В дополнение к данному документу направлено Письмо ФНС России от 05.08.2024 N ШЮ-4-13/8897@.

Приложение

ПОРЯДОК

ПРИМЕНЕНИЯ МНОГОСТОРОННЕЙ КОНВЕНЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

МЕР, ОТНОСЯЩИХСЯ К НАЛОГОВЫМ СОГЛАШЕНИЯМ, В ЦЕЛЯХ

ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАЗМЫВАНИЮ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ И ВЫВОДУ

ПРИБЫЛИ ИЗ-ПОД НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОТ 24 НОЯБРЯ 2016 ГОДА

(ДАЛЕЕ - МНОГОСТОРОННЯЯ КОНВЕНЦИЯ) НА ПРИМЕРЕ СОГЛАШЕНИЯ

МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ

РЕСПУБЛИКИ КИПР ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И КАПИТАЛ (ЗАКЛЮЧЕНО

В Г. НИКОЗИИ 05.12.1998, ДАЛЕЕ - СОИДН С КИПРОМ)

Чтобы определить, будут ли действовать отдельные положения Многосторонней конвенции необходимо проверить, выбрали ли оба государства (стороны по конкретному СОИДН) одинаковый режим присоединения к Многосторонней конвенции. Многосторонняя конвенция применяется только в той части, где такие режимы совпадают у обоих государств. Такую проверку можно осуществить с помощью материалов, размещенных ОЭСР <1>, включая матрицу для проверки статуса Многосторонней конвенции и ее отдельных положений <2>. Доступна таблица соответствия условий по каждому государству <3>.

--------------------------------

<1> www.oecd.org/tax/multilateral-convention-to-implement-tax-treaty-related-measures-to-prevent-beps.htm

<2> https://www.oecd.org/tax/treaties/mli-database-matrix-options-and-reservations.htm

<3> https://www.oecd.org/tax/treaties/mli-matching-database.htm

Согласно информационному сообщению Минфина России "О начале применения Многосторонней Конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения" от 21.01.2021 положения Конвенции применяются с 1 января 2021 года в отношении СОИДН с Кипром. Отмечается, что в отношении налога у источника Конвенция начинает применяться с 1 января 2021 года в соответствии с подпунктом a) пункта 1 статьи 35 Конвенции, в отношении иных налогов - с 1 января 2022 года в соответствии с пунктом b) пункта 1 статьи 35 Конвенции.

Таким образом Минфином России подтверждено, что Российская Федерация и Республика Кипр включили заключенное между ними соглашение в периметр действия Конвенции и договаривающиеся государства выполнили внутригосударственные процедуры, о чем уведомили ОЭСР.

Данная информация подтверждается также в размещенной на сайте ОЭСР таблице по государствам: https://www.oecd.org/tax/treaties/mli-matching-database.htm.

При использования этого инструмента необходимо выбрать в графе "Select Jurisdiction" соответствующие государства: Россию (Russia) и Кипр (Cyprus).

Графы "Signature MLI" и "Ratification instrument deposited" указывают на дату подписания и дату размещения документа, ратифицирующего Конвенцию.

Графа "Synthesised text" указывает на наличие синтезированного текста соглашения об избежании двойного налогообложения (далее - СОИДН), учитывающего изменения, вносимые Конвенцией.

В графе "Article 2 | Covered Tax agreement" в случае, если СОИДН выбран обоими государствами в качестве СОИДН, на который распространяет свое действие Конвенция, указывается "The agreement would be a Covered Tax Agreement".

В графе "Article 6 | Purpose of a Covered Tax Agreement" указывается на выбор государств в части изменения преамбулы к СОИДН. В отношении СОИДН с Кипром государства договорились заменить преамбулу текстом следующего содержания, указанного в пункте 1 статьи 6 Конвенции:

"Намереваясь устранить двойное налогообложение в отношении налогов, на которые распространяется настоящее соглашение, не создавая возможности для неналогообложения или пониженного налогообложения посредством избежания или уклонения от уплаты налогов (в том числе путем использования схем, направленных на получение косвенным образом резидентами третьих юрисдикций льгот и преимуществ, предусмотренных таким соглашением)".

В графе "Article 7 | Prevention of Treaty Abuse" указывается на выбор государств в части норм, касающихся предотвращения злоупотребления положениями СОИДН. В отличие от Российской Федерации Республика Кипр выбрала применение "правила основной цели" без учета положений об упрощенном ограничении применения льгот. В этой связи, в отношении СОИДН с Кипром будет применяться только "правило основной цели".

Так, статья 29 СОИДН с Кипром заменяется пунктом 1 статьи 7 Конвенции: "льготы на основании [настоящего Соглашения] не предоставляются в отношении вида дохода или капитала, если, принимая во внимание все соответствующие факты и обстоятельства, есть основания полагать, что получение такой льготы было одной из основных целей какой-либо структуры или сделки, которые прямо или косвенно привели к этой льготе, если только не было установлено, что предоставление такой льготы в этих обстоятельствах будет соответствовать целям и задачам соответствующих положений [настоящего Соглашения]".

Таким образом, использование льгот, установленных СОИДН с Кипром, поставлено в зависимость от выполнения данных условий.

В графе "Article 16 | Mutual Agreement Procedure" указывается на позиции государств в части взаимосогласительных процедур. В соответствии с выбором Российской Федерации и Республики Кипр первое предложение статьи 25 СОИДН с Кипром заменяется на "Если лицо считает, что действия одной или обеих Договаривающихся Юрисдикций приводят или приведут к его налогообложению не в соответствии с положениями Налогового соглашения, на которое распространяется настоящая Конвенция, то это лицо может независимо от средств защиты, предусмотренных национальным законодательством этих Договаривающихся Юрисдикций, направить свое заявление компетентному органу любой из Договаривающихся Юрисдикций. Заявление должно быть представлено в течение трех лет с момента первого уведомления о действиях, приводящих к налогообложению не в соответствии с положениями Налогового соглашения, на которое распространяется настоящая Конвенция".

Остальные предложения и пункты указанной статьи остаются прежними.

Под графой "Article 36 | Entry into Effect of Part VI" указываются даты, с которых начинает применяться Конвенция. Необходимо обратить внимание на следующие подграфы, относящиеся к началу применения Конвенции в Российской Федерации относительно налога у источника и остальным налогам соответственно:

- "In Russia with respect to taxes withheld" - "MLI shall have effect in Russia with respect to taxes withheld at source on amounts paid or credited to non-residents, where the event giving rise to such taxes occur on or after 1/1/2021". Указанное означает, что в отношении налога с доходов от источников в Российской Федерации Конвенция начинает применяться с 1 января 2021 года.

- "In Russia with respect to other taxes" - "MLI shall have effect in Russia with respect to all other taxes, for taxes levied with respect to taxable periods beginning on or after 1/1/2022". Указанное означает, что в отношении в отношении иных налогов Конвенция начинает применяться с 1 января 2022 года.