Срок действия документа ограничен 1 сентября 2029 года.

Утвержден

приказом Минтранса России

от 15 февраля 2023 г. N 43

ПОРЯДОК

РАССЛЕДОВАНИЯ И УЧЕТА ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ, АВАРИЙ

И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА НА ВНЕУЛИЧНОМ

ТРАНСПОРТЕ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ КАНАТНЫХ ДОРОГ, ФУНИКУЛЕРОВ,

ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВНЕУЛИЧНОГО ТРАНСПОРТА

ЛИФТОВ, ПОДЪЕМНЫХ ПЛАТФОРМ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ, ПАССАЖИРСКИХ

КОНВЕЙЕРОВ (ДВИЖУЩИХСЯ ПЕШЕХОДНЫХ ДОРОЖЕК) И ЭСКАЛАТОРОВ,

А ТАКЖЕ ИНЫХ ОБЪЕКТОВ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВНЕУЛИЧНОГО ТРАНСПОРТА,

ОТНОСЯЩИХСЯ К ОПАСНЫМ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ОБЪЕКТАМ, УКАЗАННЫМ

В ПУНКТЕ 1 СТАТЬИ 2 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 21 ИЮЛЯ 1997 Г.

N 116-ФЗ "О ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОПАСНЫХ

ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ")

1. Порядок расследования и учета транспортных происшествий, аварий и чрезвычайных ситуаций техногенного характера на внеуличном транспорте (за исключением канатных дорог, фуникулеров, входящих в состав инфраструктуры внеуличного транспорта лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, а также иных объектов инфраструктуры внеуличного транспорта, относящихся к опасным производственным объектам, указанным в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" <1>) (далее - Порядок, внеуличный транспорт соответственно), применяется перевозчиками <2> при расследовании и учете транспортных происшествий, аварий и чрезвычайных ситуаций техногенного характера на внеуличном транспорте (далее - нарушения безопасности движения).

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588.

<2> Пункт 12 части 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2017 г. N 442-ФЗ "О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 1, ст. 26).

2. Перевозчик обязан незамедлительно оповещать с использованием любых доступных средств связи, в том числе телефонных, телеграфных, Ространснадзор, его территориальные органы по месту государственной регистрации перевозчика на территории Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением правил технической эксплуатации внеуличного транспорта и правил пользования внеуличным транспортом высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации <3>, о возникновении событий, связанных с нарушением безопасности движения.

--------------------------------

<3> Часть 1 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2017 г. N 442-ФЗ "О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 1, ст. 26; 2021, N 24, ст. 4188).

3. По всем случаям нарушения безопасности движения для расследования таких случаев перевозчиком создается комиссия (далее - Комиссия) с направлением в адрес Ространснадзора и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обращения с предложением об участии их представителей в работе Комиссии.

Положение о Комиссии утверждается перевозчиком.

4. Комиссия выезжает на место нарушения безопасности движения и проводит расследование обстоятельств и причин его возникновения.

5. Комиссия при расследовании:

проводит осмотр места нарушения безопасности движения, технического состояния объектов инфраструктуры и подвижного состава внеуличного транспорта, а также оценивает их состояние на предмет соответствия требованиям правил технической эксплуатации внеуличного транспорта <4>;

--------------------------------

<4> Часть 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2017 г. N 442-ФЗ "О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 1, ст. 26).

составляет схему повреждения объектов инфраструктуры и расположения подвижного состава внеуличного транспорта, с указанием места, где произошло нарушение безопасности движения, в том числе места начала схода подвижного состава внеуличного транспорта с рельсов и место его остановки в случае схода подвижного состава внеуличного транспорта с рельсов;

производит фотографирование общего вида последствий и повреждений объектов инфраструктуры и подвижного состава внеуличного транспорта, обнаруженных посторонних предметов, положение деталей и узлов подвижного состава внеуличного транспорта;

получает письменные объяснения с работников перевозчика;

оценивает действия работников перевозчика, действия которых привели или способствовали возникновению нарушения безопасности движения, с указанием невыполненных положений правил технической эксплуатации внеуличного транспорта;

выявляет причины, способствовавшие возникновению нарушения безопасности движения.

