Приложение 4

ВАРИАНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ДОО

Для организации РППС в ДОО или в семейных условиях следует рассматривать пространство в рамках имеющихся возможностей. Традиционно это система кабинетов в ДОО и комнаты в квартире, доме и т.д., где проживает семья ребенка дошкольного возраста.

Для максимально возможного использования имеющегося пространства предлагается использовать базовые функциональные модули с учетом взаимодополнения образовательных областей. Функциональный модуль - это группа функционально связанных компонентов (учебные пособия, игры, игрушки, материалы, оборудование, инвентарь и пр.) по видам детской деятельности для организации пространства. Таким образом, образовательные задачи развития и воспитания ребенка дошкольного возраста могут быть решены с учетом возможностей имеющего пространства.

Инфраструктура ДОО может включать следующие функциональные модули:

- "игровой";

- "физкультурно-оздоровительный";

- "музыкальный";

- "художественно-творческий";

- "поисково-исследовательский"

- "релаксации";

- "логопедический";

- "психологического сопровождения";

- "дефектологический";

- "административный";

- "территории и архитектуры ДОО".

Общая характеристика функциональных модулей.

1. Функциональные модули ориентированы на следующие возрастные группы:

- группа для детей младенческого возраста (до года);

- группа раннего возраста (от 1 года до 2-х лет);

- I младшая группа (2 - 3 года);

- II младшая группа (3 - 4 года);

- средняя группа (4 - 5 лет);

- старшая группа (5 - 6 лет);

- подготовительная группа (6 - 7 лет).

2. Каждый функциональный модуль охватывает все образовательные области (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие) с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников.

3. Организация пространства ДОО соответствует количественному наполнению Перечней функциональных модулей в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников и требованиям к устройству и организации помещений ДОО.

4. Количественное наполнение каждой из позиций Перечней функциональных модулей соответствует требованиям к устройству и организации помещений ДОО по принципу предлагаемого количества, исходя из типовой численности группы детей.

5. Перечни функциональных модулей рекомендуются для использования независимо от вида ДОО.

6. Позиции перечней (материалов, игрушек, оборудования и пр.) функциональных модулей могут быть использованы для организации РППС родителями дошкольников в домашних условиях.

7. Перечни функциональных модулей в части общефункциональных компонентов, таких, как мебель, сопутствующее оборудование, образовательные и развивающие информационные технологии, могут коррелировать с перечнями, предложенными в настоящих рекомендациях.

8. При организации разновозрастных групп воспитанников содержательное и количественное наполнение функциональных модулей реализуется в зависимости от количества и возраста детей по усмотрению ДОО.

Критерии оценки РППС:

Открытость среды для преобразований:

- элементы, которые можно менять, преобразовывать (стена творчества, выставки-мастерские и пр.);

- отсутствие жестко закрепленных центров активности.

Современность среды:

- современные и традиционные игрушки и пособия;

- оборудование, соответствующее реалиям времени;

- мебель и инвентарь, соответствующие требованиям современной социально-культурной ситуации (трансформируемость, полифункциональность и пр.).

Ориентированность на повышение физической активности:

- специальное оборудование для физкультурного центра;

- пространство для осуществления физической активности.

Приспособленность для познавательной деятельности:

- дидактические игры и материалы;

- книжный центр с набором разнообразных книг;

- обучающие элементы в оформлении среды (карты, схемы, алгоритмы);

- материалы для экспериментальной деятельности и др.

Приспособленность для сюжетно-ролевых игр:

- игрушки и атрибуты для организации сюжетно-ролевых игр в соответствии с гендерными предпочтениями;

- пространство для организации сюжетно-ролевых игр.

Ориентированность на творческое развитие:

- игры и материалы для организации творческой активности детей;

- пространство для организации творческой активности детей.

Элементы природы в среде:

- специально оборудованный центр природы;

- растительность в группе (цветы, мини-огороды) при возможности;

- прочие элементы природы в среде.

Комфортность среды:

- мягкая, комфортная мебель;

- уголок психологической разгрузки (уединения);

- наличие частички дома: любимой игрушки из дома, семейных фото;

- оптимальное расположение предметов мебели и оборудования в пространстве (возможности для свободного осуществления детьми непересекающихся видов деятельности, свободного перемещения в пространстве группы).

Эстетика среды:

- наличие элементов художественной культуры (декоративные элементы на стенах, выставки предметов народного творчества, репродукции картин и пр.);

- присутствие дизайнерских элементов в оформлении среды (стен, окон, пола);

- сбалансированность цветовой гаммы помещения (отсутствие "кричащих", "кислотных" тонов, взаимоисключающих цветов, разброса цвета, несоответствия и пр.).

Безопасность среды:

- обеспечение детей такими материалами и оборудованием, при использовании которых их физическому и психическому здоровью не угрожает опасность;

- соответствие предметно-развивающей среды требованиям СанПиН.

Нормативно-правовое и методическое обеспечение:

- наличие необходимой документации (правовая база; текущая документация; паспорт группы, кабинета);

- соответствие методической литературы направлению деятельности, наличие периодических изданий.

Создание информационного пространства для родителей:

- содержание информационных материалов для родителей;

- эстетика оформления;

- наличие информации о воспитанниках, материалы, отражающие включение родителей в образовательный процесс.