Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 14 февраля 2023 г. N 218

ИЗМЕНЕНИЯ,

КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 13 АВГУСТА 1997 Г. N 1009

1. Абзац второй пункта 1 изложить в следующей редакции:

"Установить, что методические указания по юридико-техническому оформлению нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти утверждает Министерство юстиции Российской Федерации.".

2. Абзац второй пункта 4(1) признать утратившим силу.

3. Абзац первый пункта 4(4) после слов "пунктов 3 - 3(3), 4(1) и 8" дополнить словами ", а также пункта 12 (в части необходимости представления сведений о проведении экспертиз и протоколов)".

4. В Правилах подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных указанным постановлением:

а) в пункте 1:

абзац первый изложить в следующей редакции:

"1. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (далее - нормативные правовые акты) издаются при наличии в федеральных конституционных законах, федеральных законах, актах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации полномочий на издание того или иного нормативного правового акта или группы актов.";

в абзаце третьем слова "но прямо не предусмотрена" заменить словами "но срок на издание которых прямо не предусмотрен";

б) в пункте 2:

абзац первый изложить в следующей редакции:

"2. Нормативные правовые акты издаются в виде постановлений, приказов, правил, инструкций и положений, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Акты, издаваемые в ином виде, не должны содержать предписания нормативно-правового характера.";

дополнить абзацем следующего содержания:

"Акты рекомендательного характера не могут содержать предписания нормативно-правового характера. В таких актах должны использоваться формулировки, указывающие на рекомендательный характер документа. При необходимости включения в акт рекомендательного характера нормативно-правового предписания, содержащегося в нормативном правовом акте, необходимо делать ссылку с указанием всех реквизитов и структурной единицы такого нормативного правового акта.";

в) в пункте 3:

абзац первый дополнить предложением следующего содержания: "При издании нормативного правового акта совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти полномочия на издание нормативного правового акта должны быть у каждого из указанных органов.";

предложение первое абзаца двенадцатого изложить в следующей редакции: "Согласование проекта нормативного правового акта или подготовка заключений, предусмотренных настоящим пунктом, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в соответствии с установленной сферой его деятельности в течение 12 рабочих дней со дня поступления проекта нормативного правового акта или заключения в федеральный орган исполнительной власти.";

предложение первое абзаца пятнадцатого заменить текстом следующего содержания: "Согласование проекта нормативного правового акта осуществляется письмами, подписанными руководителем (заместителем руководителя) согласующего федерального органа исполнительной власти, или может оформляться визами, заключение подписывается руководителем (заместителем руководителя). Письмо о согласовании не может содержать замечания.";

абзац восемнадцатый дополнить предложениями следующего содержания: "Протоколы согласительных совещаний подписываются в течение 5 рабочих дней со дня их поступления в федеральный орган исполнительной власти. В случае неподписания протокола или ненаправления замечаний по нему в течение указанного срока такой протокол считается подписанным.";

г) в пункте 6:

в абзаце пятом слова "и на официальный источник их опубликования" исключить;

абзацы шестой и седьмой признать утратившими силу;

д) в пункте 7:

абзац третий дополнить предложением следующего содержания: "Нормативные правовые акты, изданные по согласованию с несколькими федеральными органами исполнительной власти, изменяются или признаются утратившими силу (не подлежащими применению) по согласованию с теми федеральными органами исполнительной власти, интересы которых затрагивают такие изменения или признание утратившими силу (не подлежащими применению).";

дополнить абзацем следующего содержания:

"Федеральным органом исполнительной власти может быть издан нормативный правовой акт о приостановлении действия (неприменении) нормативного правового акта или его отдельных положений с указанием срока, на который осуществляется такое приостановление (устанавливается неприменение).";

е) пункт 10 изложить в следующей редакции:

"10. Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты независимо от срока их действия, наличия в них сведений, составляющих государственную тайну, или сведений конфиденциального характера, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, содержащие правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, которые в том числе:

а) затрагивают:

гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;

гарантии осуществления прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных законодательных актах Российской Федерации;

механизм реализации прав, свобод и обязанностей граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;

б) устанавливают правовой статус организаций (типовые, примерные положения (уставы) об органах, организациях, подведомственных соответствующим федеральным органам исполнительной власти, а также об организациях, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации выполняют отдельные наиболее важные государственные функции);

в) обязательны для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не подведомственных федеральным органам исполнительной власти, совместно издавшим нормативный правовой акт.";

ж) в пункте 11:

абзац третий изложить в следующей редакции:

"правовую экспертизу соответствия нормативного правового акта законодательству Российской Федерации, включающую в себя в том числе проверку:";

после абзаца третьего дополнить абзацами следующего содержания:

"наличия компетенции на издание нормативного правового акта;

проведения в отношении проекта нормативного правового акта обязательных процедур, предусмотренных настоящими Правилами, и документов (в том числе заключений, протоколов), подтверждающих проведение указанных обязательных процедур;

положений нормативного правового акта на предмет соответствия нормам актов законодательства Российской Федерации;

наличия в нормативном правовом акте обязательных требований (с учетом позиции федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере установления и оценки применения обязательных требований);

наличия нормативных правовых актов органа, представившего нормативный правовой акт на государственную регистрацию, регулирующих сходные отношения или имеющих идентичные названия, а также актов других органов, которые должны быть признаны утратившими силу (не подлежащими применению) одновременно с вступлением в силу представленного на государственную регистрацию нормативного правового акта;

соблюдения разработчиком нормативного правового акта иных требований, содержащихся в настоящих Правилах;";

дополнить абзацами следующего содержания:

"Министерство юстиции Российской Федерации не осуществляет проверку соответствия редакции нормативного правового акта, направленного на государственную регистрацию, редакции проекта нормативного правового акта, согласованного в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил.

При представлении на государственную регистрацию нормативных правовых актов о внесении изменений в зарегистрированные нормативные правовые акты Министерством юстиции Российской Федерации также осуществляется проведение правовой и антикоррупционной экспертиз нормативных правовых актов, в которые вносятся изменения.";

з) в пункте 12:

абзац восьмой изложить в следующей редакции:

"сведения о согласовании нормативного правового акта с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и другими государственными органами, если такое согласование требуется в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил (с приложением копий писем в случае, если согласование осуществлялось письмами), или сведения о получении проекта нормативного правового акта федеральным органом исполнительной власти или другим государственным органом (дата поступления и входящий номер) в случае несогласования нормативного правового акта в сроки, предусмотренные пунктом 3 настоящих Правил;";

абзац двадцать первый изложить в следующей редакции:

"В случае направления на государственную регистрацию нормативного правового акта, по которому имеются не урегулированные по результатам проведенных согласительных совещаний разногласия, к нормативному правовому акту прилагаются копии протоколов согласительных совещаний (в том числе не подписанных в установленный срок руководителем (заместителем руководителя) согласующего федерального органа исполнительной власти, с которым имеются неурегулированные разногласия) с приложением позиции, содержащей замечания, и представлением сведений о получении протокола федеральным органом исполнительной власти, замечания которого не учтены (даты поступления и входящего номера), и уведомления о направлении акта на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации, направленного в федеральный орган исполнительной власти, замечания которого не были учтены в ходе согласительных совещаний (руководителем (заместителем руководителя) которого не подписан протокол согласительного совещания).";

и) пункт 16 дополнить абзацем следующего содержания:

"В случае выявления по результатам правовой и антикоррупционной экспертиз несоответствия нормативного правового акта, в который вносятся изменения, законодательству Российской Федерации (наличия коррупциогенных факторов) Министерство юстиции Российской Федерации направляет в федеральный орган исполнительной власти обязательное для исполнения представление о приведении нормативного правового акта, в который вносится изменение, в соответствие с законодательством Российской Федерации в течение 4 месяцев со дня получения такого представления.".