3.2. Переход на использование российского ПО организаций, подведомственных органам государственной власти и государственным внебюджетным фондам

3.2. Переход на использование российского ПО

организаций, подведомственных органам государственной власти

и государственным внебюджетным фондам

57. Настоящий раздел методических рекомендаций применяется для организаций, подведомственных органам государственной власти и государственным внебюджетным фондам, не включенных в специальный перечень N 91-р и в отношении которых не приняты решения о разработке стратегии (программы) цифровой трансформации (протокол заочного голосования членов президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 31 августа 2022 г. N 34) (далее - подведомственные организации).

58. В План перехода подведомственной организации на использование российского ПО рекомендуется включать:

а) перечень организационно-технических мероприятий, реализация которых необходима для перехода на использование российского ПО, в том числе на значимых объектах КИИ, с учетом настоящих методических рекомендаций и требований законодательства Российской Федерации (в виде отдельной таблицы);

б) показатели эффективности и соответствующие им значения индикаторов эффективности перехода на использование российского ПО, предусматривающие установление по годам показателей эффективности использования российского ПО в отношении каждого используемого класса (типа) ПО, в соответствии с приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 22 сентября 2020 г. N 486 "Об утверждении классификатора программ для электронных вычислительных машин и баз данных" (в виде отдельной таблицы);

в) показатели эффективности в отношении закупок ПО и связанных с ним работ и услуг, осуществляемых подведомственной организацией, устанавливаемые по годам на весь период планирования перехода на использование российского ПО (в виде отдельной таблицы);

г) сведения об объемах и источниках финансовых ресурсов, планируемых для решения задач по переходу на использование российского ПО, в том числе на значимых объектах КИИ, указываемых по годам (в виде отдельной таблицы);

д) детализированный план перехода на использование российского ПО на принадлежащих подведомственной организации значимых объектах КИИ, представляющий собой определение перечня мероприятий и задач по каждому значимому объекту КИИ, а также показатели эффективности перехода на использование российского ПО и соответствующие им значения индикаторов эффективности, устанавливаемые по годам для каждого значимого объекта КИИ в отношении каждого класса (типа) ПО, используемого на соответствующем значимом объекте КИИ (в виде отдельной таблицы).

59. План перехода подведомственной организации на использование российского ПО рекомендуется утвердить решением руководителя подведомственной организации.

60. В целях обеспечения эффективного перехода подведомственной организации на использование российского ПО рекомендуется определить решением руководителя организации работника, занимающего должность не ниже заместителя руководителя организации, ответственного за переход на использование российского ПО, а также за достижение устанавливаемых в Плане перехода показателей эффективности и соответствующих им значений индикаторов эффективности.

61. План перехода подведомственной организации на использование российского ПО рекомендуется согласовать с Минцифры России, а также с АНО "Центр компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ" (за исключением сведений, составляющих государственную тайну) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2020 г. N 2117 и постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2022 г. N 1706.

62. Детализированный план перехода на использование российского ПО на принадлежащих подведомственной организации значимых объектах КИИ, а также показатели эффективности перехода на использование российского ПО и соответствующие им значения индикаторов эффективности, устанавливаемые для значимых объектов КИИ, также рекомендуется согласовать с Минцифры России.

63. Документы, являющиеся частью Плана перехода и которые представляют собой сведения, составляющие государственную тайну, и документы, являющиеся частью Плана перехода и в которых отсутствуют сведения, составляющие государственную тайну, представляются на согласование раздельно.

64. Рекомендованная форма Плана перехода подведомственной организации на использование российского ПО, включая:

а) форму для формирования перечня организационно-технических мероприятий;

б) форму для установления показателей эффективности и соответствующих им значений индикаторов эффективности перехода на использование российского ПО;

в) форму для установления показателей эффективности в отношении закупок программного обеспечения и связанных с ним работ и услуг;

г) форму для определения сведений об объемах и источниках финансовых ресурсов;

д) форму детализированного плана перехода на использование российского ПО на принадлежащих подведомственной организации значимых объектах КИИ и форму для установления показателей эффективности перехода на использование российского ПО и соответствующих им значений индикаторов эффективности в отношении значимых объектов КИИ;

приведена в приложении N 5 к настоящим методическим рекомендациям.

65. Рекомендованные показатели эффективности и соответствующие им значения индикаторов эффективности перехода подведомственных организаций на использование российского ПО в отношении каждого используемого класса (типа) ПО, в соответствии с приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 22 сентября 2020 г. N 486 "Об утверждении классификатора программ для электронных вычислительных машин и баз данных", приведены в приложении N 6 к настоящим методическим рекомендациям.

66. Рекомендованные показатели эффективности в отношении закупок ПО и связанных с ним работ и услуг, проводимых подведомственными организациями, приведены в приложении N 7 к настоящим методическим рекомендациям.

67. В перечень организационно-технических мероприятий, реализация которых необходима для обеспечения перехода на использование российского ПО, рекомендуется включить:

а) организационные мероприятия, направленные на подготовку к переходу подведомственной организации на использование российского ПО, включая основные мероприятия, связанные с переходом на использование российского ПО на значимых объектах КИИ;

б) технические мероприятия, направленные на подготовку к переходу подведомственной организации на использование российского ПО, включая основные мероприятия, связанные с переходом на использование российского ПО на значимых объектах КИИ;

в) мероприятия, направленные на обеспечение перехода подведомственной организации на использование российского ПО, включая общие основные мероприятия, связанные с переходом на использование российского ПО на значимых объектах КИИ;

г) иные организационно-технические мероприятия.

68. При описании результатов реализации организационно-технических мероприятий могут быть использованы качественные и количественные индикаторы и показатели.

69. Для целей перехода на использование российского ПО подведомственной организации рекомендуется организовать работу по включению в единый реестр российского ПО программного обеспечения, используемого подведомственной организацией и исключительное право на которое принадлежит подведомственной организации, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

70. В целях обеспечения эффективного планирования в части организационно-технических мероприятий перехода на использование российского ПО, в том числе перехода на использование российского ПО на значимых объектах КИИ, подведомственным организациям рекомендуется:

а) сформировать перечень информационных систем, используемых подведомственной организацией;

б) сформировать перечень значимых объектов КИИ, которые принадлежат подведомственной организации;

в) организовать и провести стресс-тестирование используемой информационно-технологической инфраструктуры подведомственной организации в части используемого иностранного ПО (далее - стресс-тестирование);

г) провести обследование существующей информационно-технологической инфраструктуры, в том числе прикладного ПО информационных систем, значимых объектов КИИ и иных элементов информационно-технологической инфраструктуры, используемых подведомственной организацией;

д) на основе проведенного обследования и стресс-тестирования существующей информационно-технологической инфраструктуры рекомендуется:

определить текущие показатели и характеристики использования ПО, происходящего из иностранных государств, в том числе сформировать перечень такого ПО, определить текущие показатели и характеристики использования ПО, сведения о котором включены в единый реестр российского ПО, и сформировать перечень такого ПО, а также определить текущие показатели и характеристики использования ПО, сведения о котором включены в единый реестр евразийского ПО, и сформировать перечень такого ПО;

для каждого значимого объекта КИИ определить перечень используемого иностранного ПО, российского ПО и евразийского ПО, определить долю используемого российского и евразийского ПО для каждого значимого объекта КИИ в разрезе классов (типов) ПО;

е) провести анализ требований, предъявляемых законодательством Российской Федерации к функционированию различных классов (типов) ПО, в том числе используемого на значимых объектах КИИ, в том числе функциональных требований и требований по обеспечению информационной безопасности;

ж) провести анализ сведений о ПО, включенном в единый реестр российского ПО, и сведений о ПО, включенном в единый реестр евразийского ПО, определить предварительный перечень потенциального российского ПО и евразийского ПО, реализующих функции соответствующего ПО, для его дальнейшего применения при переходе на использование российского ПО, в том числе на значимых объектах КИИ;

з) провести анализ текущих сроков амортизации используемых подведомственной организацией на момент планирования персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, абонентских устройств радиоподвижной связи, программно-аппаратных комплексов, в том числе серверного и иного технологического оборудования, иных средств вычислительной техники и периферийных устройств, а также провести оценку совместимости российского и евразийского ПО с указанным оборудованием и программно-аппаратными комплексами;

и) провести анализ сроков действия прав на использование ПО и сроков полезного использования нематериальных активов в отношении используемого на момент планирования ПО, сведения о котором не включены в единый реестр российского ПО;

к) в части офисного ПО сформировать функциональную классификацию автоматизированных рабочих мест работников и требования к ним в соответствии с установленными в подведомственной организации должностными функциональными обязанностями работников, требованиям к офисному ПО на основе применения дифференцированного подхода с учетом сформированной функциональной классификации автоматизированных рабочих мест и функциональных требований, предъявляемых прикладным ПО информационных систем;

л) провести анализ планов закупки ПО, в том числе закупки прав на использование ПО и закупки технической поддержки (обновлений) ПО, сведения о котором не включены в единый реестр российского ПО, на последующие периоды, и провести их корректировку с учетом задач по переходу на использование российского ПО и формируемой системы показателей эффективности и соответствующих им значений индикаторов эффективности перехода на использование российского ПО;

м) реализовать мероприятия, направленные на уточнение используемых подведомственной организацией программно-технических решений и программного обеспечения в связи с переходом на использование российского ПО, в рамках которых, в том числе:

провести анализ общесистемного и прикладного ПО, программно-аппаратных комплексов, используемых подведомственной организацией на значимых объектах КИИ и на иных объектах информационно-технологической инфраструктуры;

сформировать требования к функциональным, техническим, эксплуатационным характеристикам, предъявляемым к персональным электронным вычислительным машинам, устройствам терминального доступа, абонентским устройствам радиоподвижной связи, программно-аппаратным комплексам, в том числе серверному и иному технологическому оборудованию, иным средствам вычислительной техники и периферийным устройствам, планируемым к закупке в последующие периоды с учетом необходимости обеспечения совместимости с российским ПО и евразийским ПО (для использования на значимых объектах КИИ). Указанные требования рекомендуется направить в Минцифры России;

определить требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам, предъявляемым к различным классам (типам) ПО (для каждого класса (типа) ПО) со стороны прикладного ПО информационных систем и иных компонентов информационно-технологической инфраструктуры. Указанные требования рекомендуется направить в Минцифры России;

провести функциональное и иные виды тестирования российского и евразийского ПО для целей подтверждения соответствия указанного ПО определенным требованиям к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам ПО, а также оценки совместимости прикладного ПО информационных систем и иных компонентов информационно-технологической инфраструктуры с российским и евразийским ПО;

определить уточненный перечень российского ПО, евразийского ПО и российских программно-технических решений для применения при переходе на использование российского ПО, в том числе на значимых объектах КИИ;

определить факторы и барьеры, препятствующие на момент планирования переходу на использование российского ПО (для соответствующих классов (типов) ПО), провести оценку необходимости и объемов доработки прикладного ПО информационных систем и иных компонентов информационно-технологической инфраструктуры с целью обеспечения совместимости с российским ПО и (или) евразийским ПО (для использования на значимых объектах КИИ). Выявленные факторы и барьеры рекомендуется направить в Минцифры России;

сформировать перечень задач и мероприятий, направленных на устранение факторов и барьеров, препятствующих переходу на использование российского ПО, а также на обеспечение совместимости прикладного ПО информационных систем и иных компонентов информационно-технологической инфраструктуры, используемых подведомственной организацией, с российским ПО и евразийским ПО (для использования на значимых объектах КИИ);

н) провести оценку требуемых временных и финансовых ресурсов для реализации задач по переходу на использование российского ПО, разработать необходимые финансово-экономические и технико-экономические обоснования;

о) провести оценку достаточности имеющихся в распоряжении подведомственной организации ресурсов, необходимых для обеспечения перехода на использование российского ПО в установленные сроки и для достижения установленных показателей эффективности, в том числе для целей модернизации прикладного ПО информационных систем и иных компонентов информационно-технологической инфраструктуры. При этом при оценке достаточности ресурсов подведомственным организациям рекомендуется:

провести оптимизацию текущих и планируемых эксплуатационных расходов на ИКТ;

провести оптимизацию текущих и планируемых расходов на развитие существующих информационных систем и иных компонентов информационно-технологической инфраструктуры, функционирующих на базе иностранных ИТ-платформ и иностранных ИТ-решений;

провести оптимизацию расходов, в том числе расходов на закупку нового ИКТ-оборудования и создание новых центров обработки данных, на вычислительную и телекоммуникационную инфраструктуру, обеспечивающую функционирование информационных систем, в том числе с учетом возможностей, предоставляемых в рамках единой цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех", государственной единой облачной платформы, возможностей, связанных с переходом на использование "сервисной модели" при возникновении потребности в вычислительных ресурсах и программно-аппаратных комплексов;

п) с учетом проведенной оценки требуемых временных и финансовых ресурсов, оценки достаточности имеющихся финансовых ресурсов с учетом проведенной оптимизации расходов на ИКТ подведомственным организациям рекомендуется:

внести необходимые изменения в программы (проекты) организации, связанные с развитием ИКТ;

при отсутствии имеющегося в организации достаточного объема финансовых ресурсов проработать вопросы, связанные с иными источниками финансового обеспечения процессов перехода на использование российского ПО;

р) в случае, если в процессе тестирования российского ПО и евразийского ПО и уточнения программно-технических решений и программного обеспечения будет определено, что в указанном ПО отсутствует ряд критически важных технологий и функций, которые при этом не могут быть реализованы путем использования комбинации ПО или реализации организационно-технических мер, рекомендуется организовать взаимодействие с Отраслевым комитетом по развитию общесистемного и прикладного ПО, иными Индустриальными центрами компетенций по замещению зарубежных отраслевых продуктов и решений в ключевых отраслях экономики (при необходимости), а также с Центрами компетенций по развитию российского общесистемного и прикладного программного обеспечения, производителями российского ПО и евразийского ПО для целей организации развития и доработки указанного ПО;

с) предусмотреть мероприятия, направленные на обучение работников подведомственной организации, в том числе работников, ответственных за вопросы функционирования информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктуры, по использованию российского и евразийского ПО.

71. Подведомственным организациям также рекомендуется:

а) с 1 января 2023 г. новые информационные системы и иные компоненты информационно-технологической инфраструктуры создавать с использованием российского ПО и евразийского ПО (для использования на значимых объектах КИИ);

б) создать "проектную группу", обеспечивающую управление процессами перехода подведомственной организации на использование российского ПО, мониторинг хода реализации Плана перехода и достижения установленных показателей эффективности;

в) предусмотреть мероприятие по предоставлению в Минцифры России и в части касающейся в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, определенные в пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22 августа 2022 года N 1478 и ответственные за утверждение отраслевых планов мероприятий по обеспечению готовности заказчиков 223-ФЗ (за исключением организаций с муниципальным участием) к преимущественному использованию российского ПО, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, сведений о ходе реализации Плана перехода с периодичностью, по форме и в объеме, предусмотренных в настоящих методических рекомендациях;

г) установить решением руководителя подведомственной организации условия и критерии, определяющие персональную ответственность для заместителя руководителя подведомственной организации, ответственного за вопросы, связанные с переходом на использование российского ПО, за несвоевременную подготовку и утверждение Плана перехода подведомственной организации на использование российского ПО, а также за недостижение показателей эффективности перехода на использование российского ПО, установленных в Плане перехода.

Указанные в настоящем пункте условия и критерии, определяющие персональную ответственность, рекомендуется согласовать с органом государственной власти или государственным внебюджетным фондом, подведомственной организацией которого является организация.

72. Показатели эффективности и соответствующие им значения индикаторов эффективности перехода на использование российского ПО рекомендуется формировать в виде отдельной таблицы и устанавливать по годам в отношении каждого используемого класса (типа) ПО, в соответствии с приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 22 сентября 2020 г. N 486 "Об утверждении классификатора программ для электронных вычислительных машин и баз данных".

73. Устанавливаемые показатели эффективности и соответствующие им значения индикаторов эффективности перехода на российское ПО должны учитывать показатели эффективности, устанавливаемые для перехода на использование российского ПО на значимых объектах КИИ.

74. Показатели эффективности и соответствующие им значения индикаторов эффективности должны быть установлены с учетом требований законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, в сфере обеспечения технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации. Показатели эффективности и соответствующие им значения индикаторов эффективности рекомендуется устанавливать на уровне или выше (если применимо) показателей и значений, приведенных в настоящих методических рекомендациях.

75. Для классов ПО (операционная система, коммуникационное ПО, офисный пакет, почтовые приложения, органайзер, средства просмотра, интернет-браузер, редактор презентаций, табличный редактор, текстовый редактор, ПО файлового менеджера, справочно-правовая система, ПО системы электронного документооборота, средства антивирусной защиты), в отношении которого ранее подведомственными организациями были установлены показатели эффективности и соответствующие им индикаторы эффективности в планах перехода на использование отечественного офисного ПО, в том числе ранее закупленного офисного ПО, разработанных подведомственными организациями в рамках исполнения решений органов государственной власти или государственных внебюджетных фондов в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 29 июня 2017 г. N 334, не рекомендуется устанавливать на 2022 год показатели эффективности и соответствующие им значений индикаторов эффективности на уровне или ниже значений показателей, установленных для соответствующего класса (типа) ПО в указанных планах на 2020 год.

76. Показатели эффективности перехода на использование российского ПО и соответствующие им значения индикаторов эффективности рекомендуется устанавливать по годам нарастающим итогом, исходя из обеспечения динамики, достаточной для осуществления перехода на использование российского ПО и достижения рекомендованных в настоящих методических рекомендациях показателей.

77. Показатели эффективности в отношении закупок ПО и связанных с ним работ и услуг, осуществляемых подведомственной организацией, рекомендуется формировать в виде отдельной таблицы по годам на весь период планирования перехода на использование российского ПО.

78. Показатели эффективности в отношении закупок ПО и связанных с ним работ и услуг, осуществляемых подведомственной организацией, рекомендуется устанавливать в соответствии с рекомендованными в настоящих методических рекомендациях значениями.

79. Сведения об объемах и источниках финансовых ресурсов, планируемых для решения задач по переходу на использование российского ПО, в том числе на значимых объектах КИИ, рекомендуется указывать в виде отдельной таблицы.

80. Сведения об объемах и источниках финансовых ресурсов рекомендуется устанавливать по годам в тыс. руб., с указанием двух знаков после запятой. Сведения об объемах и источниках финансовых ресурсов должны учитывать:

устанавливаемые показатели в отношении закупок российского ПО и связанных с ним работ и услуг;

устанавливаемую динамику показателей эффективности и соответствующих им значений индикаторов эффективности в отношении классов (типов) ПО;

необходимость реализации организационно-технических мероприятий по переходу на российского ПО в полном объеме и в запланированные сроки;

динамику цен производителей ПО и поставщиков иных товаров, работ, услуг, связанных с ИКТ.

81. Детализированный план перехода на использование российского ПО на принадлежащих подведомственной организации значимых объектах КИИ и показатели эффективности перехода на использование российского ПО и соответствующие им значения индикаторов эффективности на значимых объектах КИИ рекомендуется формировать в виде отдельной таблицы.

В детализированном плане для значимых объектов КИИ для каждого значимого объекта КИИ рекомендуется:

сформировать план-график мероприятий по переводу значимого объекта КИИ на использование российского ПО и евразийского ПО с указанием наименования мероприятия, срока его реализации, ответственного работника, описания ожидаемого результата с учетом реализации организационно-технических мероприятий перехода на использование российского ПО;

определить классы (типы) ПО и перечень иностранного ПО, которое используется на значимом объекте КИИ и которое подлежит замещению на российское ПО и евразийское ПО до конца 2024 года;

установить по годам показатели эффективности и соответствующие им значения индикаторов эффективности для каждого используемого на значимом объекте КИИ класса (типа) ПО.

82. При установлении показателей эффективности для классов (типов) ПО, используемого на принадлежащих подведомственной организации значимых объектах КИИ, рекомендуется исходить из следующих условий:

достижение к концу 2022 г. доли использования российского ПО и евразийского ПО на значимых объектах КИИ, превышающей не менее чем на 10% текущие показатели использования российского ПО на таких объектах;

достижение к концу 2023 г. доли использования российского ПО и евразийского ПО на значимых объектах КИИ, превышающей не менее чем на 40% текущие показатели использования российского ПО на таких объектах;

установление на 2024 г. и далее доли использования российского ПО и евразийского ПО на значимых объектах КИИ на уровне 100%.

83. После утверждения Плана перехода подведомственной организации копию утвержденного Плана перехода рекомендуется направить в Минцифры России.

84. При внесении изменений в утвержденный План перехода на использование российского ПО подведомственной организации рекомендуется обеспечивать согласование указанных изменений в порядке, предусмотренным настоящими методическими рекомендациями, при одновременном предоставлении обоснования необходимости внесения изменений.

85. Не рекомендуется при формировании показателей эффективности перехода на использование российского ПО и соответствующих им значений индикаторов эффективности, показателей эффективности в отношении закупок ПО и связанных с ним работ и услуг, сведений об объемах и источниках финансовых ресурсов указывать отсылочные положения такие как "могут быть изменены по результатам тестирования", "могут быть изменены в случае отсутствия необходимого объема финансирования" и иные.

86. Для целей мониторинга и контроля реализации Планов подведомственных организаций по переходу на использование российского ПО подведомственным организациям рекомендуется предоставлять в Минцифры России соответствующие отчетные сведения. Рекомендованные отчетные формы для представления подведомственными организациями сведений о ходе реализации Плана перехода на использование российского ПО и достижении показателей эффективности перехода на использование российского ПО приведены в Приложении N 8 к настоящим методическим рекомендациям.

Рекомендуемые сроки предоставления в Минцифры России отчетных сведений согласно отчетным формам, приведенным в приложении N 8 к настоящим Методическим рекомендациям:

для квартальных отчетов - не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом;

для полугодовых отчетов - в течение 1 месяца после даты завершения отчетного периода;

для годовых отчетов - в течение 4-х месяцев после даты завершения отчетного периода.