1. Введение

Настоящие рекомендации разработаны во исполнение пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 16 марта 2022 г. N Пр-487 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей 17 декабря 2021 года (далее - Рекомендации).

Рекомендации призваны обеспечить создание образовательного пространства, которое будет гарантировать охрану и укрепление физического и психологического здоровья, эмоционального благополучия воспитанников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования <1> (далее - ДОО). Разработанные с учетом требований к Федеральной образовательной программе дошкольного образования <2> (далее - ФОП ДО) и к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, охарактеризованных в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), данные рекомендации позволят создать в Российской Федерации единое образовательное пространство в соответствии с едиными стандартами качества образования <3>.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

<2> Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г., регистрационный N 30384), с изменением, внесенным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21 января 2019 г. N 31 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 февраля 2019 г., регистрационный N 53776).

<3> Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 15 апреля 2022 г. N 243 "Об утверждении Порядка формирования федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования".

Применение Рекомендаций позволит унифицировать требования к приобретаемому оборудованию и учебно-методическим материалам, гарантировать их соответствие ФГОС ДО, обеспечить комплексную безопасность пребывания ребенка в ДОО. При этом данные Рекомендации не являются требованиями, выполнение которых подлежит контролю при проведении проверок в ДОО органами государственного контроля (надзора).

Вместе с тем Рекомендации призваны помочь ДОО соотнести свою деятельность, ее материально-техническое оснащение с требованиями ФГОС ДО. При разработке Рекомендаций было принято во внимание, что дошкольное образование (далее - ДО) является уровнем общего образования и организация инфраструктуры ДОО должна строиться на основе преемственности педагогических технологий, взаимодействия детей и взрослых, принципа сотрудничества педагогов ДО и учителей начального общего образования, обмена необходимой информацией и совместной разработки содержания образовательных программ, предоставления воспитанникам доступа ко всем образовательным пространствам образовательной организации.

В рекомендациях представлено:

- описание инфраструктуры ДОО, соответствующей современным условиям оснащения ДОО, критерии формирования;

- перечни материалов и оборудования, необходимых для формирования инвариантной и вариативной частей инфраструктуры ДОО;

- варианты организации инфраструктуры ДОО;

- алгоритмы формирования инфраструктуры ДОО и комплектации учебно-методических материалов;

- предложения к организации методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в области создания инфраструктуры ДОО и комплектации учебно-методических материалов в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Рекомендации адресованы руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, а также руководителям образовательных организаций, и содержат актуальный перечень нормативно-правовых документов, примеры модельных решений по созданию инфраструктуры и комплектации учебно-методических материалов для реализации образовательных программ ДО.