6. По результатам расследования Комиссией составляется техническое заключение о причинах и последствиях нарушения безопасности движения, которое подписывается всеми членами Комиссии.

К техническому заключению прилагаются документы (оригиналы или их копии, заверенные печатью (при наличии) и подписью уполномоченного представителя перевозчика), полученные в ходе расследования случая нарушения безопасности движения, подтверждающие (устанавливающие) причину его возникновения, в том числе фото-, аудио- и видеоматериалы.

7. Материалы расследования нарушений безопасности движения должны включать:

техническое заключение;

акт расследования нарушения безопасности движения, содержащий в том числе сведения о дате, времени и месте составления акта, составе Комиссии с указанием фамилий, инициалов и должностей председателя Комиссии, ее членов, причину проведения расследования, реквизиты (при наличии) документов, исследованных Комиссией в ходе расследования, обстоятельства, установленные Комиссией в ходе расследования;

сведения о повреждении подвижного состава и (или) объектов инфраструктуры внеуличного транспорта;

схемы с указанием имеющихся отступлений от норм содержания и повреждений подвижного состава, объектов инфраструктуры внеуличного транспорта в результате нарушения безопасности движения;

результаты и (или) материалы проведенных исследований, испытаний, специальных экспертиз, необходимость проведения которых определяется Комиссией;

сведения о параметрах движения подвижного состава внеуличного транспорта, имеющего отношение к расследуемому нарушению безопасности движения;

сведения о состоянии и работе объектов инфраструктуры внеуличного транспорта, имеющих отношение к расследуемому нарушению безопасности движения;

результаты проведенных экспериментов и расчетов, необходимость проведения которых определяется Комиссией;

сведения о подвижном составе и объектах инфраструктуры внеуличного транспорта в части, касающейся причин нарушений безопасности движения;

сведения об участниках случая нарушения безопасности движения, их объяснения, сведения о режиме труда и отдыха, о результатах последних аттестаций, предусматривающих проверку знаний правил технической эксплуатации внеуличного транспорта и должностных инструкций, а также заключение о медицинском освидетельствовании, необходимость которых определяется Комиссией.

8. Перевозчик обязан хранить в течение всего периода расследования документы, фрагменты объектов инфраструктуры, детали подвижного состава внеуличного транспорта, состояние или местонахождение которых могут иметь значение при установлении причин нарушения безопасности движения.

9. В случае наличия в материалах расследования сведений, составляющих государственную тайну, перевозчик при проведении расследования нарушений безопасности движения обязан руководствоваться Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" <5>.

--------------------------------

<5> Собрание законодательства Российской Федерации 1997, N 41, ст. 4673; 2022, N 50, ст. 8792.

10. После подписания всеми членами Комиссии технического заключения о причинах и последствиях нарушения безопасности движения материалы расследования нарушения безопасности движения должны быть направлены в Ространснадзор, его территориальные органы по месту государственной регистрации перевозчика на территории Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением правил технической эксплуатации внеуличного транспорта и правил пользования внеуличным транспортом высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

11. На основе материалов расследования перевозчик обязан разработать и осуществить мероприятия по предупреждению повторения нарушения безопасности движения.

12. Перевозчик должен осуществлять учет случаев нарушений безопасности движения посредством внесения сведений в журнал, который должен содержать следующие сведения:

дату нарушения безопасности движения;

время нарушения безопасности движения;

место, где произошло нарушение безопасности движения;

причину возникновения нарушения безопасности движения;

фамилию и инициалы лица, вносившего сведения в журнал, и его подпись.

Допускается ведение журнала в электронном виде с использованием программного обеспечения перевозчика (сведения заверяются электронной подписью лица, вносившего сведения в журнал, в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" <6>).

--------------------------------

<6> Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2036; 2023, N 1, ст. 16.