1.1. Введение: нормативно-правовые и научно-теоретические основы Федеральной программы

1.1. Введение: нормативно-правовые и научно-теоретические

основы Федеральной программы

В профессиональную деятельность педагогов дошкольного образования введен нормативный правовой акт, определяющий содержание отечественного ДО - Федеральная программа (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 N 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28.12.2022 N 71847)).

Федеральная программа разработана во исполнение Федерального закона от 24.09.2022 N 371-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" и направлена на выполнение Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", от 09.11.2022 N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей".

С документом можно ознакомиться по ссылке:

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044

1. В чем состоит специфика Федеральной программы?

Федеральная программа отражает современный культурно-исторический этап развития российского общества и реализует основополагающие функции дошкольного уровня образования:

- обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;

- создание единого ядра содержания ДО, ориентированного на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание растущего поколения как знающего и любящего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;

- создание единого федерального образовательного пространства воспитания и развития детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места и региона проживания.

Федеральная программа:

Представляет собой учебно-методическую документацию, в состав которой входят федеральная рабочая программа воспитания (далее - Программа воспитания), примерный режим и распорядок дня дошкольных групп, федеральный календарный план воспитательной работы (далее - План) и иные компоненты.

Определяет единые для Российской Федерации базовые объем и содержание ДО, осваиваемые обучающимися в ДОО.

Определяет содержательные линии образовательной деятельности, реализуемые ДОО по основным направлениям развития детей дошкольного возраста (социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического развития) согласно целевым ориентирам и образовательным областям ФГОС ДО.

Является основой для самостоятельной разработки и утверждения ДОО Программы, обязательная часть которых должна соответствовать Федеральной программе и может оформляться в виде ссылки на нее. Федеральная программа определяет объем обязательной части этих Программ, который в соответствии со ФГОС ДО составляет не менее 60% от общего объема программы. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более 40% от общего объема программы и может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в том числе региональных, в которых осуществляется образовательная деятельность; сложившиеся традиции ДОО; выбор парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива и ДОО в целом.

2. Для каких организаций Федеральная программа является обязательной?

Федеральная программа является обязательной для всех организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, а именно для образовательных организаций, независимо от их организационно-правовых форм (государственные, муниципальные, частные); организаций, осуществляющих обучение; а также индивидуальных предпринимателей, реализующих образовательную деятельность на основе лицензии на образовательную деятельность.

3. На основе каких нормативных правовых актов разработана Федеральная программа?

Федеральная программа разработана в соответствии с ФГОС ДО и с учетом нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования к условиям организации ДО (Приложение 1. Перечень нормативных правовых актов, на основе которых разработана Федеральная программа).

4. Для чего нужна Федеральная программа?

Федеральная программа наряду с ФГОС ДО является основой для самостоятельной разработки и утверждения ДОО Программ, обязательная часть которых должна соответствовать Федеральной программе и может быть оформлена в виде ссылки на нее. Федеральная программа определяет минимальный объем, содержание, планируемые результаты обязательной части Программ.

5. Какая учебно-методическая документация входит в Федеральную программу?

Федеральная программа включает в себя учебно-методическую документацию, в состав которой входят Программа воспитания, примерный режим и распорядок дня дошкольных групп, План и иные компоненты.

К иным компонентам Федеральной программы отнесены:

Планируемые результаты реализации Программы

Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов

Задачи и содержание образования (обучения и воспитания) по образовательным областям

Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы

Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

Способы и направления поддержки детской инициативы

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся

Направления и задачи коррекционно-развивающей работы

Психолого-педагогические условия реализации Программы

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации Программы

Кадровые условия реализации Программы

ФГОС ДО, определяя требования к структуре Программы, условиям и результатам ее освоения, не содержит требований к такой учебно-методической документации, как учебный план, учебный календарный график, рабочие программы. Освоение Программ не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся (часть 2 статьи 64; часть 1 статьи 58 Закона об образовании).

Соответственно, Федеральная программа, разработанная на основе ФГОС ДО, не содержит перечисленной документации, оценочных материалов.

6. Возможна ли реализация Федеральной программы на родном языке обучающихся?

В соответствии с Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2022 N 874) Федеральная программа разработана на русском языке - государственном языке Российской Федерации. Но это не ограничивает права российских граждан на получение ДО на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании в соответствии с частью 4 статьи 14 Закона об образовании. В соответствии с разработанной и утвержденной в ДОО Программой реализация Программы возможна на родном языке.

7. Надо ли учитывать Федеральную программу при выборе учебных изданий для реализации образовательной деятельности с детьми?

Учебные издания, используемые при реализации Программ, определяются ДОО с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов, а также федеральной образовательной программы дошкольного образования и федеральной образовательной программы НОО (пункт 3 статьи 18 Закона об образовании).

8. В связи с утверждением Федеральной программы будут ли отменены Примерная основная образовательная программа дошкольного образования и Примерная рабочая программа воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования?

Данные примерные программы не являлись нормативными документами, поэтому не требуется издания нормативного правового акта для их отмены. В связи с введением понятия "федеральная основная общеобразовательная программа" из Закона об образовании исключено понятие "примерная основная общеобразовательная программа", соответственно, вышеобозначенные документы теряют силу.

На https://fgosreestr.ru/ Примерные программы будут переведены в раздел "Архив".

9. Есть ли у Федеральной программы пересечение с традициями и научно-теоретическими основами становления отечественного дошкольного образования? Учитывает ли она опыт создания и реализации образовательных программ дошкольного образования?

Отечественная система дошкольного образования - это уникальная образовательная система, для которой характерны теоретические и методологические междисциплинарные психолого-педагогические основы:

- Пространство и уклад жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста возрастосообразны и учитывают его особенности, потребности и интересы.

- Ребенок в ДОО может прожить самоценный период дошкольного детства, активно включаясь в доступные и интересные виды деятельности, пробуя разные социальные способы поведения и взаимодействия.

- Педагог организует процессы развития ребенка как личности, субъекта деятельности, индивидуальности в условиях специально организованного образовательного процесса.

Особым образом следует подчеркнуть образовательную направленность отечественного ДО.

Прежде всего, это система:

- специально отобранного, психологически целесообразного, доступного и интересного содержания ДО, как особой, допредметной системы знаний, умений, навыков, опыта отношений и деятельности, в ходе освоения, присвоения и творческого обогащения которых происходит психическое, социальное, личностное и иное развитие ребенка (культурно-историческая теория Л.С. Выготского, теория амплификации А.В. Запорожца и идеи других отечественных исследователей дошкольного детства и принципов развития личности в онтогенезе);

- уникальных методик ДО как особых совокупностей методов, инструментов и форм взаимодействия с обучающимися, направленных на развитие и воспитание личности ребенка в той или иной содержательной области. Методики и технологии ДО позволяют ребенку освоить содержание и достичь образовательных результатов, свидетельствующих о динамике индивидуального развития и о готовности к переходу на следующий образовательный уровень.

Таким образом, объем содержания образования, его качественное наполнение и результаты освоения, т.е. программность, становится системообразующей, сущностной характеристикой любой образовательной системы, в том числе и отечественной системы ДО.

10. На каких принципах и научно-теоретических позициях базируется содержание Федеральной программы?

Федеральная программа разработана на основе ФГОС ДО. Ключевыми теоретическими идеями при разработке Федеральной программы являлись:

- идея поддержки разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, понимание детства как периода жизни, значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

- идея личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОО) и детей;

- идея уважения личности ребенка;

- идея реализации Федеральной программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

При разработке Федеральной программы был учтен также ряд научно-теоретических положений:

- о ребенке дошкольного возраста как субъекте детских видов деятельности, поведения, активно осваивающем культуру и социум, и целостности его развития;

- о возрастных психических и психофизиологических особенностях детского развития, кризисных периодах, предопределяющих естественный природе ребенка переход на новый - школьный уровень образования;

- об исторически сложившейся уникальной отечественной системе ДО, ориентированной на сохранение здоровья ребенка, его целостное, гармоничное, всестороннее развитие;

- о содержании образования детей дошкольного возраста, имеющем развивающую и воспитательную направленность, обеспечивающем единство социализации и индивидуализации ребенка, развитие способности самостоятельно решать доступные задачи жизни и деятельности;

- о целостности процесса образования (единства воспитания, обучения и развития) детей дошкольного возраста как совокупности психолого-педагогических условий, направленных на развитие личности ребенка, раскрытие его индивидуального мира, способностей и склонностей, накопление опыта общения и взаимодействия с миром, культурой и людьми;

- о вариативности методик, методов, приемов и технологий ДО, его диверсификации, гибкой системе ДО;

- о семье как важнейшем институте воспитания, факторе развития и образования ребенка дошкольного возраста.

11. На какие возрастные характеристики современного ребенка ориентироваться педагогу дошкольного образования при реализации Федеральной программы?

Младенчество (от двух месяцев до одного года). Основным условием полноценного психического развития ребенка на первом году жизни является общение взрослого с ребенком, отношение к нему как к личности, чувствительность к потребностям ребенка. Общение со взрослым направлено на удовлетворение базовых потребностей во внешних впечатлениях, в принятии и внимании, в безопасности, в общении. Интерес, положительное отношение к взрослому, желание привлечь внимание взрослого и чувствительность к разным воздействиям взрослого определяют потребность в общении ребенка со взрослым, которая формируется к 2 месяцам жизни. В первом полугодии центром внимания в ходе общения является взрослый и его внимание, во втором полугодии внимание смещается на предметный мир, через акт хватания (время появление 4,5 - 5 месяцев) ребенок начинает исследовать свойства предметов. Психическое развитие определяется развитием зрительного, слухового, тактильного анализаторов и развитием движений (моторное развитие). К основным достижениям в развитии психики относится ходьба и предпосылки развития речи (понимание речи и первые слова автономной речи), положительное самоощущение. К концу года формируется потребность в признании со стороны взрослого, ребенок направлен на оценку взрослого.

Ранний возраст (от одного года до трех лет). Основная характеристика детей раннего возраста - ситуативность. Ребенок может думать, чувствовать, делать только то, что видит здесь и сейчас. В данном возрасте важен режим дня, ритм повседневной жизни. Основным условием успешного развития является обеспечение двигательной активности ребенка. Активность проявляется в контексте определенной предметной ситуации, где важен характер совместной деятельности со взрослым. Взрослый интересен ребенку как человек, который раскрывает логику и способы употребления предметов, окружающих его. Именно предметная деятельность определяет формирование навыков гигиены и самообслуживания. Предметная деятельность, связанная с усвоением общественно-выработанных способов употребления предметов, оказывает влияние на развитие интеллекта, речи, самосознания и эмоциональной сферы ребенка. Основу интеллекта в раннем возрасте определяет развитие сенсорных процессов, связанных с действием обследования предметов и построения на их основе целостных образов, а также формирование первых обобщений в виде сенсорных эталонов цвета, формы, величины. Важно учитывать, что ребенок обучается только тому, что затрагивает его эмоциональную сферу. На основе сенсорного развития формируется план образов и представлений, что позволяет ребенку преодолеть ситуативность мышления и поведения. В данный период закладываются основы успешного общения со сверстниками, инициативность, чувство доверия к сверстнику. Основным достижением возраста является самосознание, положительная самооценка, первые целостные формы поведения в виде результативных действий. Ребенок определяет себя как субъект собственных действий ("Я сам"). Важна психологическая потребность в самостоятельности.

Дошкольный возраст (от трех до семи лет). Центральной линией психического развития ребенка дошкольного возраста является формирование произвольности психических процессов и поведения, формирование регуляторных основ психики. В дошкольном возрасте закладываются основы успешной социализации, коммуникации, основы развития личности. Ведущим познавательным процессом в дошкольном возрасте является память и воображение. Мышление ребенка опирается на способность оперировать образами и представлениями, которые есть в памяти. За счет возможностей образного мышления ребенок может представлять и думать о том, чего нет здесь и сейчас, преодолевается ситуативность. Все виды деятельности ребенка, включая игру, рисование, конструирование, лепку, представляют собой формы наглядного моделирования действительности. В продуктивных видах деятельности ребенок моделирует предметы и явления окружающего мира, что способствует формированию первой целостной картины мира, схематического мышления, элементов логического мышления и творческих способностей. Ребенок познает мир человеческих отношений, моделируя их в игровой форме. В условиях игры регуляторные возможности психики ребенка возрастают в разы, так как в любой роли, отображающей социальные функции человека в обществе, скрыт ряд правил, которым ребенок начинает подчинять свое поведение. Формируется периферия самосознания. Ребенок накапливает представления о своих умениях и навыках. Ведущими психологическими потребностями, определяющими успешное развитие личности, является потребность в самовыражении (ребенок отвечает на вопрос "что я умею, что я могу") и потребность в самоутверждении, предполагающей желание ребенка соответствовать нормам и правилам, ожиданиям взрослых ("желание быть "хорошим"). Данный возраст является крайне благоприятным для формирования нравственных норм и правил, формирования альтруистических потребностей и просоциальных форм поведения. Важно сформировать у ребенка положительное отношение к нормам щедрости, честности, справедливого распределения. В этом возрасте закладываются основы личностной, гендерной, гражданской и этнической идентичности. Познавательный интерес, любознательность, креативность можно рассматривать как системные качества, определяющие потенциал умственных способностей и развития личности ребенка дошкольного возраста. Коммуникативная компетентность в общении со взрослыми и сверстниками определяется способностью выстраивать коммуникацию, адекватную ситуации, то есть, ребенок может проявлять гибкость, инициативность, интерес, чувствительность в ситуации познавательного, делового, личностного общения. Итогом развития личности выступает иерархия мотивов и произвольная регуляция поведения. Социально значимые мотивы ("надо") могут управлять личными мотивами ("хочу"), ребенок может принимать сложные инструкции взрослого, действовать согласно правилам и реализовывать целостные формы поведения. Способность к произвольной регуляции поведения, высокая любознательность и умение действовать по правилу определяет успешность обучения в школе. Исходя из того, что в дошкольном возрасте закладываются основы первичной картины мира, формируются социальные переживания, определяющие отношение ребенка к разным видам человеческой деятельности, к миру людей и к самому себе, особую важность приобретает формирование представлений и положительного отношения к правилам безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни. Также, в современном социальном контексте, необходимо уделять внимание аспектам финансовой, экологической, информационной осведомленности у детей дошкольного возраста.

12. Каково место Программы воспитания в структуре и содержании Федеральной программы?

Программа воспитания является обязательной структурной частью Федеральной программы и определяет содержание воспитательной деятельности, направленной на развитие личности, создание условий для социализации детей дошкольного возраста на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в российском обществе.

13. На какие элементы/положения Федеральной программы необходимо опираться при проектировании воспитательной деятельности в ДОО?

При проектировании воспитательной деятельности необходимо руководствоваться задачами воспитания, обозначенными в образовательных областях и направлениях воспитания, учитывать формы совместной деятельности участников образовательных отношений и события ДОО.

14. Как строится календарный план воспитательной работы ДОО?

Календарный план воспитательной работы ДОО строится с учетом Плана и предполагает единство решения задач воспитания, обучения и развития ребенка в режимных процессах и образовательной деятельности. План является единым для ДОО и содержит примерный перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат. Некоторые из них рекомендуются для проведения в условиях отдельных регионов. Перечень может быть дополнен региональными мероприятиями с учетом социокультурных особенностей Программы, а также возрастных, физиологических и психоэмоциональных особенностей обучающихся.

15. Каковы меры по внедрению Федеральной программы в образовательную практику на разных институциональных уровнях?