Срок действия документа ограничен 29 февраля 2028 документа включительно.

Утверждены

приказом Государственной корпорации

по космической деятельности "Роскосмос"

от 26 сентября 2022 г. N 346

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЯ

К КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫМ ОБЪЕКТАМ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО

И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА В ЧАСТИ, КАСАЮЩЕЙСЯ КРИТИЧЕСКИ

ВАЖНЫХ ОБЪЕКТОВ, ПРАВООБЛАДАТЕЛЯМИ КОТОРЫХ ЯВЛЯЮТСЯ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ ПО КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

"РОСКОСМОС" ИЛИ ОРГАНИЗАЦИИ, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИЕ КРИТИЧЕСКИ

ВАЖНЫЕ ОБЪЕКТЫ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

КОРПОРАЦИЯ ПО КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "РОСКОСМОС"

ОСУЩЕСТВЛЯЕТ КООРДИНАЦИЮ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В СФЕРЕ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Обязательные для выполнения требования к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в части, касающейся критически важных объектов, правообладателями которых являются Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" или организации <1>, эксплуатирующие критически важные объекты, в отношении которых Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" осуществляет координацию и регулирование деятельности в сфере космической деятельности (далее соответственно - Требования, КВО, Корпорация, организации Корпорации):

--------------------------------

<1> Пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 215-ФЗ "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4341; 2019, N 16, ст. 1824).

устанавливают комплекс мер, направленный на выполнение мероприятий по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС), снижению размеров ущерба и потерь от ЧС, ликвидации ЧС, обеспечению устойчивости функционирования Корпорации (организаций Корпорации) и жизнедеятельности работников Корпорации (организаций Корпорации) в ЧС;

определяют порядок проведения оценки готовности Корпорации (организаций Корпорации) к предупреждению и ликвидации ЧС и достаточность мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования КВО и жизнедеятельности работников Корпорации (организаций Корпорации) в ЧС.

2. Требования применяются к объектам, отнесенным к КВО в соответствии с приказом Корпорации от 19 августа 2021 г. N 238дсп <2>.

--------------------------------

<2> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 ноября 2021 г., регистрационный N 65856.

3. Требования предназначены для применения Корпорацией, а также организациями Корпорации.

4. Комплекс мер, направленный на выполнение мероприятий по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению размеров ущерба и потерь от ЧС, ликвидации ЧС, обеспечению устойчивости функционирования Корпорации (организаций Корпорации) и жизнедеятельности работников Корпорации (организаций Корпорации) в ЧС, для каждой категории значимости КВО (далее - Комплекс мер) приведен в приложении N 1 к Требованиям.

5. Оценка готовности Корпорации (организации Корпорации) к предупреждению и ликвидации ЧС и определение достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования КВО и жизнедеятельности работников Корпорации (организации Корпорации) (далее - оценка готовности), проводится:

а) в плановом порядке - комиссией по оценке готовности Корпорации (организации Корпорации) к предупреждению и ликвидации ЧС и определению достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования КВО и жизнедеятельности работников Корпорации (организации Корпорации), создаваемой Корпорацией (организацией Корпорации) (далее - комиссия по оценке готовности);

б) во внеплановом порядке - по решению генерального директора Корпорации (лица, исполняющего его обязанности) или уполномоченного им должностного лица (далее - должностное лицо Корпорации) комиссией, создаваемой Корпорацией (далее - комиссия Корпорации), в отношении организации Корпорации при поступлении в Корпорацию в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. N 334 "О Порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" <3>, информации от органа, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от ЧС, свидетельствующей о неготовности организации Корпорации к предупреждению и ликвидации ЧС <4>, информации в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, поступившей из организаций Корпорации в соответствии с Инструкцией о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 11 января 2021 г. N 2 <5>.

--------------------------------

<3> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 13, ст. 1545; 2022, N 26, ст. 4476.

<4> Пункты 3, 38 и 39 Положения о федеральном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 1013 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 27, ст. 5400).

<5> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 марта 2021 г., регистрационный N 62744.

6. Оценка готовности включает в себя:

1) проверку выполнения Корпорацией (организацией Корпорации) Комплекса мер;

2) определение достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования КВО и жизнедеятельности работников Корпорации (организаций Корпорации).

7. Оценка готовности, предусмотренная подпунктом "а" пункта 5 Требований, проводится в зависимости от категории значимости КВО с периодичностью:

не реже одного раза в год - для КВО федерального уровня значимости;

не реже одного раза в три года - для КВО регионального уровня значимости;

не реже одного раза в пять лет - для КВО муниципального уровня значимости.

8. Проведение оценок готовности включается в годовой план, предусматривающий основные мероприятия по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций <6>, Корпорации (организации Корпорации) с учетом сроков, установленных в пункте 7 Требований (далее - план основных мероприятий), с указанием:

--------------------------------

<6> Пункт 3 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 14 ноября 2008 г. N 687 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 ноября 2008 г., регистрационный N 12740), с изменениями, внесенными приказами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 ноября 2015 г. N 601 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 декабря 2015 г., регистрационный N 39995), от 1 августа 2016 г. N 415 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 августа 2016 г., регистрационный N 43375), от 24 декабря 2019 г. N 776 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 января 2020 г., регистрационный N 57399) и от 17 декабря 2021 г. N 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 февраля 2022 г., регистрационный N 67322).

а) перечня эксплуатируемых КВО, подлежащих оценке готовности;

б) срока проведения оценки готовности.

9. Для проведения оценки готовности Корпорации решением должностного лица Корпорации, а для оценки готовности организации Корпорации - решением руководителя организации Корпорации (далее - руководитель организации) или лица, исполняющего его обязанности, создается комиссия по оценке готовности.

Указанное решение оформляется актом Корпорации (организации Корпорации), в котором определяются состав комиссии по оценке готовности (председатель, заместитель председателя, члены и секретарь комиссии по оценке готовности), порядок ее работы и срок проведения оценки готовности (с указанием дат начала и окончания), который не может превышать двадцать рабочих дней.

Акт Корпорации (организации Корпорации) о проведении оценки готовности издается не позднее чем за семь рабочих дней до даты начала оценки готовности, указанной в плане основных мероприятий, и доводится любым доступным способом, подтверждающим факт его получения, до членов комиссии по оценке готовности, а также до заинтересованных работников Корпорации (организации Корпорации) в срок не позднее чем за пять рабочих дней до даты начала оценки готовности.

10. Председателем комиссии по оценке готовности может быть должностное лицо из числа заместителей генерального директора Корпорации (руководителя организации Корпорации).

В состав комиссии по оценке готовности включаются руководители (заместители руководителей) структурных подразделений (служб), уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, пожарной безопасности (далее - уполномоченное структурное подразделение) Корпорации (организации Корпорации), а также иные работники Корпорации (организации Корпорации).

11. К работе в составе комиссии по оценке готовности с учетом категорий значимости КВО по согласованию могут привлекаться:

для КВО федерального уровня значимости - представители Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту нахождения КВО, а также представители организаций - разработчиков (изготовителей) технологического оборудования (изделий) и проектной организации;

для КВО регионального уровня значимости - представители территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту нахождения КВО, а также представители организаций - разработчиков (изготовителей) технологического оборудования (изделий) и проектной организации;

для КВО муниципального уровня значимости - представители территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, по месту нахождения КВО, а также представители организаций - разработчиков (изготовителей) технологического оборудования (изделий) и проектной организации.

12. По результатам оценки готовности комиссией по оценке готовности формируются выводы о достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования КВО и жизнедеятельности работников Корпорации (организации Корпорации), и итоговое решение:

а) "готово(а)" - при достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования КВО и жизнедеятельности работников Корпорации (организации Корпорации);

б) "не готово(а)" - при недостаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования КВО и жизнедеятельности работников Корпорации (организации Корпорации).

Критериями определения достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования КВО и жизнедеятельности работников Корпорации (организации Корпорации), являются выполнение Комплекса мер в полном объеме.

13. При наличии разногласий между членами комиссии по оценке готовности, возникших в ходе проведения оценки готовности, решение принимается большинством голосов членов комиссии по оценке готовности, при равенстве голосов решение принимается председателем комиссии по оценке готовности.

14. Результаты оценки готовности оформляются в виде отдельного документа - акта оценки готовности Корпорации (организации Корпорации) (далее - акт оценки готовности; рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к Требованиям).

15. Акт оценки готовности подписывается всеми членами комиссии по оценке готовности в день завершения проведения оценки готовности.

Члены комиссии по оценке готовности, несогласные с итоговым решением комиссии, подписывают акт оценки готовности, при этом к акту оценки готовности приобщается их особое мнение.

Акты оценки готовности хранятся в уполномоченном структурном подразделении Корпорации (организации Корпорации).

16. Оценка готовности, предусмотренная подпунктом "б" пункта 5 Требований, проводится на основании акта Корпорации, подписанного должностным лицом Корпорации, и включает проведение мероприятий, предусмотренных пунктом 6 Требований.

17. В акте Корпорации о проведении оценки готовности, предусмотренной подпунктом "б" пункта 5 Требований, указываются полное наименование организации Корпорации, в отношении которой планируется оценка готовности, основание оценки готовности, состав (председатель, заместитель председателя, члены и секретарь комиссии Корпорации), порядок работы и задачи комиссии Корпорации, а также срок проведения оценки готовности (с указанием дат начала и окончания), который не может превышать двадцать рабочих дней.

В состав комиссии Корпорации включаются работники уполномоченного структурного подразделения Корпорации и иные работники Корпорации. К работе в составе комиссии Корпорации с учетом категорий значимости КВО по согласованию могут привлекаться представители федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, указанных в пункте 11 Требований.

Акт Корпорации о проведении оценки готовности издается и доводится любым доступным способом, подтверждающим факт его получения, до руководителей структурных подразделений Корпорации, федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, работники (представители) которых участвуют в оценке готовности, а также руководителя организации Корпорации, в отношении которой планируется оценка готовности, в срок не позднее чем за двадцать рабочих дней до даты начала оценки готовности.

18. По результатам оценки готовности комиссией Корпорации формируются выводы и итоговое решение в соответствии с подпунктом 12 Требований.

В случае наличия разногласий между членами комиссии Корпорации, возникших в ходе проведения оценки готовности, решение принимается большинством голосов членов комиссии Корпорации, при равенстве голосов решение принимается председателем комиссии Корпорации.

19. Результаты оценки готовности оформляются в виде акта оценки готовности (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к Требованиям).

Члены комиссии Корпорации, несогласные с итоговым решением комиссии Корпорации, подписывают акт оценки готовности, при этом к акту оценки готовности приобщается их особое мнение.

20. Акт оценки готовности подписывается всеми членами комиссии Корпорации в день завершения проведения оценки готовности.

Копия акта оценки готовности в течение пяти рабочих дней с даты его подписания направляется любым доступным способом, подтверждающим факт его получения, в организацию Корпорации, в отношении которой проводилась оценка готовности.

21. Акты оценки готовности хранятся в уполномоченном структурном подразделении Корпорации.

22. Результаты оценки готовности учитываются Корпорацией при подготовке материалов, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 1995 г. N 444 "О подготовке ежегодного государственного доклада о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" <7>.

--------------------------------

<7> Собрание законодательства Российской Федерации 1995, N 20, ст. 1800; 2019, N 34, ст. 4900.