ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 16 февраля 2023 г. N 249
ПРИМЕНЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИЯХ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ,
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ, ЗАПОРОЖСКОЙ ОБЛАСТИ
И ХЕРСОНСКОЙ ОБЛАСТИ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРАХ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ
И ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ И УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЪЕКТОВ
ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА, РАСПОЛОЖЕННЫХ
НА ТЕРРИТОРИЯХ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ, ЛУГАНСКОЙ
НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ, ЗАПОРОЖСКОЙ ОБЛАСТИ И ХЕРСОНСКОЙ
ОБЛАСТИ, А ТАКЖЕ ПРАВИЛ ПОДГОТОВКИ ПЛАНОВ-ГРАФИКОВ
ПО АДАПТАЦИИ К ПРИМЕНЕНИЮ В ОТНОШЕНИИ ОБЪЕКТОВ
ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА, РАСПОЛОЖЕННЫХ
НА ТЕРРИТОРИЯХ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ, ЛУГАНСКОЙ
НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ, ЗАПОРОЖСКОЙ ОБЛАСТИ И ХЕРСОНСКОЙ
ОБЛАСТИ, НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ И НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИХ
ДОКУМЕНТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 16 февраля 2023 г. N 249
ПРИМЕНЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИЯХ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ,
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ, ЗАПОРОЖСКОЙ ОБЛАСТИ
И ХЕРСОНСКОЙ ОБЛАСТИ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРАХ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ
И ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ И УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЪЕКТОВ
ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА, РАСПОЛОЖЕННЫХ
НА ТЕРРИТОРИЯХ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ, ЛУГАНСКОЙ
НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ, ЗАПОРОЖСКОЙ ОБЛАСТИ И ХЕРСОНСКОЙ
ОБЛАСТИ, А ТАКЖЕ ПРАВИЛ ПОДГОТОВКИ ПЛАНОВ-ГРАФИКОВ
ПО АДАПТАЦИИ К ПРИМЕНЕНИЮ В ОТНОШЕНИИ ОБЪЕКТОВ
ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА, РАСПОЛОЖЕННЫХ
НА ТЕРРИТОРИЯХ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ, ЛУГАНСКОЙ
НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ, ЗАПОРОЖСКОЙ ОБЛАСТИ И ХЕРСОНСКОЙ
ОБЛАСТИ, НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ И НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИХ
ДОКУМЕНТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с частью 13 статьи 28 и частью 1 статьи 31 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики", частью 13 статьи 28 и частью 1 статьи 31 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики", частью 13 статьи 28 и частью 1 статьи 31 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области", частью 13 статьи 28 и частью 1 статьи 31 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области" Правительство Российской Федерации постановляет:
Правила определения обязательных требований к эксплуатации объектов топливно-энергетического комплекса, расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области;
Правила подготовки планов-графиков по адаптации к применению в отношении объектов топливно-энергетического комплекса, расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, нормативно-правовых и нормативно-технических документов Российской Федерации.
2. Высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов) Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области (далее - новые субъекты Российской Федерации) создаются штабы по обеспечению безопасности электроснабжения новых субъектов Российской Федерации и обеспечивается их функционирование в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 86 "О штабах по обеспечению безопасности электроснабжения".
Состав штаба по обеспечению безопасности электроснабжения нового субъекта Российской Федерации определяется с учетом фактического наличия на территории нового субъекта Российской Федерации территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
3. До 31 декабря 2024 г. включительно в отношении субъектов электроэнергетики и объектов электроэнергетики, функционирующих на территориях новых субъектов Российской Федерации:
а) оценка готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон, оценка риска нарушения работы субъектов электроэнергетики в сфере электроэнергетики, оказывающих услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства высшим классом номинального напряжения ниже 110 киловольт и соответствующих критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 г. N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям", и мониторинг риска нарушения работы субъектов электроэнергетики в сфере электроэнергетики, предусмотренные Правилами оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон и проведения мониторинга риска нарушения работы субъектов электроэнергетики в сфере электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2017 г. N 543 "О порядке оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон и проведения мониторинга риска нарушения работы субъектов электроэнергетики в сфере электроэнергетики", не проводятся;
б) системный оператор электроэнергетических систем России и иные субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике не формируют и не предоставляют в Министерство энергетики Российской Федерации информацию, необходимую для проведения указанных в подпункте "а" настоящего пункта оценок и мониторинга, а также для оценки технического состояния объектов электроэнергетики, в соответствии с перечнем предоставляемой субъектами электроэнергетики информации, формами и порядком ее предоставления, утвержденными Министерством энергетики Российской Федерации.
4. До 31 декабря 2023 г. включительно расследование причин аварий в электроэнергетике на территориях новых субъектов Российской Федерации осуществляется по решению собственников или иных законных владельцев объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, на которых произошла авария, либо эксплуатирующих такие объекты (установки) организаций в установленные ими порядке и сроки.
До 31 декабря 2023 г. включительно расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении на территориях новых субъектов Российской Федерации осуществляется по решению собственников или иных законных владельцев объектов теплоснабжения и (или) теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии, на которых произошла аварийная ситуация, в установленные ими порядке и сроки.
