3.4. Переход на использование российского ПО иных организаций, осуществляющих закупки товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (за исключением организаций с муниципальным участием)
3.4. Переход на использование российского ПО иных
организаций, осуществляющих закупки товаров, работ, услуг
в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе
в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами
юридических лиц" (за исключением организаций
с муниципальным участием)
119. Настоящий раздел методических рекомендаций применяется для организаций, осуществляющих закупки товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (за исключением организаций с муниципальным участием), не являющихся организациями, подведомственными органам государственной власти и государственным внебюджетным фондам, не включенных в специальный перечень N 91-р и в отношении которых не приняты решения о разработке стратегии (программы) цифровой трансформации (протокол заочного голосования членов президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 31 августа 2022 г. N 34) (далее - заказчики 44-ФЗ и заказчики 223-ФЗ).
120. В План перехода заказчиков 44-ФЗ и заказчиков 223-ФЗ на использование российского ПО рекомендуется включать:
а) перечень организационно-технических мероприятий, реализация которых необходима для перехода на использование российского ПО, в том числе на значимых объектах КИИ, с учетом требований настоящих методических рекомендаций и требований законодательства Российской Федерации (в виде отдельной таблицы);
б) показатели эффективности и соответствующие им значения индикаторов эффективности перехода на использование российского ПО, предусматривающие установление по годам показателей эффективности использования российского ПО в отношении каждого используемого класса (типа) ПО в соответствии с приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 22 сентября 2020 г. N 486 "Об утверждении классификатора программ для электронных вычислительных машин и баз данных" (в виде отдельной таблицы);
в) показатели эффективности в отношении закупок ПО и связанных с ним работ и услуг, осуществляемых заказчиком 44-ФЗ или заказчиком 223-ФЗ, устанавливаемые по годам на весь период планирования перехода на использование российского ПО (в виде отдельной таблицы);
г) сведения об объемах и источниках финансовых ресурсов, планируемых для решения задач по переходу на использование российского ПО, в том числе на значимых объектах КИИ, указываемых по годам (в виде отдельной таблицы);
д) детализированный план перехода на использование российского ПО на принадлежащих заказчику 44-ФЗ или заказчику 223-ФЗ значимых объектах КИИ, представляющий собой определение перечня мероприятий и задач по каждому значимому объекту КИИ, а также показатели эффективности перехода на использование российского ПО и соответствующие им значения индикаторов эффективности, устанавливаемые по годам для каждого значимого объекта КИИ в отношении каждого класса (типа) ПО, используемого на соответствующем значимом объекте КИИ (в виде отдельной таблицы).
121. План перехода заказчика 44-ФЗ или заказчика 223-ФЗ на использование российского ПО рекомендуется утвердить решением руководителя организации.
122. В целях обеспечения эффективного перехода заказчика 44-ФЗ или заказчика 223-ФЗ на использование российского ПО рекомендуется определить решением руководителя организации работника организации, занимающего должность не ниже заместителя руководителя организации, ответственного за переход на использование российского ПО, а также за достижение устанавливаемых в Плане перехода показателей эффективности и соответствующих им значений индикаторов эффективности.
123. План перехода заказчика 44-ФЗ или заказчика 223-ФЗ на использование российского ПО рекомендуется согласовать с Минцифры России. План перехода заказчика 44-ФЗ или заказчика 223-ФЗ, являющегося компанией с государственным участием, рекомендуется также согласовать с АНО "Центр компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ" (за исключением сведений, составляющих государственную тайну) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2020 г. N 2117 и постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2022 г. N 1706.
124. Детализированный план перехода на использование российского ПО на принадлежащих заказчику 44-ФЗ или заказчику 223-ФЗ значимых объектах КИИ, а также показатели эффективности перехода на использование российского ПО и соответствующие им значения индикаторов эффективности, устанавливаемые для значимых объектов КИИ, также рекомендуется согласовать с Минцифры России.
125. Документы, являющиеся частью Плана перехода и которые представляют собой сведения, составляющие государственную тайну, и документы, являющиеся частью Плана перехода и в которых отсутствуют сведения, составляющие государственную тайну, представляются на согласование раздельно.
126. Рекомендованная форма плана перехода заказчика 44-ФЗ и заказчика 223-ФЗ на использование российского ПО, включая:
а) форму для формирования перечня организационно-технических мероприятий;
б) форму для установления показателей эффективности и соответствующих им значений индикаторов эффективности перехода на использование российского ПО;
в) форму для установления показателей эффективности в отношении закупок ПО и связанных с ним работ и услуг;
г) форму для определения сведений об объемах и источниках финансовых ресурсов;
д) форму детализированного плана перехода на использование российского ПО на принадлежащих заказчикам 44-ФЗ и заказчикам 223-ФЗ значимых объектах КИИ и форму для установления показателей эффективности перехода на использование российского ПО и соответствующих им значений индикаторов эффективности в отношении значимых объектов КИИ,
приведенные в приложении N 13 к настоящим методическим рекомендациям.
127. Рекомендованные показатели эффективности и соответствующие им значения индикаторов эффективности перехода заказчиков 44-ФЗ и заказчиков 223-ФЗ на использование российского ПО в отношении каждого используемого класса (типа) ПО, в соответствии с приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 22 сентября 2020 г. N 486 "Об утверждении классификатора программ для электронных вычислительных машин и баз данных", приведены в Приложении N 14 к настоящим методическим рекомендациям.
128. Рекомендованные показатели эффективности в отношении закупок ПО и связанных с ним работ и услуг, проводимых заказчиками 44-ФЗ и заказчиками 223-ФЗ, приведены в приложении N 15 к настоящим методическим рекомендациям.
129. В состав перечня организационно-технических мероприятий, реализация которых необходима для обеспечения перехода на использование российского ПО, рекомендуется включить:
а) организационные мероприятия, направленные на подготовку к переходу организации на использование российского ПО, включая основные мероприятия, связанные с переходом на использование российского ПО на значимых объектах КИИ;
б) технические мероприятия, направленные на подготовку к переходу организации на использование российского ПО, включая основные мероприятия, связанные с переходом на использование российского ПО на значимых объектах КИИ;
в) мероприятия, направленные на обеспечение перехода организации на использование российского ПО, включая общие основные мероприятия, связанные с переходом на использование российского ПО на значимых объектах КИИ;
г) иные организационно-технические мероприятия.
130. При описании результатов реализации организационно-технических мероприятий могут быть использованы качественные и количественные индикаторы и показатели.
131. Для целей перехода на использование российского ПО заказчику 44-ФЗ или заказчику 223-ФЗ рекомендуется организовать работу по включению в единый реестр российского ПО программного обеспечения, используемого заказчиком 44-ФЗ или заказчиком 223-ФЗ и исключительное право на которое принадлежит заказчику 44-ФЗ или заказчику 223-ФЗ, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
132. В целях обеспечения эффективного планирования в части организационно-технических мероприятий перехода на использование российского ПО, в том числе перехода на использование российского ПО на значимых объектах КИИ, заказчикам 44-ФЗ и заказчикам 223-ФЗ рекомендуется:
а) сформировать перечень информационных систем, используемых заказчиком 44-ФЗ или заказчиком 223-ФЗ;
б) сформировать перечень значимых объектов КИИ, которые принадлежат заказчику 44-ФЗ или заказчику 223-ФЗ;
в) организовать и провести стресс-тестирование используемой информационно-технологической инфраструктуры заказчика 44-ФЗ или заказчика 223-ФЗ в части используемого иностранного ПО (далее - стресс-тестирование);
г) провести обследование существующей информационно-технологической инфраструктуры, в том числе прикладного ПО информационных систем, значимых объектов КИИ и иных элементов информационно-технологической инфраструктуры, используемых заказчиком 44-ФЗ или заказчиком 223-ФЗ;
д) на основе проведенного обследования и стресс-тестирования существующей информационно-технологической инфраструктуры рекомендуется:
определить текущие показатели и характеристики использования ПО, происходящего из иностранных государств, в том числе сформировать перечень такого ПО, определить текущие показатели и характеристики использования ПО, сведения о котором включены в единый реестр российского ПО, и сформировать перечень такого ПО, а также определить текущие показатели и характеристики использования ПО, сведения о котором включены в единый реестр евразийского ПО, и сформировать перечень такого ПО;
для каждого значимого объекта КИИ определить перечень используемого иностранного ПО, российского ПО и евразийского ПО, определить долю используемого российского и евразийского ПО для каждого значимого объекта КИИ в разрезе классов (типов) ПО;
е) провести анализ требований, предъявляемых законодательством Российской Федерации к функционированию различных классов (типов) ПО, в том числе используемого на значимых объектах КИИ, в том числе функциональных требований и требований по обеспечению информационной безопасности;
ж) провести анализ сведений о ПО, включенном в единый реестр российского ПО, и сведений о ПО, включенном в единый реестр евразийского ПО, определить предварительный перечень потенциального российского ПО и евразийского ПО, реализующих функции соответствующего ПО, для его дальнейшего применения при переходе на использование российского ПО, в том числе на значимых объектах КИИ;
з) провести анализ текущих сроков амортизации используемых организацией на момент планирования персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, абонентских устройств радиоподвижной связи, программно-аппаратных комплексов, в том числе серверного и иного технологического оборудования, иных средств вычислительной техники и периферийных устройств, а также провести оценку совместимости российского и евразийского ПО с указанным оборудованием и программно-аппаратными комплексами;
и) провести анализ сроков действия прав на использование ПО и сроков полезного использования нематериальных активов в отношении используемого организацией на момент планирования ПО, сведения о котором не включены в единый реестр российского ПО;
к) в части офисного ПО сформировать функциональную классификацию автоматизированных рабочих мест работников и требования к ним в соответствии с установленными в организации должностными функциональными обязанностями работников, требования к офисному ПО на основе применения дифференцированного подхода с учетом сформированной функциональной классификации автоматизированных рабочих мест и функциональных требований, предъявляемых прикладным ПО информационных систем;
л) провести анализ планов закупки ПО, в том числе закупки прав на использование ПО и закупки технической поддержки (обновлений) ПО, сведения о котором не включены в единый реестр российского ПО, на последующие периоды, и провести их корректировку с учетом задач по переходу на использование российского ПО и формируемой системы показателей эффективности и соответствующих им значений индикаторов эффективности перехода на использование российского ПО;
м) реализовать мероприятия, направленные на уточнение используемых заказчиком 44-ФЗ или заказчиком 223-ФЗ программно-технических решений и программного обеспечения в связи с переходом на использование российского ПО, в рамках которых, в том числе:
провести анализ общесистемного и прикладного ПО, программно-аппаратных комплексов, используемых на значимых объектах КИИ и на иных объектах информационно-технологической инфраструктуры, используемых заказчиком 44-ФЗ или заказчиком 223-ФЗ;
сформировать требования к функциональным, техническим, эксплуатационным характеристикам, предъявляемым к персональным электронным вычислительным машинам, устройствам терминального доступа, абонентским устройствам радиоподвижной связи, программно-аппаратным комплексам, в том числе серверному и иному технологическому оборудованию, иным средствам вычислительной техники и периферийным устройствам, планируемым к закупке в последующие периоды с учетом необходимости обеспечения совместимости с российским ПО и евразийским ПО (для использования на значимых объектах КИИ). Указанные требования рекомендуется направить в Минцифры России;
определить требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам, предъявляемым к различным классам (типам) ПО (для каждого класса (типа) ПО) со стороны прикладного ПО информационных систем и иных компонентов информационно-технологической инфраструктуры. Указанные требования рекомендуется направить в Минцифры России;
провести функциональное и иные виды тестирования российского и евразийского ПО для целей подтверждения соответствия указанного ПО определенным требованиям к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам ПО, а также оценки совместимости прикладного ПО информационных систем и иных компонентов информационно-технологической инфраструктуры с российским и евразийским ПО;
определить уточненный перечень российского ПО, евразийского ПО и российских программно-технических решений для применения при переходе на использование российского ПО, в том числе на значимых объектах КИИ;
определить факторы и барьеры, препятствующие на момент планирования переходу на использование российского ПО (для соответствующих классов (типов) ПО), провести оценку необходимости и объемов доработки прикладного ПО информационных систем и иных компонентов информационно-технологической инфраструктуры с целью обеспечения совместимости с российским ПО и (или) евразийским ПО (для использования на значимых объектах КИИ). Выявленные факторы и барьеры рекомендуется направить в Минцифры России;
сформировать перечень задач и мероприятий, направленных на устранение факторов и барьеров, препятствующих переходу на использование российского ПО, а также на обеспечение совместимости прикладного ПО информационных систем и иных компонентов информационно-технологической инфраструктуры, используемых заказчиком 44-ФЗ или заказчиком 223-ФЗ, с российским ПО и евразийским ПО (для использования на значимых объектах КИИ);
н) провести оценку требуемых временных и финансовых ресурсов для реализации задач по переходу на использование российского ПО, разработать необходимые финансово-экономические и технико-экономические обоснования;
о) провести оценку достаточности имеющихся в распоряжении заказчика 44-ФЗ или заказчика 223-ФЗ ресурсов, необходимых для обеспечения перехода на использование российского ПО в установленные сроки и для достижения установленных показателей эффективности, в том числе для целей модернизации прикладного ПО информационных систем и иных компонентов информационно-технологической инфраструктуры. При этом при оценке достаточности ресурсов заказчикам 44-ФЗ и заказчикам 223-ФЗ рекомендуется:
провести оптимизацию текущих и планируемых эксплуатационных расходов на ИКТ;
провести оптимизацию текущих и планируемых расходов на развитие существующих информационных систем и иных компонентов информационно-технологической инфраструктуры, функционирующих на базе иностранных ИТ-платформ и иностранных ИТ-решений;
провести оптимизацию расходов, в том числе расходов на закупку нового ИКТ-оборудования и создание новых центров обработки данных, на вычислительную и телекоммуникационную инфраструктуру, обеспечивающую функционирование информационных систем, в том числе с учетом возможностей, предоставляемых в рамках единой цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех", государственной единой облачной платформы, возможностей, связанных с переходом на использование "сервисной модели" при возникновении потребности в вычислительных ресурсах и программно-аппаратных комплексов;
п) с учетом проведенной оценки требуемых временных и финансовых ресурсов, оценки достаточности имеющихся финансовых ресурсов с учетом проведенной оптимизации расходов на ИКТ заказчикам 44-ФЗ и заказчикам 223-ФЗ рекомендуется:
внести необходимые изменения в программы (проекты) организации, связанные с развитием ИКТ;
при отсутствии имеющегося в организации достаточного объема финансовых ресурсов проработать вопросы, связанные с иными источниками финансового обеспечения процессов перехода на использование российского ПО;
р) в случае, если в процессе тестирования российского ПО и евразийского ПО и уточнения программно-технических решений будет определено, что в указанном ПО отсутствует ряд критически важных технологий и функций, которые при этом не могут быть реализованы путем использования комбинации ПО или реализации организационно-технических мер, рекомендуется организовать взаимодействие с Отраслевым комитетом по развитию общесистемного и прикладного ПО, иными Индустриальными центрами компетенций по замещению зарубежных отраслевых продуктов и решений в ключевых отраслях экономики (при необходимости), а также с Центрами компетенций по развитию российского общесистемного и прикладного программного обеспечения, производителями российского ПО и евразийского ПО для целей организации развития и доработки указанного ПО;
с) предусмотреть мероприятия, направленные на обучение работников подведомственной организации, в том числе работников, ответственных за вопросы функционирования информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктуры, по использованию российского и евразийского ПО.
133. Заказчикам 44-ФЗ и заказчикам 223-ФЗ также рекомендуется:
а) с 1 января 2023 г. новые информационные системы и иные компоненты информационно-технологической инфраструктуры создавать с использованием российского ПО и евразийского ПО (для использования на значимых объектах КИИ);
б) создать "проектную группу", обеспечивающую управление процессами перехода организации на использование российского ПО, мониторинг хода реализации Плана перехода и достижения установленных показателей эффективности;
в) предусмотреть мероприятие по предоставлению в Минцифры России и в части касающейся <4> в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, определенные в пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22 августа 2022 г. N 1478 и ответственные за утверждение отраслевых планов мероприятий по обеспечению готовности заказчиков 223-ФЗ (за исключением организаций с муниципальным участием) к преимущественному использованию российского ПО, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, сведений о ходе реализации Плана перехода с периодичностью, по форме и в объеме, предусмотренных в настоящих методических рекомендациях;
--------------------------------
<4> За исключением организаций, являющихся заказчиками 44-ФЗ и не осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
г) установить решением руководителя организации условия и критерии, определяющие персональную ответственность для заместителя руководителя организации, ответственного за вопросы, связанные с переходом на использование российского ПО, за несвоевременную подготовку и утверждение Плана перехода организации на использование российского ПО, а также за недостижение показателей эффективности перехода на использование российского ПО, установленных в Плане перехода.
Указанные в настоящем пункте условия и критерии, определяющие персональную ответственность, рекомендуется согласовать с Минцифры России.
134. Показатели эффективности и соответствующие им значения индикаторов эффективности перехода на использование российского ПО рекомендуется формировать в виде отдельной таблицы и устанавливать по годам в отношении каждого используемого класса (типа) ПО в соответствии с приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 22 сентября 2020 г. N 486 "Об утверждении классификатора программ для электронных вычислительных машин и баз данных".
135. Устанавливаемые показатели эффективности и соответствующие им значения индикаторов эффективности перехода на российское ПО должны учитывать показатели эффективности, устанавливаемые для перехода на использование российского ПО на значимых объектах КИИ.
136. Показатели эффективности и соответствующие им значения индикаторов эффективности должны быть установлены с учетом требований законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, в сфере обеспечения технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации. Показатели эффективности и соответствующие им значения индикаторов эффективности рекомендуется устанавливать на уровне или выше (если применимо) показателей и значений, приведенных в настоящих методических рекомендациях.
137. Показатели эффективности и соответствующие им значения индикаторов эффективности рекомендуется устанавливать по годам нарастающим итогом, исходя из обеспечения динамики, достаточной для осуществления перехода на использование российского ПО и достижения рекомендованных в настоящих методических рекомендациях показателей.
138. Показатели эффективности в отношении закупок ПО и связанных с ним работ и услуг, осуществляемых заказчиком 44-ФЗ или заказчиком 223-ФЗ, рекомендуется формировать в виде отдельной таблицы по годам на весь период планирования перехода на использование российского ПО.
139. Показатели эффективности в отношении закупок ПО и связанных с ним работ и услуг, осуществляемых заказчиком 44-ФЗ или заказчиком 223-ФЗ, рекомендуется устанавливать в соответствии с рекомендованными в настоящих методических рекомендациях значениями.
140. Сведения об объемах и источниках финансовых ресурсов, планируемых для решения задач по переходу на использование российского ПО, в том числе на значимых объектах КИИ, рекомендуется формировать в виде отдельной таблицы.
141. Сведения об объемах и источниках финансовых ресурсов рекомендуется устанавливать по годам в тыс. руб., с указанием двух знаков после запятой. Сведения об объемах и источниках финансовых ресурсов должны учитывать:
устанавливаемые показатели в отношении закупок российского ПО и связанных с ним работ и услуг;
устанавливаемую динамику показателей эффективности и соответствующих им значений индикаторов эффективности в отношении классов (типов) ПО;
необходимость реализации организационно-технических мероприятий по переходу на российского ПО в полном объеме и в запланированные сроки;
динамику цен производителей ПО и поставщиков иных товаров, работ, услуг, связанных с ИКТ.
142. Детализированный план перехода на использование российского ПО на принадлежащих заказчику 44-ФЗ или заказчику 223-ФЗ значимых объектах КИИ и показатели эффективности перехода на использование российского ПО и соответствующие им значения индикаторов эффективности на значимых объектах КИИ рекомендуется формировать в виде отдельной таблицы.
143. В детализированном плане для значимых объектов КИИ для каждого значимого объекта КИИ рекомендуется:
сформировать план-график мероприятий по переводу значимого объекта КИИ на использование российского ПО и евразийского ПО с указанием наименования мероприятия, срока его реализации, ответственного работника, описания ожидаемого результата с учетом реализации организационно-технических мероприятий перехода на использование российского ПО;
определить классы (типы) ПО и перечень иностранного ПО, которое используется на значимом объекте КИИ и которое подлежит замещению на российское ПО и евразийское ПО до конца 2024 года;
установить по годам показатели эффективности и соответствующие им значения индикаторов эффективности для каждого используемого на значимом объекте КИИ класса (типа) ПО.
144. При установлении показателей эффективности и соответствующим им значений индикаторов эффективности для классов (типов) ПО, используемого на принадлежащих заказчику 44-ФЗ или заказчику 223-ФЗ значимых объектах КИИ, рекомендуется исходить из следующих условий:
достижение к концу 2022 г. доли использования российского ПО и евразийского ПО на значимых объектах КИИ, превышающей не менее чем на 10% текущие показатели использования российского ПО и евразийского ПО на таких объектах;
достижение к концу 2023 г. доли использования российского ПО и евразийского ПО на значимых объектах КИИ, превышающей не менее чем на 40% текущие показатели использования российского ПО и евразийского ПО на таких объектах;
установление на 2024 г. и далее доли использования российского ПО и евразийского ПО на значимых объектах КИИ на уровне 100%.
145. После утверждения Плана перехода заказчику 44-ФЗ или заказчику 223-ФЗ копию утвержденного Плана перехода рекомендуется направить в Минцифры России.
146. При внесении изменений в утвержденный заказчиком 44-ФЗ или заказчиком 223-ФЗ План перехода на использование российского ПО заказчику 44-ФЗ или заказчику 223-ФЗ рекомендуется обеспечивать согласование указанных изменений в порядке, предусмотренным настоящими методическими рекомендациями, при одновременном предоставлении обоснования необходимости внесения изменений.
147. Не рекомендуется при формировании показателей эффективности перехода на использование российского ПО и соответствующих им значений индикаторов эффективности, показателей эффективности в отношении закупок ПО и связанных с ним работ и услуг, сведений об объемах и источниках финансовых ресурсов указывать отсылочные положения такие как "могут быть изменены по результатам тестирования", "могут быть изменены в случае отсутствия необходимого объема финансирования" и иные.
148. Для целей мониторинга и контроля реализации Планов заказчиков 44-ФЗ и заказчиков 223-ФЗ по переходу на использование российского ПО заказчикам 44-ФЗ и заказчикам 223-ФЗ рекомендуется предоставлять в Минцифры России соответствующие отчетные сведения. Рекомендованные отчетные формы для представления заказчиками 44-ФЗ и заказчиками 223-ФЗ сведений о ходе реализации Плана перехода на использование российского ПО и достижении показателей эффективности перехода на использование российского ПО приведены в Приложении N 16 к настоящим методическим рекомендациям.
Рекомендуемые сроки предоставления в Минцифры России отчетных сведений согласно отчетным формам, приведенным в Приложении N 16 к настоящим Методическим рекомендациям:
для квартальных отчетов - не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом;
для полугодовых отчетов - в течение 1 месяца после даты завершения отчетного периода;
для годовых отчетов - в течение 4-х месяцев после даты завершения отчетного периода.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей