Приложение N 3

к Руководству по безопасности

"Методические рекомендации

по проведению количественного

анализа риска аварий на опасных

производственных объектах

магистральных нефтепроводов

и нефтепродуктопроводов",

утвержденному приказом Федеральной

службы по экологическому,

технологическому и атомному надзору

от 29 декабря 2022 г. N 478

РИСУНКИ И ТАБЛИЦЫ

Таблица N 1

Показатели риска аварии на ЛЧ ОПО МН и МНПП

Кодовый номер

Условное обозначение

Наименование

Единица измерения

ЛЧ-1

00000128.wmz

Интенсивность аварий на ЛЧ ОПО МН и МНПП

год-1

ЛЧ-2

00000129.wmz

Удельная интенсивность аварий

1/(1000 км·год)

ЛЧ-3

MА

Средняя масса утечек нефти, нефтепродукта при аварии

т

ЛЧ-4

00000130.wmz

Средняя масса потерь нефти, нефтепродукта при аварии

т

ЛЧ-5

Rm

Ожидаемая масса потерь нефти, нефтепродукта при аварии

т/год

ЛЧ-6

Rm1000

Удельные ожидаемые потери нефти, нефтепродукта при аварии

т/(1000 км·год)

ЛЧ-7

00000131.wmz

Средний размер ущерба от аварии, в том числе:

тыс. руб.

ЛЧ-8

Y$ос

а) средний размер платы за загрязнение окружающей среды при аварии

тыс. руб.

ЛЧ-9

Y$m

б) средние потери нефти, нефтепродукта при аварии в денежном выражении

тыс. руб.

ЛЧ-10

RY

Ожидаемый ущерб от аварий на ЛЧ ОПО МН и МНПП

тыс. руб./год

ЛЧ-11

RY1000

Удельный ожидаемый ущерб от аварии

млн руб./(1000 км·год)

ЛЧ-12

RНС1

Частота гибели одного и более человека при авариях на ЛЧ ОПО МН и МНПП (интенсивность возникновения аварий со смертельными несчастными случаями)

год-1

ЛЧ-13

RНС10

Частота гибели 10 и более человек при авариях на ЛЧ ОПО МН и МНПП (интенсивность возникновения крупных аварий с групповыми смертельными несчастными случаями)

год-1

ЛЧ-14

RНС50

Частота гибели 50 и более человек при авариях на ЛЧ ОПО МН и МНПП (интенсивность возникновения особо крупных аварий с групповыми смертельными несчастными случаями)

год-1

ЛЧ-15

Rинд

Индивидуальный среднегрупповой риск гибели в аварии отдельного человека из числа персонала, населения и иных физических лиц

год-1

ЛЧ-16

Rколл

Коллективный риск смертельного поражения людей при авариях на ЛЧ ОПО МН и МНПП

чел./год

ЛЧ-17

Rпот

Потенциальный территориальный риск гибели человека от аварии (частота возникновения смертельно поражающих факторов аварии в определенной точке территории)

год-1

ЛЧ-18

МВКПл

Максимально возможное количество потерпевших (в т.ч. погибших) при авариях на ЛЧ ОПО МН и МНПП с учетом времени нахождения потерпевших (в т.ч. погибших) в зоне действия поражающих факторов аварии

чел.

ЛЧ-19

F(x)

Социальный риск гибели людей при авариях на ЛЧ ОПО МН и МНПП

год-1

ЛЧ-20

N(Nс)

Число пострадавших (в т.ч. погибших) при наиболее опасном по последствиям для людей сценарии аварии

чел.

Таблица N 2

Показатели риска аварий на площадочных объектах,

составляющих ОПО МН и МНПП

Кодовый номер

Символьное обозначение

Наименование

Единица измерения

Пл-1

PА

Частота возникновения аварии (разгерметизации оборудования)

год-1

Пл-2

Pэф

Частота возникновения аварий, связанных с возникновением поражающего эффекта (взрыв, пожар или огненный шар)

год-1

Пл-3

R1

Частота гибели одного и более человек при авариях (интенсивность возникновения аварий со смертельными несчастными случаями)

год-1

Пл-4

RНС10

Частота гибели 10 и более человек при авариях (интенсивность возникновения крупных аварий с групповыми смертельными несчастными случаями)

год-1

Пл-5

RНС50

Частота гибели 50 и более человек при авариях (интенсивность возникновения особо крупных аварий с групповыми смертельными несчастными случаями)

год-1

Пл-6

n(nс)

Возможное число пострадавших (в т.ч. погибших) при наиболее вероятном сценарии аварии (в т.ч. среди персонала, населения и иных физических лиц)

чел.

Пл-7

N(Nс)

Возможное число пострадавших (в т.ч. погибших) при наиболее опасном сценарии аварии на площадочном сооружении ОПО МН и МНПП (в т.ч. среди персонала, населения и иных физических лиц)

чел.

Пл-8

Rинд

Индивидуальный среднегрупповой риск гибели в аварии отдельного человека из числа персонала, населения и иных физических лиц

год-1

Пл-9

Rколл

Коллективный риск смертельного поражения людей при авариях на площадочном объекте (в т.ч. среднегодовое ожидаемое число погибших среди персонала, населения и иных физических лиц)

чел./год

Пл-10

mA, ma

Средняя масса потерь нефти, нефтепродукта при наиболее опасном и наиболее вероятном сценарии аварии

т

Пл-11

Rm

Ожидаемые потери нефти, нефтепродукта при аварии

т/год

Пл-12

YA, Ya

Средний размер ущерба при наиболее опасном и наиболее вероятном сценарии аварии, в том числе:

тыс. руб.

Пл-13

Y$ос

а) средний размер платы за загрязнение окружающей среды при аварии

тыс. руб.

Пл-14

Y$m

б) средние потери нефти, нефтепродукта при аварии в денежном выражении

тыс. руб.

Пл-15

Y

в) потери основных производственных фондов

тыс. руб.

Пл-16

RY

Ожидаемый ущерб от аварий на площадочном сооружении ОПО МН и МНПП

тыс. руб./год

Пл-17

Rпот

Потенциальный территориальный риск гибели человека от аварии (частота возникновения смертельно поражающих факторов аварии в определенной точке территории)

год-1

Пл-18

МВКПn

Максимально возможное количество потерпевших (в т.ч. погибших) при авариях на площадочных сооружениях ОПО МН и МНПП с учетом времени нахождения потерпевших (в т.ч. погибших) в зоне действия поражающих факторов

чел.

Пл-19

F(x)

Социальный риск гибели людей при авариях на площадочном сооружении ОПО МН и МНПП

год-1

Пл-20

N(Nс)

Число пострадавших (в т.ч. погибших) при наиболее опасном по последствиям для людей сценарии аварии

чел.

Таблица N 3

Критерии степени опасности аварий на ЛЧ ОПО МН и МНПП

по сравнению со среднестатистическим (фоновым)

уровнем риска аварии для ЛЧ ОПО МН и МНПП R5лет

Сравнительная степень опасности аварии на участке ЛЧ ОПО МН и МНПП

Значение рассчитанного показателя риска аварии R

Низкая

Менее 0,5R5лет

Средняя

От 0,5R5 лет до 5R5лет

Высокая

От 5R5 лет до 50R5лет

Чрезвычайно высокая

Более 50R5лет

Таблица N 4

Примеры типовых показателей с критериями опасности аварий

Типовые показатели с критериями опасности аварий на ЛЧ МН

Сравнительная степень опасности аварии на участке ЛЧ МН

Типовые показатели риска аварий на ЛЧ МН

Удельные ожидаемые потери нефти при аварии Rm1000, т/(1000 км·год)

Удельный ожидаемый экологический ущерб от аварии RЭ1000, млн руб./(1000 км·год)

Низкая

Менее 5

Менее 2

Средняя

От 5 до 50

От 2 до 20

Высокая

От 50 до 500

От 20 до 200

Чрезвычайно высокая

Более 500

Более 200

Таблица N 5

Типовые показатели с критериями опасности аварий на ЛЧ МНПП

Сравнительная степень опасности аварии на участке ЛЧ МНПП

Типовые показатели риска аварии на ЛЧ МНПП

Удельные ожидаемые потери нефтепродукта при аварии Rm1000, т/(1000 км·год)

Удельный ожидаемый экологический ущерб от аварии RЭ1000, млн руб./(1000 км·год)

Низкая

Менее 4

Менее 1

Средняя

От 4 до 40

От 1 до 10

Высокая

От 40 до 400

От 10 до 100

Чрезвычайно высокая

Более 400

Более 100

Таблица N 6

Критерии степени опасности аварий на ЛЧ ОПО МН и МНПП

по сравнению с интервалом изменения рассчитанного

показателя риска аварии {Rmin, Rmax}

Сравнительная степень опасности аварии на участке ЛЧ ОПО МН и МНПП

Значение рассчитанного показателя риска аварии R

Низкая

Менее Rmin + 0,3 (Rmax - Rmin)

Средняя

Rmin + (0,3 - 0,8) (Rmax - Rmin)

Высокая

Rmin + (0,8 - 0,97) (Rmax - Rmin)

Чрезвычайно высокая

Более Rmin + 0,97 (Rmax - Rmin)

Таблица N 7

Критерии степени опасности аварий на площадочных

сооружениях (составляющих площадочных объектов)

ОПО МН и МНПП

Сравнительная степень опасности аварии на площадочном объекте (составляющей площадочного объекта) ОПО МН и МНПП

Максимально возможное количество потерпевших, жизни или здоровью которых может быть причинен вред в результате аварии на площадочном объекте (составляющей площадочного объекта) ОПО МН и МНПП

Всего потерпевших

В том числе смертельно травмированных

Низкая

Менее 10

Менее 3

Средняя

От 10 до 74

От 3 до 9

Высокая

От 75 до 300

От 10 до 30

Чрезвычайно высокая

Более 300

Более 30

Таблица N 8

Сопоставительные критерии степени опасности аварий

при перевозках нефти и нефтепродуктов танкерами

Сопоставительная степень опасности аварии при перевозке нефти, нефтепродуктов танкерами

Средняя масса потерь нефти, нефтепродуктов, т

при наиболее опасном сценарии аварии

при наиболее вероятном сценарии аварии

Низкая

Менее 350

Менее 7

Средняя

От 350 до 3500

От 7 до 70

Высокая

От 3500 до 35 000

От 70 до 700

Чрезвычайно высокая

Более 35 000

Более 700

00000132.png

Рис. 1. Блок-схема проведения количественного анализа риска аварий на ОПО МН и МНПП

00000133.png

Рис. 2. "Дерево отказов" для аварии на ЛЧ ОПО МН и МНПП

00000134.png

Рис. 3. "Дерево событий" при разгерметизации подземного участка ЛЧ ОПО МН и МНПП

00000135.png

Рис. 4. Алгоритм расчета аварийных утечек нефти, нефтепродуктов из ОПО МН и МНПП с учетом типового времени обнаружения утечки, остановки насосов и начала перекрытия потока трубопроводной арматурой

00000136.png

Рис. 5. "Дерево событий" разрушения или перелива наземного резервуара (сценарий A1)

00000137.png

Рис. 6. "Дерево событий" при выходе газовой фазы из наземного резервуара (сценарий A2)

00000138.png

Рис. 7. "Дерево событий" при взрыве внутри наземного резервуара (сценарий A3)

00000139.png

Рис. 8. "Дерево событий" разрушения или перелива подземного резервуара (сценарий A4)

00000140.png

Рис. 9. "Дерево событий" при выходе газовой фазы из подземного резервуара (типа ЖБР) (сценарий A5)

00000141.png

Рис. 10. "Дерево событий" при взрыве внутри подземного резервуара (типа ЖБР) (сценарий A6)

00000142.png

Рис. 11. "Дерево событий" при разрушении емкости под давлением (сценарий A7)

00000143.png

Рис. 12. "Дерево событий" при разрушении подземной емкости под давлением (сценарий A8)

00000144.png

Рис. 13. "Дерево событий" при аварии в насосных (сценарий A9)

┌───────────────────────────────────────────────────────┐

│Внешние воздействия природного и техногенного характера│

└───────────────────────────┬───────────────────────────┘

┌─────────────────────────┐ │ ┌───────────────────────────────────────────┐

│ Отказ оборудования │ │ │ Ошибки персонала │

└───────────┬─────────────┘ │ └─────────────────────────┬─────────────────┘

┌────┴───────────────┴─────────────────────────┬─┴────────┐

┌──────┴──────────────────┐ ┌─────────────────────┐ │ ┌────────┴────────┐

│ Нарушение герметичности │ │ Возникновение │ │ │Выход паров нефти│

│ резервуара, насоса или │ │ источника │ │ └────────┬────────┘

│ трубопровода (частичное │ │воспламенения внутри │ │ ┌────────┴────────┐

│ или полное) │ │ резервуара │ │ │ Образование ТВС │

└───────────┬─────────────┘ └───────┬───┬─────────┘ │ └────────┬────────┘

┌───────────┴─────────────┐ ┌─────────┘ ├───────────┘ ┌────────┴────────┐

│ Истечение нефти │ │ ┌───────────┴─────────┐ │ Вспышка, │

└───────────┬─────────────┘ │ │Вспышка, взрыв паров,│ │ взрыв ТВС │

┌───────────┴─────────────┐ │ │ пожар в резервуаре │ └────────┬────────┘

│Образование пролива нефти│ │ └───────────┬─────────┘ │

└───────────┬─────────────┘ ├─────────────┘ │

┌───────────┴─────────────┐ │ │

│ Образование │ │ │

│топливно-воздушной смеси │ │ │

└───────────┬─────────────┘ │ │

┌───────────┴─────────────┐ │ │

│ Вспышка, взрыв │ │ │

│топливно-воздушной смеси │ │ │

└───────────┬─────────────┘ │ │

┌───────────┴─────────────┐ │ │

│ Пожар пролива │ │ │

└───────────┬─────────────┘ │ │

└───────────────┼────────────────────────────────────┘

┌───────────────────────────┴─────────────────────────────────────────────┐

│ Разрушение соседних резервуаров, емкостей, трубопроводов и сооружений, │

│ травмирование людей │

└────────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┘

┌────────────────────────────────────┴────────────────────────────────────┐

│ Дальнейшее развитие аварии на площадочном объекте и за его пределами │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

Рис. 14. Блок-схема анализа вероятных сценариев возникновения и развития аварий

00000145.png

Рис. 15. Общий вид распределения показателя риска R(n) вдоль трассы ОПО МН и МНПП

00000146.png

Рис. 16. Иллюстрация формы представления распределения суммарной длины участков Ls трассы по показателю риска аварии R