5.1 Учебный план (включает адаптационные дисциплины (перечислить необходимые дисциплины для каждой нозологической категории)

Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных дисциплин, курсов, профессиональных модулей, практик, иных видов учебной деятельности, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся <9>.

--------------------------------

<9> Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2022) ст. 2 п. 22, п. 23.

Все учебные дисциплины и профессиональные модули разделены на учебные циклы: социально-гуманитарный, общепрофессиональный и профессиональный, также в АПУП (адаптированный примерный учебный план) и АПКУГ (адаптированный примерный календарный учебный график) отдельными строчками выделяются промежуточная аттестация, часы вариативной части (за счет данных часов вводятся адаптационные дисциплины), государственная итоговая аттестация и итого часов по примерной основной образовательной программе.

Учебный план для реализации адаптированной образовательной программы среднего профессионального образования разрабатывается на основе примерного учебного плана и предусматривает добавление адаптационных дисциплин.

Введение адаптационных дисциплин в ППКРС и ППССЗ предназначено для дополнительной индивидуализированной коррекции нарушений учебных и коммуникативных умений, профессиональной и социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Профессиональная образовательная организация должна обеспечить обучающимся с инвалидностью и/или ограниченными возможностями здоровья возможность освоения специализированных адаптационных дисциплин из вариативной части указанных программ. Это могут быть дисциплины социально-гуманитарного назначения, профессиональной направленности, а также для коррекции коммуникативных умений, в том числе, путем освоения специальной информационно-компенсаторной техники приема-передачи учебной информации. Перечень адаптационных дисциплин определяется образовательной организацией самостоятельно, исходя из особенностей контингента обучающихся. При этом все учебные циклы и разделы реализуются для обучающихся с инвалидностью и/или ограниченными возможностями здоровья в объемах, установленных в соответствующем ФГОС СПО по профессии/специальности. Не допускается изъятие каких-либо дисциплин или модулей, практик и процедур итоговой аттестации из числа обязательных в отношении обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

Нагрузка по дисциплинам и междисциплинарным курсам должна быть не менее 32 академических. По каждой неделе рассчитывается суммарная нагрузка, которая не должна превышать 36 часов.

При разработке адаптированного учебного плана АОП СПО - максимальный объем учебной нагрузки обучающегося с инвалидностью и/или лиц с ОВЗ может быть снижен до 30 академических часа в неделю.

Поэтому увеличение обучения на 1 год происходит не за счет увеличения часов (объем программы), а за счет уменьшения аудиторной нагрузки.

Объемы вариативной части учебных циклов адаптированной образовательной программы, определенные в ФГОС СПО по специальности/профессии образовательные организации должны реализовывать в полном объеме и использоваться:

на реализацию адаптационных дисциплин;

на увеличение часов дисциплин (модулей), практик обязательной части;

на введение новых элементов (дисциплин, междисциплинарных курсов и профессиональных модулей) <10>.

--------------------------------

<10> Письмо Рособрнадзора от 14.11.2016 N 05-616 "О направлении методических рекомендаций для экспертов, участвующих в мероприятиях по государственному контролю (надзору), лицензионному контролю по вопросам организации инклюзивного образования и создания специальных условий для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья".

В профессиональном цикле должны быть предусмотрены профессиональные модули (далее ПМ), включающие междисциплинарные курсы (далее МДК), учебная практическая подготовка и/или производственная практическая подготовка. В структуру профессионального модуля могут входить одновременно и учебная и производственная практическая подготовка, либо только учебная или только производственная. Также в составе профессионального модуля могут предусматриваться один или несколько междисциплинарных курсов