Срок действия документа ограничен 1 сентября 2029 года.

Утвержден

приказом Минтранса России

от 25 января 2023 г. N 18

ПОРЯДОК

НАНЕСЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ, РЕГИСТРАЦИОННЫХ И УЧЕТНЫХ

ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗНАКОВ ГРАЖДАНСКИХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ, ТОВАРНЫХ

ЗНАКОВ НА ГРАЖДАНСКИЕ ВОЗДУШНЫЕ СУДА

1. На гражданские воздушные суда, подлежащие государственной регистрации <1>, должны наноситься государственный и регистрационный опознавательные знаки, присвоенные уполномоченным органом, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации) <2> (далее - уполномоченный орган), при включении данных о гражданском воздушном судне в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации <3>.

--------------------------------

<1> Пункт 1 статьи 33 Воздушного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 2016, N 27, ст. 4224).

<2> Пункт 1 и подпункт 5.4.19 пункта 5 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 396 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3343).

<3> Пункт 1.1 статьи 33 Воздушного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 2016, N 1, ст. 82).

2. Государственные и регистрационные опознавательные знаки гражданского воздушного судна, подлежащего государственной регистрации, должны состоять:

из государственного знака <4>, изображаемого в виде двух букв латинского алфавита "RA";

--------------------------------

<4> Статья 20 Конвенции о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г., ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 октября 1970 г., вступила в силу для Российской Федерации 16 августа 2005 г. (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, 44).

из регистрационного знака <5>, состоящего из пяти арабских цифр или сочетания арабских цифр и букв латинского алфавита, наносимого справа от государственного знака.

--------------------------------

<5> Статья 20 Конвенции о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г.

Государственный знак должен быть отделен от регистрационного знака дефисом.

3. Для цифровых обозначений регистрационных опознавательных знаков должны использоваться арабские цифры без орнамента.

Для буквенных обозначений государственных опознавательных знаков должны использоваться заглавные буквы латинского алфавита без орнамента <6>.

--------------------------------

<6> Часть В. "Национальные знаки, государственные гербы и общие знаки воздушных судов". Дополнение к Приложению 7 "Национальные и регистрационные знаки воздушных судов" к Конвенции о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г.

Ширина каждого символа (кроме букв I, M, W и цифры 1) и длина дефиса должны составлять две трети высоты символа.

Ширина буквы I и цифры 1 должна составлять одну шестую высоты символа.

Ширина букв M и W должна составлять не менее двух третей и не более одной высоты символа. Все символы и дефисы должны выполняться сплошными линиями и таким цветом, который обеспечивает хорошую контрастность с фоном. Толщина линий должна составлять одну шестую высоты символа.

Каждый символ должен отделяться от предыдущего или последующего символа расстоянием, составляющим не менее одной четвертой ширины символа. Дефис должен считаться отдельным символом.

4. Государственный и регистрационный опознавательные знаки должны наноситься на крыло гражданского воздушного судна, на боковые поверхности хвостовой части фюзеляжа или на киль гражданского воздушного судна.

На вертолетах государственный и регистрационный опознавательные знаки должны наноситься на боковые поверхности фюзеляжа или хвостовой балки, не занятые элементами конструкции гражданского воздушного судна.

5. Государственный и регистрационный опознавательные знаки должны наноситься на обе стороны фюзеляжа, иметь высоту не менее 300 мм и быть ориентированными в одном направлении со строительной горизонталью фюзеляжа. Буквы и цифры должны наноситься перпендикулярно строительной горизонтали фюзеляжа.

6. В случае недостатка свободного места на боковых поверхностях хвостовой части фюзеляжа государственный и регистрационный опознавательные знаки должны наноситься на боковые поверхности нижней части киля.

Государственный и регистрационный опознавательные знаки должны наноситься на обе боковые поверхности киля в одну сторону параллельно строительной горизонтали фюзеляжа гражданского воздушного судна, а на многокилевых гражданских воздушных судах - на внешние стороны крайних килей.

Символы, наносимые на киль гражданского воздушного судна, должны иметь высоту не менее 300 мм (в случае недостатка свободного места на боковых поверхностях нижней части киля должны применяться символы максимально возможной высоты).

7. Государственный и регистрационный опознавательные знаки должны наноситься на левой половине нижней поверхности крыла. Вершины букв должны быть обращены к передней кромке крыла и, насколько это возможно, равноудалены от передней и задней кромок крыла, занимая примерно одну треть его размаха, свободного от гондол двигателей или основных стоек шасси.

Символы, наносимые на крыло и относящиеся к одной группе знаков, должны иметь высоту не менее 500 мм и должны быть направлены своей верхней частью к передней кромке крыла.

В случае недостатка свободного места должны применяться символы максимально возможного размера.

8. На гражданское воздушное судно, являющееся дирижаблем, государственный и регистрационный опознавательные знаки должны наноситься на его оболочку: сверху - вдоль образующей, полученной сечением вертикальной продольной плоскости, и по бокам - под наибольшим горизонтальным сечением оболочки.

Символы, наносимые на оболочку дирижабля, должны иметь высоту не менее 500 мм. Символы, наносимые вдоль верхней образующей, должны направляться своей верхней частью в сторону правого борта дирижабля.

9. На гражданское воздушное судно, являющееся аэростатом, оболочка которого имеет форму сферы, государственный и регистрационный опознавательные знаки должны наноситься на его оболочку под наибольшим горизонтальным ее сечением, в двух диаметрально противоположных местах.

Символы, наносимые на оболочку аэростата, оболочка которого имеет форму сферы, должны иметь высоту не менее 500 мм.

10. На гражданское воздушное судно, являющееся аэростатом, оболочка которого имеет форму, отличающуюся от формы сферы, государственный и регистрационный опознавательные знаки должны наноситься как на дирижабль, если ось наибольшей длины аэростата расположена в горизонтальном полете под углом не более 45 градусов к горизонту. Если названная ось в горизонтальном полете расположена под углом более 45 градусов к горизонту или вертикально, знаки на оболочку аэростата, оболочка которого имеет форму, отличающуюся от формы сферы, должны наноситься в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка.

11. Внешняя раскраска гражданского воздушного судна должна осуществляться на основании разработанного владельцем эскиза, представляющего собой изображения гражданского воздушного судна с элементами раскраски и наносимых товарных знаков - символов, надписей, эмблем и иных знаков, предусмотренных пунктом 4 статьи 34 Воздушного кодекса Российской Федерации <7>.

--------------------------------

<7> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 2016, N 27, ст. 4224.

12. Не допускается нанесение на гражданские воздушные суда товарных знаков, не имеющих различий с иными наносимыми на гражданские воздушные суда знаками, а также нанесение на гражданские воздушные суда товарных знаков поверх иных нанесенных на гражданские воздушные суда знаков.

13. При внешней раскраске гражданских воздушных судов все эксплуатационно-технологические надписи и знаки, нанесенные на гражданское воздушное судно изготовителем, а также аварийно-спасательная маркировка должны сохраняться и быть видимыми.

14. На беспилотное гражданское воздушное судно, подлежащее государственному учету <8>, должен наноситься учетный опознавательный знак, состоящий из учетного номера, присвоенного этому гражданскому воздушному судну уполномоченным органом.

--------------------------------

<8> Пункт 3.2 статьи 33, пункт 2.2 статьи 34 Воздушного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 2022, N 12, ст. 1783).

15. Учетный опознавательный знак беспилотного гражданского воздушного судна должен состоять из семи арабских цифр или сочетания арабских цифр и строчных букв латинского алфавита.

16. На беспилотное гражданское воздушное судно учетный опознавательный знак должен наноситься (дублироваться) на следующие его части при их наличии в конкретном типе беспилотного гражданского воздушного судна: верхняя и нижняя поверхности крыла (обоих консолей), боковые поверхности фюзеляжа, верхняя и нижняя поверхности стабилизатора, киль, луч крепления двигателя мультироторного воздушного судна, обтекатели или иные капотирующие элементы беспилотного гражданского воздушного судна вертолетного типа.

Высота шрифта учетного опознавательного знака беспилотного гражданского воздушного судна не должна составлять менее 5 мм. Не допускается использовать шрифты с орнаментами, в виде курсива или с засечками, затрудняющими распознавание учетного опознавательного знака.

При нанесении учетного опознавательного знака на беспилотное гражданское воздушное судно должна обеспечиваться контрастность с фоном частей беспилотного гражданского воздушного судна путем нанесения цветным шрифтом либо путем гравировки номера на малоразмерных элементах конструкции.

17. Одновременное нанесение на гражданское воздушное судно опознавательных знаков разных государств не допускается.

18. Государственный и регистрационный опознавательные знаки должны быть удалены владельцем воздушного судна после исключения <9> данных о гражданском воздушном судне из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации.

--------------------------------

<9> Пункт 5 статьи 33 Воздушного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383).