5. С 1 января 2024 г. по 31 декабря 2025 г. включительно расследование причин аварий в электроэнергетике, произошедших на объектах электроэнергетики и (или) энергопринимающих установках потребителей электрической энергии, расположенных на территориях новых субъектов Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Правилами расследования причин аварий в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2009 г. N 846 "Об утверждении Правил расследования причин аварий в электроэнергетике" (далее - Правила расследования аварий в электроэнергетике), расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении на источниках тепловой энергии, тепловых сетях и теплопотребляющих установках потребителей тепловой энергии, расположенных на территориях новых субъектов Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Правилами расследования причин аварийных ситуаций при теплоснабжении, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2022 г. N 1014 "О расследовании причин аварийных ситуаций при теплоснабжении" (далее - Правила расследования аварий в теплоснабжении), с учетом следующих особенностей:
а) собственники и иные законные владельцы объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок потребителей электрической энергии либо эксплуатирующие их организации осуществляют расследование причин аварий, указанных в пунктах 4 и 5 Правил расследования аварий в электроэнергетике;
б) собственники и иные законные владельцы объектов теплоснабжения и (или) теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии осуществляют расследование причин аварийных ситуаций, указанных в пунктах 3 и 4 Правил расследования аварий в теплоснабжении;
в) расследование причин аварий и аварийных ситуаций, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта, осуществляется с привлечением по согласованию представителей федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного энергетического надзора, либо его территориального органа (далее - орган федерального государственного энергетического надзора);
г) расследование причин аварий, указанных в пункте 4 Правил расследования аварий в электроэнергетике, и контроль за выполнением определенных по результатам их расследования противоаварийных мероприятий по устранению причин аварии и предотвращению возникновения аварий на объектах электроэнергетики и (или) энергопринимающих установках потребителей электрической энергии органом федерального государственного энергетического надзора не осуществляются;
д) расследование причин аварийных ситуаций, указанных в пункте 3 Правил расследования аварий в теплоснабжении, и контроль за выполнением разработанных по результатам их расследования противоаварийных мероприятий по устранению причин и предотвращению возникновения аварийных ситуаций на объектах органом федерального государственного энергетического надзора не осуществляются.
6. До 31 декабря 2023 г. включительно в отношении работников субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, осуществляющих трудовую деятельность на территориях новых субъектов Российской Федерации:
а) проведение аттестации по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики не требуется;
б) проведение мероприятий по подготовке работников к выполнению трудовых функций в сфере электроэнергетики, связанных с эксплуатацией объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей электрической энергии или с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике, и подтверждению готовности работников к выполнению таких трудовых функций осуществляется по решению субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии и в определенные ими сроки;
б(1)) проведение мероприятий по подготовке работников к выполнению трудовых функций в сфере теплоснабжения, связанных с эксплуатацией объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, и подтверждению готовности работников к выполнению таких трудовых функций осуществляется по решению работодателя;
(пп. "б(1)" введен Постановлением Правительства РФ от 30.05.2023 N 874)
в) сроки очередного подтверждения готовности работников к выполнению трудовых функций в сфере теплоснабжения, связанных с эксплуатацией объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, и в сфере электроэнергетики, связанных с эксплуатацией объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей электрической энергии или с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике, наступающие в 2023 году, продлеваются до 1 июня 2024 г.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.05.2023 N 874)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. До 31 декабря 2023 г. включительно расчет и утверждение нормативов запасов топлива для тепловых электростанций, расположенных на территориях новых субъектов Российской Федерации, Министерством энергетики Российской Федерации не осуществляется.
Начиная с 2024 года создание и использование тепловыми электростанциями, указанными в абзаце первом настоящего пункта, запасов топлива осуществляется в соответствии с порядком создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива, в том числе в отопительный сезон, утвержденным Министерством энергетики Российской Федерации.
При этом расчет и утверждение нормативов запасов топлива для тепловых электростанций, указанных в абзаце первом настоящего пункта, осуществляется на основании данных, предоставляемых субъектом электроэнергетики в течение 20 рабочих дней со дня поступления соответствующего запроса Министерства энергетики Российской Федерации.
8. До 31 декабря 2023 г. включительно субъекты электроэнергетики, функционирующие на территориях новых субъектов Российской Федерации:
а) не осуществляют предоставление сведений в соответствии с перечнем предоставляемой субъектами электроэнергетики информации, формами и порядком ее предоставления, утвержденными Министерством энергетики Российской Федерации, за исключением сведений о готовности субъектов электроэнергетики к выполнению аварийно-восстановительных работ;
б) не производят расчет индексов технического состояния в соответствии с методикой оценки технического состояния основного технологического оборудования и линий электропередачи электрических станций и электрических сетей, утвержденной Министерством энергетики Российской Федерации;
в) при продлении срока службы (срока эксплуатации) оборудования и линий электропередачи вправе не руководствоваться правилами проведения технического освидетельствования оборудования, зданий и сооружений объектов электроэнергетики, утвержденными Министерством энергетики Российской Федерации;
г) при организации и проведении технического обслуживания и ремонта объектов электроэнергетики вправе не руководствоваться правилами организации технического обслуживания и ремонта объектов электроэнергетики, утвержденными Министерством энергетики Российской Федерации.
8(1). По решению коллегиального органа, образованного распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2022 г. N 542-р, разрабатывается единая схема теплоснабжения нового субъекта Российской Федерации (далее - единая схема теплоснабжения).
Для целей настоящего постановления под единой схемой теплоснабжения понимается документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения муниципальных образований нового субъекта Российской Федерации, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и утверждаемый правовым актом, не имеющим нормативного характера, исполнительного органа нового субъекта Российской Федерации.
К единым схемам теплоснабжения применяются положения законодательства Российской Федерации о схемах теплоснабжения с учетом положений, установленных настоящим постановлением.
Разделы, предусмотренные подпунктами "г", "ж", "з", "к", "о" и "п" пункта 4 требований к схемам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения", не разрабатываются и не включаются в единую схему теплоснабжения.
Обосновывающие материалы, предусмотренные подпунктами "д", "и", "к" и "н" - "п" пункта 23 требований к схемам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения", не разрабатываются и не являются неотъемлемой частью единой схемы теплоснабжения.
При разработке, утверждении, актуализации единой схемы теплоснабжения не применяются положения:
пункта 11 части 2 статьи 4, пунктов 6 и 9.1 части 1 статьи 6 и частей 5 и 7 статьи 14 Федерального закона "О теплоснабжении";
пунктов 2, 3, 15 - 31 и 37 - 39 требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения";
пунктов 28 - 31 Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2021 г. N 2115 "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче тепловой энергии, теплоносителя, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
В случае технической невозможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения объекта капитального строительства вследствие отсутствия свободной мощности в соответствующей точке подключения (технологического присоединения) на момент обращения соответствующего потребителя тепловой энергии, в том числе застройщика, и при отсутствии в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе теплоснабжающей организации или теплосетевой организации мероприятий по развитию системы теплоснабжения и снятию технических ограничений, позволяющих обеспечить техническую возможность подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения этого объекта капитального строительства, теплоснабжающая организация или теплосетевая организация в течение 30 дней со дня выбора лицом, имеющим намерение подключить этот объект капитального строительства к системе теплоснабжения, в том числе увеличить ранее подключенную тепловую нагрузку, порядка подключения (технологического присоединения) этого объекта капитального строительства к системе теплоснабжения обращается в исполнительный орган нового субъекта Российской Федерации, утвердивший единую схему теплоснабжения, с предложением о включении в нее мероприятий по обеспечению технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения этого объекта капитального строительства с приложением заявки на заключение договора о подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения.
Исполнительный орган нового субъекта Российской Федерации, утвердивший единую схему теплоснабжения, на основании критериев, которые установлены требованиями к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения", с учетом положений, установленных настоящим постановлением, в течение 30 дней со дня получения предложения, указанного в абзаце десятом настоящего пункта, принимает решение о внесении изменений в единую схему теплоснабжения или об отказе во внесении в нее таких изменений.
В случае если теплоснабжающая организация или теплосетевая организация не направит в установленный срок и (или) представит с нарушением установленного порядка в исполнительный орган нового субъекта Российской Федерации, утвердивший единую схему теплоснабжения, предложения о включении в нее соответствующих мероприятий, потребитель тепловой энергии, в том числе застройщик, вправе потребовать возмещения убытков, причиненных таким нарушением, и (или) обратиться в федеральный антимонопольный орган с требованием о выдаче в отношении указанной организации предписания о прекращении нарушения правил недискриминационного доступа к товарам.
В случае если исполнительный орган нового субъекта Российской Федерации, утвердивший единую схему теплоснабжения, не рассмотрит заявку теплоснабжающей организации или теплосетевой организации о внесении изменений в единую схему теплоснабжения в установленном порядке, теплоснабжающая организация или теплосетевая организация вправе обратиться в федеральный антимонопольный орган.
В случае отказа исполнительного органа нового субъекта Российской Федерации, утвердившего единую схему теплоснабжения, во внесении изменений в единую схему теплоснабжения указанный орган обязан обосновать отказ во внесении в нее таких изменений и предоставить потребителю тепловой энергии, в том числе застройщику, информацию об иных возможностях теплоснабжения объекта капитального строительства. К иным возможностям теплоснабжения объекта капитального строительства относится, в частности, возможность его подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения в случае снижения тепловой нагрузки потребителями тепловой энергии, объекты которых ранее были подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения в соответствии с положениями части 14 статьи 14 Федерального закона "О теплоснабжении".
(п. 8(1) введен Постановлением Правительства РФ от 07.03.2023 N 360)
8(2). До 31 декабря 2024 г. включительно проверка готовности муниципальных образований к отопительному периоду не проводится.
(п. 8(2) введен Постановлением Правительства РФ от 30.05.2023 N 874)
9. Настоящее постановление действует до 31 декабря 2027 г. включительно.
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей