Решение Верховного Суда РФ от 22.05.2003 N ГКПИ03-475 <Об оставлении без удовлетворения заявления о признании незаконным в части установленного срока на обращение за пособием пункта 4 "Основных условий обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию", утвержденных Постановлением Совмина СССР и ВЦСПС от 23.02.1984 N 191>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 22 мая 2003 г. N ГКПИ 03-475

Именем Российской Федерации

Верховный Суд РФ в составе:

председательствующего -

судьи Верховного Суда РФ Редченко Ю.Д.,

при секретаре Носовской Е.В.,

с участием прокурора Гончаровой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Фомина Александра Витальевича о признании незаконным пункта 4 "Основных условий обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию", утвержденных Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС N 191 от 23 февраля 1984 г. (далее Основные условия),

установил:

Фомин А.В. обратился в Верховный Суд РФ с указанным выше требованием, сославшись на то, что оспариваемый пункт Основных условий, в части установленного срока на обращение за пособием, противоречит требованиям международных правовых норм, Конституции РФ, а также Федеральному закону "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" N 125-ФЗ, ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" и нарушает его права на получение пособия по социальному страхованию.

В судебное заседание заявитель не явился. Из поступившего от него сообщения следует, что он не возражает против рассмотрения дела в его отсутствие.

Представители Правительства РФ Орлова Г.А., Панкратова Т.В., Баевич В.Ю. и Белобородов Ю.К. с заявленным требованием не согласились и просили об оставлении его без удовлетворения, сославшись на то, что оспариваемый пункт Основных условий охраняемых законом прав заявителя не нарушает.

Выслушав объяснения представителей Правительства РФ, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Гончаровой Н.Ю., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, противоречащие закону или иным правовым актам и нарушающие права и охраняемые законом интересы граждан или юридических лиц, могут быть признаны судом недействительными (недействующими).

Как установлено судом, Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23 февраля 1984 г. N 191 (с последующими изменениями) были утверждены "Основные условия обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию", пунктом 4 которых предусмотрено, что пособие назначается, если обращение за ним последовало не позднее 6 месяцев со дня восстановления трудоспособности или установления инвалидности, окончания отпуска по беременности и родам, рождения ребенка или со дня смерти. При этом пособие по временной нетрудоспособности за прошлое время выдается не более чем за 12 месяцев со дня обращения за пособием.

При обращении за пособием по истечении 6-месячного срока оно может быть выдано лишь в исключительных случаях по решению соответствующих органов при наличии уважительных причин пропуска срока обращения за пособием.

По утверждению представителей Правительства РФ, назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием должны производиться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности по государственному социальному страхованию.

До настоящего времени закона, регулирующего порядок выплаты указанных выше пособий, не принято, а поэтому продолжают по данному вопросу действовать вышеназванные Основные условия, которые, по их мнению, действующему законодательству Российской Федерации не противоречат.

Эти утверждения представителей Правительства РФ материалами дела не опровергнуты.

Не представлено каких-либо убедительных данных в их опровержение и самим заявителем.

Кроме того, анализ содержащихся в оспариваемом пункте Основных условий положений также не дает суду оснований полагать о том, что они противоречат действующему по этому вопросу законодательству РФ.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что предусмотренных ст. 13 ГК РФ оснований для признания незаконным оспариваемого пункта Основных условий не имеется.

Довод заявителя о том, что положения оспариваемого пункта Основных условий не соответствуют требованиям действующего законодательства РФ и международных правовых норм, не может быть признан обоснованным.

Согласно ст. 22 ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.

Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Из содержания ст. 15 ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" следует, что назначение и выплата застрахованному лицу пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве также производятся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности по государственному социальному страхованию.

Учитывая, что до настоящего времени закона об определении размера пособий по временной нетрудоспособности и условиях их выплаты, как это следует из приведенных выше норм федеральных законов, не принято, то данные вопросы продолжают регулироваться нормативными актами бывшего СССР, в том числе Основными условиями.

Правомерность применения на территории Российской Федерации оспариваемых Основных условий подтверждается также и Указом Президента РФ от 28 сентября 1993 года N 1503 "Об управлении государственным социальным страхованием в Российской Федерации", п. 4 которого предусмотрено, что на предприятиях, в учреждениях, организациях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности сохраняется ранее действовавший порядок выплат по государственному социальному страхованию.

В силу ст. 423 Трудового кодекса РФ, изданные до введения в действие настоящего Кодекса нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.

Оспариваемый правовой акт принят до вступления в силу Трудового кодекса РФ, а поэтому он, как не противоречащий законодательству РФ, в том числе и Трудовому кодексу, продолжает действовать до принятия по этому вопросу соответствующего федерального закона.

Проект такого закона уже находится на обсуждении в Государственной Думе Федерального Собрания РФ.

Что касается Всеобщей декларации прав человека и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, то они декларируют лишь общее право гражданина на социальное страхование и конкретные вопросы выплаты пособий не регулируют. В ст. 9 Конвенции N 121 "О пособиях в случаях производственного травматизма", утвержденной МОТ 8 июля 1964 г., речь идет о периоде выплаты пособий (в течение всего страхового случая), а не о порядке обращения за ним, поскольку эти вопросы регулируются внутренним законодательством стран.

Статья 39 Конституции РФ, на которую заявитель ссылается в своем заявлении, вопросы порядка и условий выплаты пособия также не регламентирует, а лишь предусматривает обязательную выплату таких пособий.

При соблюдении заявителем порядка и условий выплаты такого рода пособий выплата ему данного пособия, как это и предусмотрено Конституцией РФ, была бы гарантирована.

Другие доводы, на которые ссылается заявитель, также не могут служить основанием к удовлетворению заявленного требования.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 и 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Фомина А.В. о признании незаконным пункта 4 "Основных условий обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию", утвержденных Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23 февраля 1984 г. N 191, оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.