Приложение 3

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФРАСТРУКТУРЫ И КОМПЛЕКТАЦИИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ В ДОО

Алгоритм действий

Содержание

Участники

Шаг 1

Провести оценку и анализ инфраструктуры и комплектации учебно-методических материалов ДОО, определив наиболее проблемные зоны (издание приказа о проведении оценки, создании рабочих (творческих) групп по формированию перечней по каждой возрастной параллели, назначении ответственных лиц, проведении смотров конкурсов в образовательной организации и др.)

Заведующий, заместители, педагоги, специалисты ДОО (возможно участие управляющих советов ДОО, родительских комитетов)

Шаг 2

Изучить запросы родителей и особенности реализации образовательной программы ДО. Изучить интересы, склонности, предпочтения, индивидуальные особенности детей в группах

Воспитатели, специалисты, родители воспитанников, посещающих ДОО

Шаг 3

Составить перечень необходимых материалов и оборудования, исходя из принципа необходимости и материальных возможностей

Участники (ответственные): - заместители заведующего, старший воспитатель, воспитатели, специалисты;

- рабочие (творческие) группы педагогов и специалистов составляют общий перечень, необходимых материалов и оборудования, с учетом возрастных особенностей детей (по возрастным параллелям);

- воспитатели и специалисты, адаптируют (дорабатывают) перечень необходимых материалов и оборудования, с учетом индивидуальных особенностей, образовательных потребностей, способностей, интересов и состояния здоровья детей, посещающих группу, сад, кабинет)

Доработанные перечни фиксируются (вносятся) в паспортах группы, кабинета.

Шаг 4

Составить план-схему, определив пространственное размещение оборудования в группах, опираясь на принцип нежесткого зонирования

Заместители заведующего, старший воспитатель, воспитатели, специалисты.

Шаг 5

Разместить мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме, наполнить игровыми материалами

Заместители заведующего, старший воспитатель, воспитатели, специалисты

Шаг 6

Мониторинг индекса популярности или дефицита применения оборудования у детей и педагогов, запросы от участников образовательного процесса

Заместители заведующего, старший воспитатель, воспитатели, специалисты

Шаг 7

Продумать последовательность внесения изменений в инфраструктуру и комплектацию учебно-методических материалов в течение года, с учетом образовательной программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых средств

Заместители заведующего, старший воспитатель, воспитатели, специалисты

Размещение оборудования в группах предполагает гибкое зонирование и возможность трансформации среды с учетом стоящих воспитательных и образовательных задач, а также игровых замыслов детей.

Так, все оборудование можно условно сгруппировать по трем пространствам: пространству активной деятельности, пространству спокойной деятельности и пространству познания и творчества.

В пространстве активной деятельности может размещаться оборудование, связанное с двигательной активностью, сюжетно-ролевыми играми и т.д. В пространстве спокойной деятельности - зона релаксации, конструктивные и театрализованные игры, настольные игры, книги и мягкая детская мебель, места приема пищи и иное. Пространство познания и творчества может включать оборудование для экспериментирования, оборудование для творчества. При этом следует учитывать, что любое деление условно, поскольку текущая задача или замысел детей могут трансформировать все групповое помещение в пространство для активной деятельности или пространство познания и творчества. Необходимо помнить и о том, что познанием и творчеством пронизана вся жизнь детей, поэтому, например, при организации театрализованной игры вся группа может превратиться в "театральный зал" или, увлекшись какой-то темой, дети развернут активную сюжетно-ролевую игру и тогда все пространство станет пространством активной деятельности.

Оборудование в групповом помещении также можно разместить в соответствии с его функциональным назначением, выделив несколько модулей: физкультурно-оздоровительный, игровой, художественно-творческий, поисково-познавательный, релаксации, бытовой.

Необходимо помнить, что у детей дошкольного возраста любые виды деятельности тесно переплетены с игрой, познание и экспериментирование легко переходят в творческую сюжетно-ролевую игру, так же как и двигательная активность, труд или знакомство с литературным произведением. По сути, игровой модуль является системообразующим. Бытовой модуль может включать в себя то, что связано с приемом пищи, трудовыми поручениями, трудовой деятельностью. Модуль релаксации может состоять из зоны отдыха и релаксации, мягкой детской мебели, книжных стеллажей, столиков, за которыми детьми могут смотреть книги, играть в спокойные игры.

Оборудование в группе может быть размещено и по центрам детской активности. Описание самих центров представлено в тексте рекомендаций.

При такой организации следует продумывать соседство центров с учетом пересечения детских активностей и их интеграции (объединения). Игра и конструирование, например, часто объединены в деятельности детей - постройка сразу обыгрывается или, наоборот, сюжет игры требует конструктивного творчества. Познание часто соседствует у детей с экспериментированием, а ознакомление с литературой - с театрализованным и художественным творчеством.