индикаторов эффективности для каждого значимого объекта КИИ в отношении каждого класса (типа) ПО, используемого на соответствующем значимом объекте КИИ, приведены в Приложении N 9 к настоящим методическим рекомендациям.
92. Рекомендованные показатели эффективности и соответствующие им значения индикаторов эффективности перехода организаций, включенных в расширенный перечень организаций, в отношении которых принято решение о необходимости указанными организации разработки стратегий (программ) цифровой трансформации, их дочерних и зависимых обществ на использование российского ПО в отношении каждого используемого класса (типа) ПО, в соответствии с приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 22 сентября 2020 г. N 486 "Об утверждении классификатора программ для электронных вычислительных машин и баз данных", приведены в Приложении N 10 к настоящим методическим рекомендациям.
93. Рекомендованные показатели эффективности в отношении закупок ПО и связанных с ним работ и услуг, проводимых организациями, в отношении которых принято решение о необходимости указанными организации разработки стратегий (программ) цифровой трансформации, приведены в Приложении N 11 к настоящим методическим рекомендациям.
94. В целях обеспечения эффективного перехода государственной корпорации и компании с государственным участием, сведения о которой включены в специальный перечень N 91-р, а также организации, включенной в расширенный перечень организаций, в отношении которой принято решение о необходимости указанными организации разработки стратегий (программ) цифровой трансформации, их дочерних и зависимых обществ на использование российского ПО рекомендуется определить решением руководителя организации работника, занимающего должность не ниже заместителя руководителя организации, ответственного за переход на использование российского ПО, а также за достижение устанавливаемых в Плане перехода показателей эффективности и соответствующих им значений индикаторов эффективности.
95. План перехода государственной корпорации и компании с государственным участием, сведения о которой включены в специальный перечень N 91-р, а также организации, включенной в расширенный перечень организаций, в отношении которой принято решение о необходимости указанными организациями разработки стратегий (программ) цифровой трансформации, их дочерних и зависимых обществ на использование российского ПО рекомендуется согласовывать с Минцифры России и с АНО "Центр компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ" (за исключением сведений, составляющих государственную тайну) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2020 г. N 2117 и постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2022 г. N 1706.
96. Детализированный план перехода на использование российского ПО на принадлежащих государственной корпорации и компании с государственным участием, сведения о которой включены в специальный перечень N 91-р, а также организации, включенной в расширенный перечень организаций, в отношении которой принято решение о необходимости указанными организации разработки стратегий (программ) цифровой трансформации, их дочерним и зависимым обществам значимых объектах КИИ, а также показатели эффективности перехода на использование российского ПО и соответствующие им значения индикаторов эффективности, устанавливаемые для значимых объектов КИИ, рекомендуется согласовывать с Минцифры России.
97. Документы, являющиеся частью Плана перехода и которые представляют собой сведения, составляющие государственную тайну, и документы, являющиеся частью Плана перехода и в которых отсутствуют сведения, составляющие государственную тайну, представляются на согласование раздельно.
98. В состав перечня организационно-технических мероприятий, реализация которых необходима для обеспечения перехода государственных корпораций и компаний с государственным участием, сведения о которой включены в специальный перечень N 91-р, а также организаций, включенных в расширенный перечень организаций, в отношении которой принято решение о необходимости указанными организации разработки стратегий (программ) цифровой трансформации, их дочерних и зависимых обществ на использование российского ПО, рекомендуется включить:
а) организационные мероприятия, направленные на подготовку к переходу государственной корпорации и компании с государственным участием на использование российского ПО, включая основные мероприятия, связанные с переходом на использование российского ПО на значимых объектах КИИ;
б) технические мероприятия, направленные на подготовку к переходу государственной корпорации и компании с государственным участием на использование российского ПО, включая основные мероприятия, связанные с переходом на использование российского ПО на значимых объектах КИИ;
в) мероприятия, направленные на обеспечение перехода государственной корпорации и компании с государственным участием на использование российского ПО, включая общие основные мероприятия, связанные с переходом на использование российского ПО на значимых объектах КИИ;
г) иные организационно-технические мероприятия.
