1.3. Вариативная часть образовательной программы ДОО

17. Может ли быть несколько Программ у одной ДОО или все структурные подразделения должны реализовывать одну Программу?

Согласно п. 2.2 ФГОС ДО, структурные подразделения в одной ДОО могут реализовывать разные Программы. Вариативные части Программ структурных подразделений ДОО будут раскрывать особенности образовательного процесса в каждом из них.

18. Что такое вариативная часть Программы?

Вариативная часть Программы представлена частью, формируемой участниками образовательных отношений. Согласно п. 2.9 ФГОС ДО, является обязательной с точки зрения реализации его требований, дополняет обязательную часть Программы, позволяет обеспечивать вариативность ДО, стимулировать педагогическое творчество и инициативу, учитывать индивидуальные потребности обучающихся, мнение их родителей (законных представителей), а также условия, в которых осуществляется педагогический процесс.

19. Какова структура вариативной части Программы?

Согласно п. 2.11 ФГОС ДО, вариативная часть Программы дополняет каждый раздел: целевой, содержательный, организационный.

20. Какие требования предъявляются к вариативной части Программы?

Вариативная часть Программы:

- составляет не более 40% от всего объема Программы;

- является необходимой с точки зрения реализации требований ФГОС ДО;

- дополняет обязательную часть Программы;

- является частью каждого раздела Программы;

- разрабатывается непосредственно ДОО с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающихся. К ее разработке могут быть привлечены родители (законные представители) обучающихся, социальные партнеры и другие заинтересованные лица;

- удовлетворяет индивидуальные образовательные потребности обучающихся ДОО;

- при использовании парциальных программ (одной или комплекса программ) содержит информацию о них;

- содержит региональный компонент, отражает этнокультурную ситуацию, специфику национальных, культурных, климатических, материально-технических, социальных условий, в которых решаются педагогические задачи;

- обеспечивает вариативность образовательного процесса в конкретной ДОО, учет индивидуальных потребностей и возможностей, в том числе в части коррекционной работы, с детьми с ОВЗ.

21. Может ли Организация самостоятельно разработать вариативную часть Программы?

Вариативная часть Программы разрабатывается непосредственно самими участниками образовательных отношений. Согласно п. 2.9 ФГОС ДО, в нее могут входить как парциальные программы, так и самостоятельно разработанные участниками образовательных отношений программы, основанные на личном педагогическом опыте, индивидуальных особенностях обучающихся, этнокультурной ситуации развития и пр.

22. Что такое парциальная программа?

Парциальная программа - это авторская (разработанная одним автором или имеющая коллективное авторство) образовательная программа, раскрывающая содержание образовательной работы с детьми в одной конкретной образовательной области (использование конкретной образовательной технологии, применение определенной методики), нацеленная на развитие обучающихся, удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей.

23. Можно ли рассматривать парциальную программу в качестве вариативной части Программы?

Да, вариативная часть Программы может быть представлена одной или несколькими парциальными программами, в том числе разработанными педагогическим коллективом данной ДОО. При этом вариативное направление должно быть отражено в целевых ориентирах, содержании деятельности по тем образовательным областям, которым соответствует (одной или нескольким), а также в условиях организации педагогического процесса.

24. Можно ли при разработке вариативной части Программы привести только ссылки на реализуемые парциальные программы?

Да, в тексте вариативной части содержательного раздела Программы можно дать ссылки на реализуемые парциальные программы. Согласно п. 2.12 ФГОС ДО, часть, формируемая участниками образовательных отношений, может быть "представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы".

25. Любую ли парциальную программу можно использовать в образовательной практике, какие требования должны предъявляться к парциальной программе?

Для разработки части, формируемой участниками образовательных отношений, можно использовать различные парциальные программы для работы с детьми дошкольного возраста. При этом они должны:

- соответствовать принципам, целям и задачам ФГОС ДО;

- обеспечивать достижение целевых ориентиров ДО, обозначенных во ФГОС ДО;

- соответствовать принципам Федеральной программы, методологически и методически не противоречить ей;

- соответствовать целям и задачам Программы;

- отбираться с учетом интересов, потребностей обучающихся, накопленного педагогического опыта, материально-технических возможностей ДОО, квалификации педагогических работников, мнения родительского сообщества;

- обеспечивать преемственность ДО и НОО;

- быть конкретными и доступными в применении, научно обоснованными в части применяемых методов и подходов, апробированными, соответствовать возрастным характеристикам развития детей и вызовам современности.