III. Порядок разработки примерной адаптированной образовательной программы

III. Порядок разработки примерной адаптированной

образовательной программы

АОП СПО разрабатывается (актуализируется) и утверждается образовательной организацией самостоятельно, в соответствии с ФГОС СПО по профессии/специальности и с учетом соответствующей примерной основной образовательной программой (при наличии) в соответствии с особыми образовательными потребностями инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (особенности психофизического развития различных нозологических групп представлены в Приложении 1).

Адаптация образовательной программы осуществляется с учетом, заключения ПМПК и/или ИПРА, рекомендаций ППС/ППк образовательного учреждения.

АОП СПО может быть разработана как в отношении учебной группы инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, так и индивидуально для конкретного обучающегося.

АОП СПО разрабатывается в отношении обучающихся с конкретными видами ограничений здоровья (нарушения слуха (глухие, слабослышащие), нарушения зрения (слепые, слабовидящие), нарушения опорно-двигательного аппарата и пр.).

Определение образовательной траектории обучающегося с инвалидностью или с ОВЗ формируется исходя из представленной схемы (рис. 1)

00000001.png

Рис. 1

--------------------------------

<*> Возможные варианты организации образовательного процесса для инвалидов и лиц с ОВЗ представлены в табл. 1.

Варианты организации образовательного процесса

по АОП СПО для инвалидов и лиц с ОВЗ

Таблица 1.

Количество обучающихся инвалидов и/или лиц с ОВЗ

Формат реализации АОП СПО

ВАРИАНТ I

до 15 чел. в группе по одной нозологии

единая АОП СПО для группы по одной нозологии

ВАРИАНТ II

до 15 чел. в группе с разными видами нозологий

АОП СПО для нескольких обучающихся каждого вида нозологий (нарушения слуха, нарушения зрения и т.д.)

ВАРИАНТ III

в обычной группе (до 25 чел.) обучаются несколько студентов с инвалидов и/или лиц с ОВЗ

АОП СПО для каждого обучающегося в соответствии с нозологией <*>

--------------------------------

<*> АОП СПО должна максимально соответствовать ООП СПО, по которой обучается группа. Базовым отличием будет являться реализация вариативной части учебного плана. В АОП СПО взамен вариативной части утвержденной в ООП СПО вводятся адаптационные дисциплины, направленные на развитие коммуникативных и предметно-деятельностных навыков в соответствии со спецификой нозологии.

Для разработки и реализации АОП СПО рекомендуется привлекать тьюторов, психологов (педагогов), социальных педагогов (социальных работников), специалистов по специальным техническим и программным средствам обучения, а также при необходимости тифлосурдопереводчика и других специалистов сопровождения.

Зачисление на обучение по АОП СПО осуществляется по личному заявлению поступающего инвалида или поступающего с ограниченными возможностями здоровья на основании рекомендаций, данных по результатам медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии. Также возможен перевод обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья на адаптированную основную образовательную программу среднего профессионального образования/индивидуальный учебный план в процессе обучения.

Образование обучающихся с инвалидностью и/или ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Численность обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учебной группе устанавливается до 15 человек <2>, <3>.

--------------------------------

<2> Пункт 43 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 года N 464.

<3> Письмо Минпросвещения России от 02.03.2022 N 05-249 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по внедрению единых требований к наличию специалистов, обеспечивающих комплексное сопровождение образовательного процесса обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья при получении среднего профессионального образования и профессионального обучения", утв. Минпросвещения России 01.03.2022)

Реализация адаптированной образовательной программы может осуществляться с использованием различных форм обучения, в том числе с использованием дистанционных технологий и электронного обучения <4>.

--------------------------------

<4> Письмо Минпросвещения России от 10.04.2020 N 05-398 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по реализации образовательных программ среднего профессионального образования и профессионального обучения лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий").

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется устанавливать нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги на получение среднего профессионального образования с учетом специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья <5>.

--------------------------------

<5> Часть 2 статьи 99 Федерального закона от 29 декабря 2012 года "273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Адаптированные основные образовательные программы среднего профессионального образования должны быть размещены на сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет).