В дополнение к данному документу направлено Письмо ФНС России от 05.08.2024 N ШЮ-4-13/8897@.

9. Изменения СОИДН

9. ИЗМЕНЕНИЯ СОИДН.

СОИДН могут меняться с течением времени по согласованию между государствами. Незначительные изменения фиксируются Протоколом, а существенные изменения, как правило, приводят к заключению нового СОИДН. В последнем случае надо внимательно проверять периоды, к которым относится соответствующая редакция соглашения.

С 1 января 2021 года, применяя положения СОИДН необходимо учитывать Многостороннюю конвенцию по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения от 24 ноября 2016 года (далее - Многосторонняя конвенция) <7>. В соответствии с Законом N 79-ФЗ Российская Федерация распространила действие Многосторонней конвенции на СОИДН, заключенные Россией с 71 иностранным государством.

--------------------------------

<7> Ратифицирована Федеральным законом от 01.05.2019 N 79-ФЗ "О ратификации многосторонней Конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения" (далее - Закон N 79-ФЗ).

При этом СОИДН продолжают действовать, а Многосторонняя конвенция изменяет или уточняет некоторые их положения. В качестве "минимального стандарта" (положений, которые обязательны при подписании Многосторонней конвенции) Российской Федерацией были приняты:

- унификация преамбул к СОИДН,

- включение в текст СОИДН "правила основной цели" (principle purpose test),

- дополнительное упрощенное положение об ограничении льгот (simplified limitation of benefits). Несмотря на то, что упрощенные положения об ограничении льгот являются частью минимального стандарта, данные положения применяются только если обе стороны СОИДН избрали возможность их применения.

Чтобы определить, применяется ли Многосторонняя конвенция к определенному СОИДН следует проверить:

- была ли Многосторонняя конвенция подписана другой стороной СОИДН - включила ли другая сторона СОИДН Россию в перечень стран, в отношении которых будет применять Многостороннюю конвенцию;

- были ли завершены в этой внутригосударственные процедуры для начала применения Многосторонней конвенции;

- осуществлено ли уведомление о вышеизложенном ОЭСР.

Как правило, для этого проще всего воспользоваться официальной информацией Минфина России в сведениях справочно-правовых систем, например, "Консультант+".

В настоящее время с учетом позиций государств-партнеров с 01.01.2021 года Многосторонняя конвенция применима в отношении СОИДН, заключенных со следующими государствами: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания Дания, Исландия, Индия, Индонезией, Ирландия, Израиль, Канада, Катар, Кипр, Латвия <8>, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, ОАЭ, Польша, Португалия, Республика Казахстан, Республика Корея, Саудовская Аравия Сербия, Сингапур, Словакия, Словения, Украина <9>, Финляндия, Франция <10>.

--------------------------------

<8> Действие соглашения приостановлено Указом Президента РФ от 26.09.2022 N 668.

<9> Соглашение с Украиной перестает действовать с 01.01.2023 года (денонсировано).

<10> Согласно информационному сообщению Минфина России от 20.01.2021 и письму Минфина России от 05.04.2021 N 03-08-05/25220.

Кроме того, в отношении СОИДН, заключенных с Албанией, Чили, Хорватией, Египтом, Грецией, Венгрией и Малайзией Многосторонняя конвенция применяется к налогам у источника с 1 января 2022 года, к иным налогам - с 1 января 2023 года <11>.

--------------------------------

<11> https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/tax_relations/international?id_66=132752-spisok_sintezirovannykh_tekstov_mnogostoronnei_konventsii_po_vypolneniyu_mer_otnosyashchikhsya_k_nalogovym_soglasheniyam_v_tselyakh_protivodeistviya_razmyvaniyu_nalogovoi_bazy_i_vyvodu_pribyli_iz-pod_nalogooblozheniya_mli_i_mezhdunarodnykh_dogovorov_ob_izbezhanii_dvoinogo_nalogooblozheniya_mezhdu_rossiiskoi_federatsiei_i_drugimi_gosudarstvami

В настоящее время Министерство финансов Российской Федерации совместно с государствами - партнерами по СОИДН, на которые распространяется Многосторонняя конвенция, готовит синтезированные версии таких СОИДН, которые отражают применимые в каждом конкретном случае нормы Многосторонней конвенции <12>.

--------------------------------

<12> https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/tax_relations/international?id_66=132752-spisok_sintezirovannykh_tekstov_mnogostoronnei_konventsii_po_vypolneniyu_mer_otnosyashchikhsya_k_nalogovym_soglasheniyam_v_tselyakh_protivodeistviya_razmyvaniyu_nalogovoi_bazy_i_vyvodu_pribyli_iz-pod_nalogooblozheniya_mli_i_mezhdunarodnykh_dogovorov_ob_izbezhanii_dvoinogo_nalogooblozheniya_mezhdu_rossiiskoi_federatsiei_i_drugimi_gosudarstvami

Территориальным налоговым органам при анализе трансграничных операций поручается уделить внимание корректному применению положений СОИДН. При возникновении вопросов следует обращаться в Управление трансфертного ценообразования.

УФНС России по субъектам Российской Федерации, МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, Межрегиональным инспекциям ФНС России необходимо довести настоящее письмо до сотрудников контрольного блока, в том числе, нижестоящих налоговых органов.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

3 класса

Ю.В.ШЕПЕЛЕВА