99. При описании результатов реализации организационно-технических мероприятий могут быть использованы качественные и количественные индикаторы и показатели.
100. Для целей перехода на использование российского ПО государственной корпорации и компании с государственным участием, сведения о которых включены в специальный перечень N 91-р, или организации, включенной в расширенный перечень организаций, в отношении которой принято решение о необходимости указанными организациями разработки стратегий (программ) цифровой трансформации, их дочерним и зависимым обществам рекомендуется организовать работу по включению в единый реестр российского ПО программного обеспечения, используемого указанной организацией и исключительное право на которое принадлежит указанной организации (их дочерним и зависимым обществам), в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
101. В целях обеспечения эффективного планирования в части организационно-технических мероприятий перехода на использование российского ПО, в том числе перехода на использование российского ПО на значимых объектах КИИ, государственным корпорациям и компаниям с государственным участием, сведения о которых включены в специальный перечень N 91-р, а также организациям, включенным в расширенный перечень организаций, в отношении которых принято решение о необходимости указанными организациями разработки стратегий (программ) цифровой трансформации, их дочерним и зависимым обществам рекомендуется:
а) сформировать перечень информационных систем, используемых государственной корпорацией и компанией с государственным участием, сведения о которой включены в специальный перечень N 91-р, а также организацией, включенной в расширенный перечень организаций, в отношении которых принято решение о необходимости указанными организациями разработки стратегий (программ) цифровой трансформации;
б) сформировать перечень значимых объектов КИИ, которые принадлежат государственной корпорации и компании с государственным участием, сведения о которой включены в специальный перечень N 91-р, а также организации, включенной в расширенный перечень организаций, в отношении которых принято решение о необходимости указанными организациями разработки стратегий (программ) цифровой трансформации;
в) организовать и провести стресс-тестирование используемой информационно-технологической инфраструктуры в части используемого иностранного ПО (далее - стресс-тестирование);
г) провести обследование существующей информационно-технологической инфраструктуры, в том числе прикладного ПО информационных систем, значимых объектов КИИ и иных элементов информационно-технологической инфраструктуры, используемых государственной корпорацией и компанией с государственным участием, сведения о которой включены в специальный перечень N 91-р, а также организацией, включенной в расширенный перечень организаций, в отношении которых принято решение о необходимости указанными организациями разработки стратегий (программ) цифровой трансформации;
д) на основе проведенного обследования и стресс-тестирования существующей информационно-технологической инфраструктуры рекомендуется:
определить текущие показатели и характеристики использования ПО, происходящего из иностранных государств, в том числе сформировать перечень такого ПО, определить текущие показатели и характеристики использования ПО, сведения о котором включены в единый реестр российского ПО, и сформировать перечень такого ПО, а также определить текущие показатели и характеристики использования ПО, сведения о котором включены в единый реестр евразийского ПО, и сформировать перечень такого ПО;
для каждого значимого объекта КИИ определить перечень используемого иностранного ПО, российского ПО и евразийского ПО, определить долю используемого российского и евразийского ПО для каждого значимого объекта КИИ в разрезе классов (типов) ПО;
е) провести анализ требований, предъявляемых законодательством Российской Федерации к функционированию различных классов (типов) ПО, в том числе используемого на значимых объектах КИИ, в том числе функциональных требований и требований по обеспечению информационной безопасности;
ж) провести анализ сведений о ПО, включенном в единый реестр российского ПО, и сведений о ПО, включенном в единый реестр евразийского ПО, определить предварительный перечень потенциального российского ПО и евразийского ПО, реализующих функции соответствующего ПО, для его дальнейшего применения при переходе на использование российского ПО, в том числе на значимых объектах КИИ;
з) провести анализ текущих сроков амортизации используемых организацией на момент планирования персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, абонентских устройств радиоподвижной связи, программно-аппаратных комплексов, в том числе серверного и иного технологического оборудования, иных средств вычислительной техники и периферийных устройств, а также провести оценку совместимости российского и евразийского ПО с указанным оборудованием и программно-аппаратными комплексами;
и) провести анализ сроков действия прав на использование ПО и сроков полезного использования нематериальных активов в отношении используемого на момент планирования ПО, сведения о котором не включены в единый реестр российского ПО;
к) в части офисного ПО сформировать функциональную классификацию автоматизированных рабочих мест работников и требования к ним в соответствии с установленными в организации должностными функциональными обязанностями работников, требования к офисному ПО на основе применения дифференцированного подхода с учетом сформированной функциональной классификации автоматизированных рабочих мест и функциональных требований, предъявляемых прикладным ПО информационных систем;
л) провести анализ планов закупки ПО, в том числе закупки прав на использование ПО и закупки технической поддержки (обновлений) ПО, сведения о котором не включены в единый реестр российского ПО, на последующие периоды, и провести их корректировку с учетом задач по переходу на использование российского ПО и формируемой системы показателей эффективности и соответствующих им значений индикаторов эффективности перехода на использование российского ПО;
м) реализовать мероприятия, направленные на уточнение используемых организацией программно-технических решений и программного обеспечения в связи с переходом на использование российского ПО, в рамках которых, в том числе:
провести анализ общесистемного и прикладного ПО, программно-аппаратных комплексов, используемых организацией на значимых объектах КИИ и на иных объектах информационно-технологической инфраструктуры;
сформировать требования к функциональным, техническим, эксплуатационным характеристикам, предъявляемым к персональным электронным вычислительным машинам, устройствам терминального доступа, абонентским устройствам радиоподвижной связи, программно-аппаратным комплексам, в том числе серверному и иному технологическому оборудованию, иным средствам вычислительной техники и периферийным устройствам, планируемым к закупке в последующие периоды с учетом необходимости обеспечения совместимости с российским ПО и евразийским ПО (для использования на значимых объектах КИИ). Указанные требования рекомендуется направить в Минцифры России;
определить требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам, предъявляемым к различным классам (типам) ПО (для каждого класса (типа) ПО) со стороны прикладного ПО информационных систем и иных компонентов информационно-технологической инфраструктуры. Указанные требования рекомендуется направить в Минцифры России;
провести функциональное и иные виды тестирования российского и евразийского ПО для целей подтверждения соответствия указанного ПО определенным требованиям к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам ПО, а также оценки совместимости прикладного ПО информационных систем и иных компонентов информационно-технологической инфраструктуры с российским и евразийским ПО;
определить уточненный перечень российского ПО, евразийского ПО и российских программно-технических решений для применения при переходе на использование российского ПО, в том числе на значимых объектах КИИ;
определить факторы и барьеры, препятствующие на момент планирования переходу на использование российского ПО (для соответствующих классов (типов) ПО), провести оценку необходимости и объемов доработки прикладного ПО информационных систем и иных компонентов информационно-технологической инфраструктуры с целью обеспечения совместимости с российским ПО и (или) евразийским ПО (для использования на значимых объектах КИИ). Выявленные факторы и барьеры рекомендуется направить в Минцифры России;
сформировать перечень задач и мероприятий, направленных на устранение факторов и барьеров, препятствующих переходу на использование российского ПО, а также на обеспечение совместимости прикладного ПО информационных систем и иных компонентов информационно-технологической инфраструктуры, используемых организацией, с российским ПО и евразийским ПО (для использования на значимых объектах КИИ);
н) провести оценку требуемых временных и финансовых ресурсов для реализации задач по переходу на использование российского ПО, разработать необходимые финансово-экономические и технико-экономические обоснования;
о) провести оценку достаточности имеющихся в распоряжении организации ресурсов, необходимых для обеспечения перехода на использование российского ПО в установленные сроки и для достижения установленных целевых показателей, в том числе для целей модернизации прикладного ПО информационных систем и иных компонентов информационно-технологической инфраструктуры. При этом при оценке достаточности ресурсов государственным корпорациям и компаниям с государственным участием, сведения о которых включены в специальный перечень N 91-р, а также организациям, включенным в расширенный перечень организаций, в отношении которых принято решение о необходимости указанными организациями разработки стратегий (программ) цифровой трансформации, их дочерних и зависимых обществам рекомендуется:
провести оптимизацию текущих и планируемых эксплуатационных расходов на ИКТ;
провести оптимизацию текущих и планируемых расходов на развитие существующих информационных систем и иных компонентов информационно-технологической инфраструктуры, функционирующих на базе иностранных ИТ-платформ и иностранных ИТ-решений;
провести оптимизацию расходов, в том числе расходов на закупку нового ИКТ-оборудования и создание новых центров обработки данных, на вычислительную и телекоммуникационную инфраструктуру, обеспечивающую функционирование информационных систем, в том числе с учетом возможностей, предоставляемых в рамках единой цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех", государственной единой облачной платформы, возможностей, связанных с переходом на использование "сервисной модели" при возникновении потребности в вычислительных ресурсах и программно-аппаратных комплексов;
п) с учетом проведенной оценки требуемых временных и финансовых ресурсов, оценки достаточности имеющихся финансовых ресурсов с учетом проведенной оптимизации расходов на ИКТ государственным корпорациям и компаниям с государственным участием, сведения о которых включены в специальный перечень N 91-р, а также организациям, включенным в расширенный перечень организаций, в отношении которых принято решение о необходимости указанными организациями разработки стратегий (программ) цифровой трансформации, рекомендуется:
внести необходимые изменения в программы (проекты) организации, связанные с развитием ИКТ;
при отсутствии имеющегося в организации достаточного объема финансовых ресурсов проработать вопросы, связанные с иными источниками финансового обеспечения процессов перехода на использование российского ПО;
р) в случае, если в процессе тестирования российского ПО и евразийского ПО и уточнения программно-технических решений будет определено, что в указанном ПО отсутствует ряд критически важных технологий и функций, которые при этом не могут быть реализованы путем использования комбинации ПО или реализации организационно-технических мер, рекомендуется организовать взаимодействие с Отраслевым комитетом по развитию общесистемного и прикладного ПО, иными Индустриальными центрами компетенций по замещению зарубежных отраслевых продуктов и решений в ключевых отраслях экономики (при необходимости), а также с Центрами компетенций по развитию российского общесистемного и прикладного программного обеспечения, производителями российского ПО и евразийского ПО для целей организации развития и доработки указанного ПО;
с) предусмотреть мероприятия, направленные на обучение работников организации, в том числе работников, ответственных за вопросы функционирования информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктуры, по использованию российского и евразийского ПО.
102. Государственным корпорациям и компаниям с государственным участием, сведения о которых включены в специальный перечень N 91-р, а также организациям, включенным в расширенный перечень организаций, в отношении которых принято решение о необходимости указанными организациями разработки стратегий (программ) цифровой трансформации, также рекомендуется:
а) с 1 января 2023 г. новые информационные системы и иные компоненты информационно-технологической инфраструктуры создавать с использованием российского ПО и евразийского ПО (для использования на значимых объектах КИИ);
б) создать "проектную группу", обеспечивающую управление процессами перехода организации на использование российского ПО, мониторинг хода реализации Плана перехода и достижения установленных показателей эффективности;
в) предусмотреть мероприятие по предоставлению в Минцифры России и в части касающейся в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, определенные в пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22 августа 2022 г. N 1478 и ответственные за утверждение отраслевых планов мероприятий по обеспечению готовности заказчиков 223-ФЗ (за исключением организаций с муниципальным участием) к преимущественному использованию российского ПО, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, сведений о ходе реализации Плана перехода с периодичностью, по форме и в объеме, предусмотренных в Методических рекомендациях по цифровой трансформации и в настоящих методических рекомендациях;
г) внести изменения во внутренние документы организации, устанавливающие персональную ответственность единоличного исполнительного органа организации, а также персональную ответственность для заместителя руководителя организации, ответственного за вопросы, связанные с переходом на использование российского ПО за несвоевременную подготовку и реализацию Плана перехода на использование российского ПО, а также за недостижение показателей эффективности перехода на использование российского ПО, установленных в Плане перехода, в соответствии с Методическими рекомендациями по цифровой трансформации.
103. Государственным корпорациям и компаниям с государственным участием, сведения о которых включены в специальный перечень N 91-р, рекомендуется провести анализ соответствия ранее реализованных организационно-технических мероприятий настоящим методическим рекомендациям и при необходимости, в случае, если какие-либо организационно-технические мероприятия не были реализованы, актуализировать ранее утвержденный в рамках стратегии (программы) цифровой трансформации План перехода на использование российского ПО в части организационно-технических мероприятий.
104. Показатели эффективности и соответствующие им значения индикаторов эффективности перехода на использование российского ПО рекомендуется формировать в виде отдельной таблицы и устанавливать по годам в отношении каждого используемого класса (типа) ПО в соответствии с приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 22 сентября 2020 г. N 486 "Об утверждении классификатора программ для электронных вычислительных машин и баз данных".
105. Устанавливаемые показатели эффективности и соответствующие им значения индикаторов эффективности перехода на российское ПО должны учитывать показатели эффективности, устанавливаемые для перехода на использование российского ПО на значимых объектах КИИ.
106. Показатели эффективности и соответствующие им значения индикаторов эффективности должны быть установлены с учетом требований законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, в сфере обеспечения технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации. Показатели эффективности и соответствующие им значения индикаторов эффективности рекомендуется устанавливать на уровне или выше (если применимо) показателей и значений, приведенных в Методических рекомендациях по цифровой трансформации и в настоящих методических рекомендациях в части касающейся.
107. Показатели эффективности перехода на использование российского ПО и соответствующие им значения индикаторов эффективности рекомендуется устанавливать по годам нарастающим итогом, исходя из обеспечения динамики, достаточной для осуществления перехода на использование российского ПО и достижения рекомендованных показателей эффективности.
108. Показатели эффективности в отношении закупок ПО и связанных с ним работ и услуг, осуществляемых государственными корпорациями и компаниями с государственным участием, сведения о которых включены в специальный перечень N 91-р, а также организациями, включенными в расширенный перечень организаций, в отношении которых принято решение о необходимости указанными организациями разработки стратегий (программ) цифровой трансформации, рекомендуется формировать на весь период планирования перехода на использование российского ПО, а также устанавливаются в составе ключевых показателей эффективности реализации стратегии (программы) цифровой трансформации.
109. Показатели эффективности в отношении закупок ПО и связанных с ним работ и услуг, осуществляемых организациями, включенными в расширенный перечень организаций, в отношении которых принято решение о необходимости указанными организациями разработки стратегий (программ) цифровой трансформации, рекомендуется устанавливать в соответствии с Методическими рекомендациями по цифровой трансформации и настоящими методическими рекомендациями в части касающейся.
110. Сведения об объемах и источниках финансовых ресурсов, планируемых для решения задач по переходу на использование российского ПО, в том числе на значимых объектах КИИ, рекомендуется указывать в виде отдельной таблицы.
111. Сведения об объемах и источниках финансовых ресурсов рекомендуется устанавливать по годам в тыс. руб., с указанием двух знаков после запятой. Сведения об объемах и источниках финансовых ресурсов должны учитывать:
устанавливаемые показатели в отношении закупок российского ПО и связанных с ним работ и услуг;
устанавливаемую динамику показателей эффективности и соответствующих им значений индикаторов эффективности в отношении классов (типов) ПО;
необходимость реализации организационно-технических мероприятий по переходу на российского ПО в полном объеме и в запланированные сроки;
динамику цен производителей ПО и поставщиков иных товаров, работ, услуг, связанных с ИКТ.
112. Детализированный план перехода на использование российского ПО на принадлежащих государственной корпорации и компании с государственным участием, сведения о которых включены в специальный перечень N 91-р, или организации, включенной в расширенный перечень организаций, в отношении которых принято решение о необходимости указанными организациями разработки стратегий (программ) цифровой трансформации, их дочерним и зависимым обществам значимых объектах КИИ и показатели эффективности перехода на использование российского ПО и соответствующие им значения индикаторов эффективности на значимых объектах КИИ рекомендуется формировать в виде отдельной таблицы.
113. В детализированном плане для значимых объектов КИИ для каждого значимого объекта КИИ рекомендуется:
сформировать план-график мероприятий по переводу значимого объекта КИИ на использование российского ПО и евразийского ПО с указанием наименования мероприятия, срока его реализации, ответственного работника, описания ожидаемого результата с учетом реализации организационно-технических мероприятий перехода на использование российского ПО;
определить классы (типы) ПО и перечень иностранного ПО, которое используется на значимом объекте КИИ и которое подлежит замещению на российское ПО и евразийское ПО до конца 2024 года;
установить по годам показатели эффективности и соответствующие им значения индикаторов эффективности для каждого используемого на значимом объекте КИИ класса (типа) ПО.
114. При установлении показателей эффективности и соответствующих им значений индикаторов эффективности для классов (типов) ПО, используемого на принадлежащих государственной корпорации и компании с государственным участием, сведения о которых включены в специальный перечень N 91-р, или организации, включенной в расширенный перечень организаций, в отношении которых принято решение о необходимости указанными организациями разработки стратегий (программ) цифровой трансформации, их дочерним и зависимым обществам значимых объектах КИИ, рекомендуется исходить из следующих условий:
достижение к концу 2022 г. доли использования российского ПО и евразийского ПО на значимых объектах КИИ, превышающей не менее чем на 10% текущие показатели использования российского ПО на таких объектах;
достижение к концу 2023 г. доли использования российского ПО и евразийского ПО на значимых объектах КИИ, превышающей не менее чем на 40% текущие показатели использования российского ПО на таких объектах;
установление на 2024 г. и далее доли использования российского ПО и евразийского ПО на значимых объектах КИИ на уровне 100%.
115. После утверждения Плана перехода государственной корпорации и компании с государственным участием, сведения о которых включены в специальный перечень N 91-р, или организации, включенной в расширенный перечень организаций, в отношении которых принято решение о необходимости указанными организациями разработки стратегий (программ) цифровой трансформации, их дочерних и зависимых обществ копию утвержденного Плана перехода рекомендуется направить в Минцифры России (за исключением случаев, когда такой План перехода был ранее направлен в Минцифры России в составе утвержденной стратегии (программы) цифровой трансформации).
116. При внесении изменений в утвержденный государственной корпорацией или компанией с государственным участием, сведения о которой включены в специальный перечень N 91-р, или организацией, включенной в расширенный перечень организаций, в отношении которых принято решение о необходимости указанными организациями разработки стратегий (программ) цифровой трансформации, их дочерними и зависимыми обществами План перехода на использование российского ПО указанным организациям рекомендуется обеспечивать согласование указанных изменений в порядке, предусмотренном Методическими рекомендациями по цифровой трансформации и настоящими методическими рекомендациями, при одновременном предоставлении обоснования необходимости внесения изменений.
117. Не рекомендуется при формировании показателей эффективности перехода на использование российского ПО и соответствующих им значений индикаторов эффективности, показателей эффективности в отношении закупок ПО и связанных с ним работ и услуг, сведений об объемах и источниках финансовых ресурсов указывать отсылочные положения такие как "могут быть изменены по результатам тестирования", "могут быть изменены в случае отсутствия необходимого объема финансирования" и иные.
118. Для целей мониторинга и контроля реализации Планов перехода государственных корпораций и компаний с государственным участием, сведения о которых включены в специальный перечень N 91-р, и организаций, включенных в расширенный перечень организаций, в отношении которых принято решение о необходимости указанными организациями разработки стратегий (программ) цифровой трансформации, их дочерних и зависимых обществ на использование российского ПО указанным организациям рекомендуется предоставлять в Минцифры России соответствующие отчетные сведения в соответствии с отчетными формами, приведенными в Методических рекомендациях по цифровой трансформации.
Рекомендованные отчетные формы для представления сведений указанными организациями о ходе реализации Плана перехода на использование российского ПО и достижении показателей эффективности перехода на использование российского ПО на принадлежащих им значимых объектах КИИ приведены в Приложении N 12 к настоящим методическим рекомендациям.
Рекомендуемые сроки предоставления в Минцифры России отчетных сведений согласно отчетным формам, приведенным в приложении N 12 к настоящим Методическим рекомендациям:
для полугодовых отчетов - в течение 1 месяца после даты завершения отчетного периода;
для годовых отчетов - в течение 4-х месяцев после даты завершения отчетного периода.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей