Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 7 сентября 2022 г. N 1572

ПРАВИЛА

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ

РОССИЙСКИМИ УЧАСТНИКАМИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ

ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановления Правительства РФ от 21.02.2023 N 289)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления Федеральной службой по техническому и экспортному контролю государственного контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля (далее - государственный контроль).

Понятия, используемые в настоящих Правилах, применяются в значениях, установленных статьей 1 Федерального закона "Об экспортном контроле".

2. Предметом государственного контроля являются:

а) соблюдение установленных законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля обязательных требований (далее - обязательные требования), включая:

требования к порядку осуществления внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов, в отношении которых установлен экспортный контроль (далее - товары и технологии, в отношении которых установлен экспортный контроль);

требования к порядку учета внешнеэкономических сделок для целей экспортного контроля, а также к срокам хранения соответствующих учетных документов;

требования (условия, ограничения), содержащиеся в лицензиях (разрешениях) на осуществление внешнеэкономических операций с товарами и технологиями, в отношении которых установлен экспортный контроль;

требования к использованию в заявленных целях товаров и технологий, в отношении которых установлен экспортный контроль, импортированных в Российскую Федерацию с предоставлением российского импортного сертификата;

специальные экономические и принудительные меры, а также другие запреты и ограничения в сфере внешней торговли товарами и технологиями, в отношении которых установлен экспортный контроль, установленные в соответствии с Федеральным законом "О специальных экономических мерах и принудительных мерах" и иными федеральными законами;

б) исполнение решений, принимаемых по результатам проведения государственного контроля.

3. Целями государственного контроля являются предупреждение, выявление и пресечение нарушения обязательных требований российским участником внешнеэкономической деятельности - юридическим лицом либо физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющими внешнеэкономические операции с товарами и технологиями, в отношении которых установлен экспортный контроль (далее - контролируемое лицо).

4. Государственный контроль осуществляется Федеральной службой по техническому и экспортному контролю и ее территориальными органами (далее - орган государственного контроля).

5. Должностными лицами органа государственного контроля, уполномоченными осуществлять государственный контроль, являются:

а) директор Федеральной службы по техническому и экспортному контролю и его заместители;

б) руководители структурных подразделений центрального аппарата Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, в сферу ведения которых входят вопросы осуществления государственного контроля, и их заместители;

в) иные государственные гражданские служащие центрального аппарата Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля;

г) руководитель территориального органа Федеральной службы по техническому и экспортному контролю и его заместители;

д) руководители структурных подразделений территориального органа Федеральной службы по техническому и экспортному контролю и их заместители, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля;

е) иные работники территориального органа Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля.

6. Государственный контроль осуществляется посредством проведения:

а) мероприятий, направленных на профилактику нарушения обязательных требований (далее - профилактические мероприятия);

б) проверок.

7. Профилактические мероприятия осуществляются должностными лицами органа государственного контроля в целях предупреждения нарушения контролируемыми лицами обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушению таких требований, и направлены на снижение риска причинения вреда интересам Российской Федерации и нарушения ее международных обязательств при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

8. Федеральная служба по техническому и экспортному контролю ежегодно, не позднее 20 декабря года, предшествующего году проведения профилактических мероприятий, утверждает программу профилактики нарушения российскими участниками внешнеэкономической деятельности обязательных требований (далее - программа профилактики), которая размещается на официальном сайте Федеральной службы по техническому и экспортному контролю в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") не позднее 25 декабря года, предшествующего году проведения профилактических мероприятий.

9. При осуществлении государственного контроля проводятся следующие профилактические мероприятия:

а) размещение на официальном сайте Федеральной службы по техническому и экспортному контролю в сети "Интернет" перечня нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля, а также информации о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований;

б) информирование по вопросам соблюдения обязательных требований;

в) обобщение практики осуществления государственного контроля;

г) объявление предостережений.

10. Размещенные на официальном сайте Федеральной службы по техническому и экспортному контролю в сети "Интернет" сведения и информация, предусмотренные подпунктом "а" пункта 9 настоящих Правил, поддерживаются в актуальном состоянии и обновляются в срок не позднее 5 рабочих дней со дня их изменения.

11. Информирование по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется посредством:

а) размещения на официальном сайте Федеральной службы по техническому и экспортному контролю в сети "Интернет" следующей информации:

сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного контроля, о сроках и порядке их вступления в силу;

руководство по соблюдению обязательных требований;

программа профилактики;

исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться органом государственного контроля у контролируемых лиц при проведении проверок;

сведения о порядке досудебного обжалования решений органа государственного контроля, действий (бездействия) его должностных лиц;

доклад о состоянии государственного контроля;

иные сведения, размещение которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации;

б) проведения для контролируемых лиц семинаров, конференций и иных мероприятий, направленных на разъяснение порядка и правил соблюдения обязательных требований.

12. Должностные лица органа государственного контроля, ответственные за размещение сведений и информации, предусмотренных подпунктом "а" пункта 9 и подпунктом "а" пункта 11 настоящих Правил, определяются приказом органа государственного контроля.

13. Обобщение практики осуществления государственного контроля осуществляется должностными лицами Федеральной службы по техническому и экспортному контролю путем сбора и анализа данных о проведенных проверках и их результатах, выявления типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений.

По итогам обобщения правоприменительной практики Федеральной службой по техническому и экспортному контролю один раз в год готовится доклад о правоприменительной практике. Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю и размещается на ее официальном сайте в сети "Интернет" не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.

14. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется должностным лицом органа государственного контроля в случае получения им сведений о готовящемся нарушении или о признаках нарушения обязательных требований.

Составление и направление органом государственного контроля предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований контролируемому лицу, подача контролируемым лицом возражений на такое предостережение и их рассмотрение органом государственного контроля, а также уведомление контролируемым лицом органа государственного контроля об исполнении такого предостережения осуществляются в порядке, установленном Правилами составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 г. N 166 "Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения".

15. Проверки могут быть плановыми и внеплановыми.

Плановые и внеплановые проверки проводятся в виде:

документарной проверки;

выездной проверки.

16. Проверки проводятся в соответствии с требованиями Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей, установленных пунктами 3 - 7 статьи 17 Федерального закона "Об экспортном контроле". Сроки и последовательность административных процедур при проведении проверок устанавливаются нормативным правовым актом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 21.02.2023 N 289)

(см. текст в предыдущей редакции)

17. Срок проведения проверки, кроме выездной проверки субъекта малого предпринимательства, не может превышать 30 рабочих дней.

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок в год не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов - для микропредприятия.

В случае необходимости получения документов и (или) информации в рамках межведомственного информационного взаимодействия в ходе плановой выездной проверки субъекта малого предпринимательства ее проведение может быть приостановлено руководителем (заместителем руководителя) органа государственного контроля на срок, необходимый для осуществления межведомственного информационного взаимодействия, но не более чем на 10 рабочих дней. Повторное приостановление проведения проверки не допускается.

На период действия срока приостановления проведения указанной проверки приостанавливаются связанные с такой проверкой действия органа государственного контроля на территории, в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях и на иных объектах субъекта малого предпринимательства.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, на основании мотивированного предложения должностного лица органа государственного контроля, проводящего проверку, срок проведения проверки может быть продлен руководителем этого органа, но не более чем на 20 рабочих дней.

18. Плановая проверка контролируемого лица проводится не чаще одного раза в 3 года.

19. Плановые проверки проводятся на основании ежегодного плана проведения плановых проверок, утверждаемого директором Федеральной службы по техническому и экспортному контролю в установленном порядке и размещаемого на официальном сайте Службы в сети "Интернет" (с исключением сведений, распространение которых ограничено или запрещено в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Основанием для включения проверки контролируемого лица в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение 3-летнего периода со дня государственной регистрации этого лица в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя или со дня окончания проведения в отношении его органом государственного контроля последней плановой проверки при условии, что контролируемое лицо в течение этих 3 лет осуществляло внешнеэкономические операции с товарами и технологиями, в отношении которых установлен экспортный контроль.

20. Основанием для проведения внеплановой проверки является:

а) истечение срока исполнения контролируемым лицом ранее выданного органом государственного контроля предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

б) поступление в орган государственного контроля:

заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении лицензии или разрешения на осуществление внешнеэкономической операции с товарами и технологиями, в отношении которых установлен экспортный контроль;

обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органов государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации, а также полученных из иных источников сведений, указывающих на признаки нарушения обязательных требований, в том числе требований (условий, ограничений) лицензий и разрешений, выданных на осуществление внешнеэкономических операций с товарами и технологиями, в отношении которых установлен экспортный контроль, если такие нарушения создают угрозу безопасности Российской Федерации либо наносят ущерб ее политическим интересам вследствие несоблюдения международных обязательств в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области экспортного контроля;

в) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении в рамках надзора за исполнением законов внеплановой проверки по поступившим в органы прокуратуры обращениям.

21. Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в абзаце третьем подпункта "б" пункта 20 настоящих Правил, может быть проведена органом государственного контроля незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном частью 12 статьи 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Предварительное уведомление российского участника внешнеэкономической деятельности о проведении такой проверки не допускается.

Внеплановая выездная проверка по основаниям, указанным в подпункте "а" и абзаце втором подпункта "б" пункта 20 настоящих Правил, может быть проведена органом государственного контроля после согласования с органом прокуратуры, в компетенцию которого входит такое согласование, в соответствии с частью 8 статьи 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Внеплановая документарная проверка может быть проведена органом государственного контроля без согласования с органом прокуратуры.

22. Документарная проверка проводится по месту нахождения органа государственного контроля.

Документарная проверка проводится путем анализа документов контролируемого лица, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля, и (или) документов, полученных по запросу органа государственного контроля в соответствии с частью 4 статьи 11 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

В случае если при проведении документарной проверки не представляется возможным оценить соответствие деятельности контролируемого лица обязательным требованиям, проводится выездная проверка.

23. Выездная проверка проводится по месту нахождения и (или) по месту фактического осуществления деятельности контролируемого лица - юридического лица, по месту осуществления деятельности контролируемого лица - физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя.

24. О проведении плановой проверки (как документарной, так и выездной) контролируемое лицо уведомляется органом государственного контроля не позднее чем за 3 рабочих дня до начала ее проведения.

О проведении внеплановой проверки по основаниям, указанным в подпункте "а", абзаце втором подпункта "б" или подпункте "в" пункта 20 настоящих Правил, контролируемое лицо уведомляется органом государственного контроля не менее чем за 24 часа до начала ее проведения.

Уведомление контролируемого лица о проведении проверки осуществляется посредством направления копии приказа органа государственного контроля о проведении плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством направления электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, по адресу электронной почты контролируемого лица, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен контролируемым лицом, или иным доступным способом.

25. При проведении проверки должностные лица органа государственного контроля обязаны исполнять требования, предусмотренные статьями 15 и 18 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и статьей 17 Федерального закона "Об экспортном контроле".

26. В случае выявления в результате проведения проверки нарушения обязательных требований должностное лицо органа государственного контроля, наделенное соответствующими полномочиями, принимает в отношении контролируемого лица меры реагирования, предусмотренные статьей 17 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и иными федеральными законами.

27. В ходе проверки могут проводиться следующие мероприятия по контролю:

рассмотрение документов и иной информации, связанных с осуществлением контролируемым лицом внешнеэкономической деятельности, в том числе с продукцией, являющейся предметом такой деятельности;

осмотр и обследование используемых контролируемым лицом производственных объектов и перевозимых грузов;

отбор и проведение экспертизы образцов продукции.

Решение о необходимости проведения конкретных мероприятий по контролю в ходе проверки принимается должностным лицом органа государственного контроля самостоятельно.

28. По результатам проверки составляется акт проверки в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 16 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

29. Акт проверки оформляется в 2 экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю (иному должностному лицу, уполномоченному представителю) контролируемого лица, в отношении которого проводилась проверка, под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, а другой представляется в орган государственного контроля.

В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя контролируемого лица, а также в случае отказа контролируемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора). При наличии согласия контролируемого лица на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного контроля (надзора) акт проверки может быть направлен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего этот акт, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю контролируемого лица. При этом акт, направленный в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего этот акт, контролируемому лицу способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа, считается полученным контролируемым лицом.

30. В случае несогласия с фактами, выводами и предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений контролируемое лицо (его представитель) вправе представить в течение 15 дней со дня получения акта проверки в орган государственного контроля возражения в письменной форме в отношении акта проверки и (или) выданного предписания в целом или их отдельных положений.

31. Полученная в ходе проверки информация является информацией ограниченного доступа и на нее распространяется действие статьи 15 Федерального закона "Об экспортном контроле".

32. Действия должностных лиц органа государственного контроля при проведении проверки не должны причинять неправомерный ущерб контролируемым лицам, деятельность которых проверяется.

Должностные лица органа государственного контроля несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей.

33. Действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля, повлекшие за собой нарушение прав контролируемого лица при проведении проверки, могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.