Решение Верховного Суда РФ от 24.04.2003 N ГКПИ03-298 <Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействительным пункта 2 Перечня утративших силу актов Совета Министров РСФСР и Правительства РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.08.2002 N 630>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 24 апреля 2003 г. N ГКПИ 03-298

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего - судьи

Верховного Суда РФ Романенкова Н.С.,

при секретаре Савченко Д.В.,

с участием прокурора Воскобойниковой Е.Л.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению городской общественной организации Волгодонская Ассоциация потребителей о признании недействительным п. 2 Перечня утративших силу актов Совета Министров РСФСР и Правительства РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 августа 2002 г. N 630 "Об изменении, приостановлении действия и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 г.",

установил:

Городская общественная организация Волгодонская Ассоциация Потребителей (ВАП) обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействительным п. 2 Перечня утративших силу актов Совета Министров РСФСР и Правительства РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 августа 2002 г. N 630 "Об изменении, приостановлении действия и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 г.". Как указывает заявитель, п. 2 указанного Перечня признает утратившим силу пункт 3 Постановления Правительства РФ от 15 октября 1992 г. N 763 "О мерах по социальной защите населения, проживающего на территориях, прилегающих к объектам атомной энергетики", которым населению, проживающему вокруг атомных электростанций, предоставлялась 50%-ная скидка по оплате электроэнергии. Оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует действующему законодательству и нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

В суде представитель Ассоциации Новопашин А.С. поддержал заявленные требования и пояснил, что отмена ранее установленных льгот невозможна без их равноценной замены, в противном случае нарушаются права граждан на социально-экономические компенсации.

Представитель заинтересованного лица Правительства РФ Лохин В.В. возражал против удовлетворения заявления и пояснил суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах компетенции Правительства РФ и не противоречит федеральному законодательству.

Выслушав объяснения представителя Ассоциации Новопашина А.С., представителя заинтересованного лица Правительства РФ Лохина В.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Воскобойниковой Е.Л., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно ст. 13 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" предусматривает возможность обжалования в суд актов Правительства Российской Федерации.

В связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 г." Правительство Российской Федерации издало 24 августа 2002 г. Постановление N 630 "Об изменении, приостановлении действия и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О Федеральном бюджете на 2002 г.", которым утвержден Перечень утративших силу актов Совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации. Пунктом 2 Перечня признан утратившим силу пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 октября 1992 г. N 763 "О мерах по социальной защите населения, проживающего на территориях, прилегающих к объектам атомной энергетики".

В целях обеспечения социальной защиты населения, проживающего на территориях, прилегающих к объектам атомной энергетики, пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 15 октября 1992 г. N 763 устанавливались с 1993 г. населению, проживающему в 30-километровых зонах вокруг действующих атомных электростанций, льготные тарифы за пользование электроэнергией и теплом (при подаче его от систем теплоснабжения атомных электростанций) на бытовые нужды в размере 50 процентов от платы, определяемой в установленном порядке.

Как пояснил в суде представитель Правительства РФ Лохин В.В., в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2002 г.", как и в федеральных законах о бюджетах на другие годы, не были предусмотрены денежные средства на реализацию льготы, установленной п. 3 Постановления Правительства РФ от 15 октября 1992 г. N 763. Бюджетный кодекс РФ запрещает финансирование расходов, не предусмотренных бюджетом.

Из объяснений представителей Ассоциации Новопашина А.С., заинтересованного лица Правительства РФ Лохина В.В. и письменных материалов дела следует, что льгота населению, проживающему в 30-километровых зонах вокруг действующих АЭС, в размере 50% от платы за пользование электроэнергией и теплом установлена нормативным правовым актом Правительства РФ. Государственная Дума Российской Федерации 20 октября 1995 г. приняла Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" N 170-ФЗ, которым предусмотрены меры по социальной защите граждан в районах расположения ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения.

Согласно статье 17 настоящего Федерального закона виды, размеры предоставления социально-экономических компенсаций и меры по социальной защите граждан в зависимости от типа и характеристик безопасности объекта использования атомной энергии устанавливаются федеральным законом.

Порядок предоставления указанных компенсаций и меры по социальной защите граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" не предусмотрел возможность сохранения льгот населению, проживающему в 30-километровых зонах вокруг действующих АЭС, по оплате за пользование электроэнергией и теплом, ранее установленных нормативным правовым актом Правительства РФ.

Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2002 г.", во исполнение которого издан оспариваемый нормативный правовой акт, в статьях 54, 55, 56, 146 не предусматривает в составе расходов федерального бюджета на 2002 г. компенсации по реализации пункта 3 Постановления Правительства РФ от 15 октября 1992 г. N 763 "О мерах по социальной защите населения, проживающего на территориях, прилегающих к объектам атомной энергетики".

Бюджетный кодекс Российской Федерации в пункте 5 статьи 83 предусматривает, что в случае, если законодательные или иные правовые акты устанавливают бюджетные обязательства, не предусмотренные законом (решением) о бюджете, применяется закон (решение) о бюджете.

Правительство Российской Федерации в силу Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" обеспечивает исполнение федерального бюджета и издает постановления на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента.

Нормативного правового акта, устанавливающего льготы населению, проживающему в 30-километровых зонах вокруг действующих АЭС, по оплате за пользование электроэнергией и теплом и имеющего большую юридическую силу, чем утративший силу пункт 3 Постановления Правительства РФ от 15 октября 1992 г. N 763, издано не было.

Правительство Российской Федерации, осуществляя деятельность по организации исполнения законов и иных нормативных правовых актов, вправе издать постановление об отмене ранее изданного им правового акта.

Правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации определены в Федеральном законе "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и в Федеральном законе "Об электроэнергетике".

В соответствии с вышеназванными Законами Правительство РФ, осуществляя государственное регулирование цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию, правомочно утверждать предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию.

Согласно ч. 11 статьи 2 ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" при установлении для отдельных потребителей льготных тарифов на электрическую и тепловую энергию, регулирование которых осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, повышение тарифов на электрическую и тепловую энергию для других потребителей не допускается.

Оспариваемый нормативный правовой акт Правительства РФ тарифы как систему ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую и тепловую энергию, не устанавливает и издан во исполнение иного федерального закона.

При таких обстоятельствах суд не может согласиться с доводами заявителя, что изданием Постановления Правительства РФ от 24 августа 2002 г. N 630 нарушаются равные права граждан на благоприятную окружающую среду с учетом конкретной территории.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление городской общественной организации Волгодонская Ассоциация потребителей о признании недействительным пункта 2 Перечня утративших силу актов Совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 августа 2002 г. N 630 "Об изменении, приостановлении действия и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 г.", - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано, а прокурором, участвующим в деле, принесено кассационное представление в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.