Документ не применяется в отношении организаций, указанных в приложении N 1 к Методическим рекомендациям, утв. Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2020 N 3579-р, а также в отношении обществ, указанных в Распоряжениях Правительства РФ от 19.01.2024 N 94-р и от 11.09.2024 N 2498-р.

Утверждены

распоряжением Правительства

Российской Федерации

от 27 июня 2019 г. N 1388-р

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРИМЕНЕНИЮ КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВ, В УСТАВНЫХ КАПИТАЛАХ

КОТОРЫХ ДОЛЯ УЧАСТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИЛИ СУБЪЕКТА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРЕВЫШАЕТ 50 ПРОЦЕНТОВ, И ПОКАЗАТЕЛЕЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В ЦЕЛЯХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ

ИХ РУКОВОДЯЩЕГО СОСТАВА

Список изменяющих документов

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 06.03.2023 N 528-р)

1. Настоящие методические рекомендации разработаны в целях оказания содействия при формировании и применении ключевых показателей эффективности деятельности хозяйственных обществ, в уставных капиталах которых доля участия Российской Федерации или субъекта Российской Федерации превышает 50 процентов, а также их дочерних обществ (далее - общества) и показателей деятельности государственных унитарных предприятий (далее - предприятия) в целях определения размера вознаграждения их руководящего состава.

2. Понятия, используемые в настоящих методических рекомендациях, означают следующее:

"ключевой показатель эффективности" - показатель, на основании которого оценивается эффективность деятельности общества в целях определения размера вознаграждения его руководящего состава;

"показатель деятельности" - показатель, на основании которого оценивается эффективность деятельности предприятия в целях определения размера вознаграждения его руководящего состава;

"отраслевые ключевые показатели эффективности (дополнительные показатели деятельности)" - показатели, характеризующие деятельность общества или предприятия в соответствующей отрасли;

"организации оборонно-промышленного комплекса" - общества или предприятия, включенные в сводный реестр оборонно-промышленного комплекса, который формируется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2004 г. N 96 "О сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса";

"руководящий состав" - единоличный исполнительный орган предприятия или общества, коллегиальный исполнительный орган общества, а также иные должностные лица предприятия или общества в соответствии с внутренними и (или) учредительными документами предприятия или общества;

"целевое значение ключевого показателя эффективности (показателя деятельности)" - количественная характеристика показателя, определенная стратегией развития общества или предприятия, долгосрочной программой развития общества, программой деятельности предприятия;

"финансовые организации" - общества, осуществляющие финансовую и (или) страховую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами;

"финансово-экономические ключевые показатели эффективности (показатели экономической эффективности деятельности)" - показатели, характеризующие финансовую деятельность общества или предприятия.

3. При формировании ключевых показателей эффективности обществ рекомендуется устанавливать финансово-экономические и отраслевые ключевые показатели эффективности, вес которых в совокупности составляет 100 процентов.

Перечень рекомендуемых финансово-экономических ключевых показателей эффективности обществ (за исключением финансовых организаций) приведен в приложении N 1.

Перечень рекомендуемых финансово-экономических ключевых показателей эффективности для финансовых организаций приведен в приложении N 2.

При формировании показателей деятельности предприятий рекомендуется устанавливать показатели экономической эффективности деятельности и дополнительные показатели деятельности предприятия, вес которых в совокупности составляет 100 процентов, в порядке, определенном собственником имущества предприятия.

При этом формирование показателей экономической эффективности деятельности федеральных предприятий осуществляется в соответствии с Правилами разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. N 228 "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий".

4. Наряду с ключевыми показателями эффективности обществ и показателями деятельности предприятий рекомендуется предусматривать показатели депремирования руководящего состава, которые могут снижать размер его вознаграждения, сформированного по результатам достижения обществами ключевых показателей эффективности и предприятиями показателей деятельности.

Показатели депремирования руководящего состава обществ или предприятий не должны влиять на общий вес показателей эффективности обществ и показателей деятельности предприятий, предусмотренный пунктом 3 настоящих методических рекомендаций.

5. Ключевые показатели эффективности обществ и показатели деятельности предприятий рекомендуется устанавливать на краткосрочный (от 1 года до 3 лет), среднесрочный (от 3 лет до 5 лет) и долгосрочный (5 лет и более) периоды.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 06.03.2023 N 528-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Иные ключевые показатели эффективности обществ, показатели деятельности предприятий и показатели депремирования их руководящего состава устанавливаются для обществ советом директоров (наблюдательным советом), в случае его отсутствия - общим собранием акционеров (участников) общества (далее - органы управления общества), для предприятий - федеральным органом исполнительной власти (исполнительным органом субъекта Российской Федерации), осуществляющим права собственника в отношении имущества предприятия (далее - уполномоченный орган исполнительной власти), в том числе на основании решения Правительства Российской Федерации.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 06.03.2023 N 528-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. В основу расчета фактических значений финансово-экономических ключевых показателей эффективности обществ и показателей экономической эффективности деятельности предприятий рекомендуется закладывать бухгалтерскую (финансовую) отчетность, в случаях, установленных действующим законодательством Российской Федерации, - консолидированную финансовую отчетность.

8. Перечень ключевых показателей эффективности обществ, их целевые значения и вес для каждого общества определяются органами управления общества.

9. Перечень показателей деятельности предприятий, включая дополнительные показатели деятельности, и показателей депремирования руководящего состава, их целевые значения и вес для каждого предприятия определяются в составе программы деятельности предприятия, утверждаемой уполномоченным органом исполнительной власти.

10. При формировании ключевых показателей эффективности обществ и показателей деятельности предприятий следует предусмотреть невозможность корректировки их целевых значений за прошедший и текущий календарные годы.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 06.03.2023 N 528-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Целевые значения ключевых показателей эффективности обществ и показателей деятельности предприятий не рекомендуется указывать интервалом значений.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 06.03.2023 N 528-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Общее количество финансово-экономических ключевых показателей эффективности общества рекомендуется устанавливать в количестве не более 7 показателей.

При этом рекомендуется предусматривать не менее 2 финансово-экономических ключевых показателей эффективности, сумма веса которых должна составлять не менее 30 процентов общего веса всех финансово-экономических ключевых показателей эффективности общества.

13. Общее количество отраслевых ключевых показателей эффективности общества или дополнительных показателей деятельности предприятия рекомендуется устанавливать в количестве не более 4 показателей.

При этом для организаций оборонно-промышленного комплекса количество отраслевых ключевых показателей эффективности для обществ и дополнительных показателей деятельности для предприятий рекомендуется определять исходя из:

специфики деятельности организаций оборонно-промышленного комплекса, поставленных перед ними задач, направленных на повышение безопасности и обороноспособности Российской Федерации;

диверсификации производства организаций оборонно-промышленного комплекса;

участия организаций оборонно-промышленного комплекса в реализации национальных и федеральных проектов согласно целям, предусмотренным Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".

14. Рекомендуемыми показателями депремирования руководящего состава предприятий и обществ являются:

для всех предприятий и обществ:

"Наличие (отсутствие) задолженности по заработной плате перед работниками";

"Отношение объема совокупного долга к прибыли до вычета налоговых и процентных платежей и амортизации";

для всех обществ:

"Превышение установленного органами управления общества значения отношения "Суммы кредитов и займов" к "Прибыли до вычета";

для организаций оборонно-промышленного комплекса:

"Выполнение государственного оборонного заказа и мероприятий по импортозамещению";

"Выполнение мероприятий по диверсификации производства оборонно-промышленного комплекса и выпуску высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения";

"Рост реализации гражданской продукции собственного производства";

для финансовых организаций - "Ухудшение динамики показателя "Доля просроченной задолженности" или превышение установленного органами управления общества показателя "Доля просроченной задолженности".

Наличие, состав, вес показателей депремирования, их целевое значение, а также размер депремирования для обществ определяются органами управления обществ, для предприятий - уполномоченным органом исполнительной власти.

15. В целях обеспечения достоверности расчетов ключевых показателей эффективности обществ органам управления обществ рекомендуется ежегодно обеспечивать проверку корректности расчетов фактически достигнутого значения ключевых показателей эффективности, а также обоснованность размера вознаграждения руководящего состава общества (с учетом фактического достижения целевых значений ключевых показателей эффективности) с привлечением представителей внутреннего и (или) внешнего аудита.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 06.03.2023 N 528-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

16. В отношении предприятий в целях обеспечения достоверности расчетов показателей деятельности предприятий уполномоченным органам исполнительной власти рекомендуется обеспечивать ежегодную проверку корректности расчетов фактически достигнутых значений показателей деятельности, а также обоснованность размера вознаграждения руководящего состава предприятий (с учетом фактического достижения целевых значений показателей деятельности).

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 06.03.2023 N 528-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

17. При рассмотрении вопросов выплаты вознаграждения руководящему составу предприятия или общества учитываются:

фактически достигнутые в отчетном году значения ключевых показателей эффективности (показателей деятельности);

причины отклонений (невыполнение или перевыполнение) фактически достигнутых целевых значений ключевых показателей эффективности (показателей деятельности) от их установленных целевых значений;

показатели депремирования руководящего состава.