к трем годам

1.

У ребенка развита крупная моторика, он активно использует освоенные ранее движения, начинает осваивать бег, прыжки, повторяет за взрослым простые имитационные упражнения, понимает указания взрослого, выполняет движения по зрительному и звуковому ориентирам; с желанием играет в подвижные игры;

2.

Ребенок демонстрирует элементарные культурно-гигиенические навыки, владеет простейшими навыками самообслуживания (одевание, раздевание, самостоятельно ест и тому подобное);

3.

Ребенок стремится к общению со взрослыми, реагирует на их настроение;

4.

Ребенок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; играет рядом;

5.

Ребенок понимает и выполняет простые поручения взрослого;

6.

Ребенок стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

7.

Ребенок способен направлять свои действия на достижение простой, самостоятельно поставленной цели; знает, с помощью каких средств и в какой последовательности продвигаться к цели;

8.

Ребенок владеет активной речью, использует в общении разные части речи, простые предложения из 4-х слов и более, включенные в общение; может обращаться с вопросами и просьбами;

9.

Ребенок проявляет интерес к стихам, сказкам, повторяет отдельные слова и фразы за взрослым;

10.

Ребенок рассматривает картинки, показывает и называет предметы, изображенные на них;

11.

Ребенок различает и называет основные цвета, формы предметов, ориентируется в основных пространственных и временных отношениях;

12.

Ребенок осуществляет поисковые и обследовательские действия;

13.

Ребенок знает основные особенности внешнего облика человека, его деятельности; свое имя, имена близких; демонстрирует первоначальные представления о населенном пункте, в котором живет (город, село и так далее);

14.

Ребенок имеет представления об объектах живой и неживой природы ближайшего окружения и их особенностях, проявляет положительное отношение и интерес к взаимодействию с природой, наблюдает за явлениями природы, старается не причинять вред живым объектам;

15.

Ребенок с удовольствием слушает музыку, подпевает, выполняет простые танцевальные движения;

16.

Ребенок эмоционально откликается на красоту природы и произведения искусства;

17.

Ребенок осваивает основы изобразительной деятельности (лепка, рисование) и конструирования; может выполнять уже довольно сложные постройки (гараж, дорогу к нему, забор) и играть с ними; рисует дорожки, дождик, шарики; лепит палочки, колечки, лепешки;

18.

Ребенок активно действует с окружающими его предметами, знает названия, свойства и назначение многих предметов, находящихся в его повседневном обиходе;

19.

Ребенок в играх отображает действия окружающих ("готовит обед", "ухаживает за больным" и другое), воспроизводит не только их последовательность и взаимосвязь, но и социальные отношения (ласково обращается с куклой, делает ей замечания), заранее определяет цель ("Я буду лечить куклу").